МАНЬЕРИЗМ
¨стиль в западноевропейском искусстве, зародившийся в Италии и получивший распространение в 16-ом – первой трети семнадцатого века. Очагами его развития стали города Флоренция, Рим и Мантуя.
¨Во многом маньеризм был порожден серьезным кризисом в общественно-политической сфере. Постепенно идеи маньеризма проникли в соседствующую с Италией Францию. Характерной чертой этого направления является утрата ренессансной гармонии между человеком и природой, духовным и телесным.
¨ Некоторые специалисты считают, что маньеризм это не самостоятельный стиль, а одна из ранних фаз барокко. В широком смысле слова маньеризм – это выражение «претенциозного», формотворческого начала в искусстве на различных стадиях развития мировой культуры – от эпохи античности и до современности.
¨Для маньеризма в архитектуре свойственны нарушение ренессансной сбалансированности и использование немотивированных структурных решений, которые вызывают у зрителя чувство беспокойства. К самым известным сооружениям, возведенным в этом архитектурном стиле, относятся Библиотека Лауренциана и площадь Палаццо дель Те. Также в духе маньеризма была построена во Флоренции лоджия здания Галерии Уффици.
БОЗ-АР
¨это эклектический стиль в архитектуре. Он развивался в противовес, распространившимся в середине девятнадцатого века, неоготике, неовизантизму и псевдорусскому стилю.
¨Это направление в архитектуре зародилось и развивалось в парижской Школе изящных искусств. В ней обучали будущих архитекторов воспроизводить разные исторические стили. Ярким примером стиля боз-ар стали здания, возведенные выпускником Школы изящных искусств архитектором Шарлем Гарнье. Самой известной его постройкой стала Опера Гарнье. В Париже из зданий, построенных в этом стиле, следует выделить: Новые крылья Лувра, Вокзал д’Орсе, Дворец Трокадеро, Большой и Малый дворец, Мост Александра III, Дворец Шайо, Школа изящных искусств.
¨Для архитектурного направления боз-ар характерны иерархия утилитарных и благородных пространств, строгая симметрия, использование элементов из итальянской и французской архитектурной истории. Архитекторы, работающие в этом стиле, активно использовали полихромные вставки и декор с использованием барельефов, фигурных скульптур, лепки, картушей и т. д. Выпускники Школы изящных искусств сделали в 1885-1920 гг направление боз-ар одним из доминирующих архитектурных стилей в Соединенных Штатах Америки.
ХАЙ-ТЕК
¨это архитектурный стиль, появившийся в 70-е года двадцатого века и вышедший из недр позднего модернизма. Согласно классификации, составленной американским архитектором Ч. Дженкинсом, хай-тек характеризуют прагматизм, гипербола, технологичность, обеспечение архитектурой обслуживания; конструкция и структура как орнамент.
¨Также этому архитектурному стилю свойственны монументальность, антиисторичность, сложная простота, представление об архитекторе, как о профессионале высочайшего уровня.
¨Большинство архитектурных критиков сходятся в том, что приверженцы хай-тека – это новое поколение модернистов, так как они не отчуждаются от традиций европейской архитектуры и не оспаривают идеи великого римского механика и архитектора Марка Витрувия Поллиона.
¨Одним из первых зданий, построенных в стиле хай-тека, является Центр Помпида, находящееся в Париже (1977 год). Оно было построено архитекторами Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом. Начиная с восьмидесятых годов строительство зданий в стиле хай-тек стало считаться престижным. Это было связано с тем, что возведение построек, выдержанных в таком архитектурном стиле, требовало огромных финансовых вложений. В 90-е года начинают развиваться стили противоположные хай-теку – эко-тек и био-тек. Они пытались воссоединиться с природой, войти с ней в диалог.