План урока самопознания
Тема: Культурное наследие народа
Класс: 3
Ценность: Любовь
Качества: Чувство прекрасного, патриотизм, почтительность.
Цель:
Расширять представление о ценности культурного народа
Задачи:
- раскрывать значение понятия «культурное наследие народа»;
-развивать интерес к культурному наследию своего народа;
-воспитать стремление достойно продолжать лучшие традиции старших поколений.
Ресурсы: компьютер, музыка, карточки со словами
1. Беседа
Я знаю про Казахстан что…
В какой республике ты живешь? Столица Казахстана? Государственный язык? Какие праздники знаешь? Какие государственные символы знаешь? Какие народы проживают в Казахстане? Сколько областей ты знаешь? Каких поэтов, героев? Какого числа День Независимости? День Конституции?
О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Сегодня мы с вами будем говорить о Казахстане. Тема нашего урока – культурное наследие народа, а что такое культурное наследие и как его можно сохранить, мы с вами узнаем на протяжении урока.
Что такое культурное наследие?
Культурное наследие – это выдающиеся произведения народного творчества, литературы, музыки, изобразительного искусства, сохраненные для нас предшествующими поколениями.
2. Работа в тетради
Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Домбра» в учебнике, вы внимательно его слушаете и затем отвечаете на мои вопросы.
Как называется стихотворение? (домбра)
Запишите по горизонтали слово домбра.
Кто отдал домбру? – дед
Как назвал дед внука? – хранитель
Что будет хранить? – мудрость
Чью мудрость? – столетий
Почему внуку? – любовь
Как еще можно назвать внука? – наследник
Наследник – получает наследство
Дед
стОлетий
Мудрость
люБовь
хРанитель
нАследник
Что можно передавать в наследство? (стихи, песни, легенды, сказки, украшения, памятники).
Почему это является ценным?
Потому что это мудрость народа.
Мудрость народа от поколения к поколению передается через слово. Слова складываются в стихотворения, песни, поэмы, сказки, легенды, которые переходят в наследство от одного поколения к другому. Это называется культурным наследием. Все что люди копили, они могли передавать словами.
3. Упражнение
Какие вы знаете ценности? Духовные и материальные.
Что такое материальные ценности? А духовные? (презентация)
Особую важность для человека, как для личности, представляют духовные ценности.
(добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение - все это духовные ценности, без которых человек не может жить).
Поразмышляйте, какие из предложенных слов являются духовными сокровищами, а что – материальными?
традиции, обряды, история народа, национальная валюта, дружба, мир, согласие, родина, народные герои, загадки, поговорки, национальный костюм, многонациональный народ, пословицы, земля, недра, территория, разбросать по нижним двум столбикам: духовные и материальные сокровища моего народа. Раскрасьте одним цветом духовные ценности, другим – материальные.
Все это наследие мы высоко ценим. Они являются частью нашей страны, нашей истории. Мы должны беречь и уважать то, что оставлено нам народом, и стараться сохранить это культурное богатство.
4. Работа в учебнике
Рассмотрите фотографию гобелена казахстанского художника Ирины Яремы. Что изображено на ковре? Для чего служат эти предметы?
Домбра, кобыз, кумысный набор, торсык, канжар в чехле – предметы, доносящие до современников черты быта и культуры казахского народа, пришедшие из далеких времен. Все это изображено на гобелене, который сам по себе является образцом мастерства, освоенного далекими предками. Обращение современного художника к данной теме говорит о стремлении понять душу народа сквозь призму времени.
Где мы в современном мире можем увидеть культурное наследие?
(музеи, памятники и т.д.)
5. Творческая деятельность
Что вы можете оставить в наследство? Нарисуйте у себя в тетради. Проявите свою фантазию и подумайте что лично вы можете оставить своему народу (книги, песни, музыку, картины и т.д.)
Как вы можете помочь сохранить культурное наследие будущему поколению?
Вспомните прошлый урок «Быть патриотом» ( помогать сохранять красоту природу, беречь окружающий мир, хранить вещи, не ломать их и т.д.).
6. Обобщение
В культурном наследии свято хранятся заветы предки своим потомкам. Постигая искусство, литературу, музыку, народное творчество, оставленное ушедшими поколениями, мы постигаем свои корни, познаем себя. Чтобы понять настоящее, нужно обратиться к прошлому, образ которого запечетлен в культурном наследии народа.