Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Культурные традиции народного творчества"»
Тема :
,, Культурные традиции народного творчества,,
Подготовила:
учитель музыки
МБОУ ЖСОШ №2 им. Е.П.Новикова
Сидоренкова С.В.
Народная культура – это культура, создаваемая народом и бытующая в общественных массах. Народная культура изучается разными дисциплинами: историей, филологией, этнографией, искусствознанием и эстетикой.
Народная культура, чаще всего устная. Она передается от человека к человеку, из поколения в поколения, в процессе непосредственного общения. Культура отражает жизнь общества его воззрения, идеалы, создаваемые народом.
Основные составляющие русской народной культуры:
Фольклор ( частушки, сказки, былины ).
Народная инструментальная музыка.
Театр ( пьесы, кукольный театр ).
Русские народные танцы.
Русская архитектура.
Декоративно - прикладное искусство.
Фольклор – художественное, творческое искусство народа. Это термин был введен в обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсоном.
В народных былинах перед нами предстают сильные и могучие богатыри.
Народная инструментальная музыка включает в себя такие музыкальные инструменты, как гусли, балалайка, ложки и гармонь.
Кукольный театр – драматическое искусство к которому можно отнести элементы обрядов, ряжений, диалогов. Важнейшие отличие его театральных действий – перевоплощение в образы персонажей детства.
Русская архитектура. К одним из чудес русской архитектуры можно отнести Русское народное зодчество, появившееся на севере в Архангельской губернии. К одним из построек этого вида искусства можно отнести церковь Иоанна Богослова в Ярославле ( 1698 г. ) .
Декоративно – прикладное искусство – это раздел искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих эстетическое значение. Произведения декоративно – прикладного искусства обладают высоким качеством, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: ткани, посуда, мебель, стекло, фарфор, кожа, ювелирные изделия. Так же разнообразны работы по технике выполнения: это резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка.
Гжель
Хохломская роспись
Дымковская игрушка
Жостовский поднос
Русское народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)
Для этого педагог должен:
создать условия для приобщения детей к русской народной культуре;
повышать профессиональный уровень управления педагогическим процессом;
формировать у детей целостное восприятие музыкальной народной культуры.
С этой целью мною на практике используются различные методы и средства активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, а также базовых культурно - эстетических качеств его личности.
На сегодняшний день обучающиеся Жуковской школы № 2 являются участниками фольклорного кружка «Калинка», который принимает активное участие в районном и областном конкурсах фольклорных коллективов «Весёлый карагод»
На сегодняшний день обучающиеся Жуковской школы № 2 являются участниками фольклорного кружка «Калинка», который принимает активное участие в районном и областном конкурсах фольклорных коллективов «Весёлый карагод»
Русский народный костюм
Народные праздники и традиции
неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.
Уже стало традицией в нашей школе встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну. Мы с детьми разучиваем колядки, беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси.
Знакомим детей с русским народным музыкальным творчеством:
На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Провожу начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле.
Знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.
Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре.
Поэтому педагогу необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта.
Эффективность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в школе будет наиболее эффективной при создании этнической предметно-развивающей среды, широком использование фольклора в соответствии с возрастом детей. Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной культуре, как основа его любви к Родине.