ВВЕДЕНИЕ
Архитектура арабского Востока представляет огромный интерес для меня, именно поэтому я выбрала данную тему для детального изучения. Сегодня Восток активно развивается, и я, как будущий педагог, считаю необходимым владеть знаниями по представленной мною теме. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре.
К VII веку н.э. возникает культура Арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области.
У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же светские возведения - крытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д. Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.
Всю эту гармонию арабского искусства, проявляющуюся в архитектуре мечетей, дворцов и улиц, я и попытаюсь раскрыть в данном проекте.
ГЛАВА 1. МЕЧЕТИ
Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда (570-632 гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.
Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор.
Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком. В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.
Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой.
1.1 Мечеть аль-Харам
Полное название мечети Масджид аль-Харам. "Масджид" в переводе с арабского - "мечеть", то есть место, в котором совершается поклонение, "аль-Харам" значит "запретная". В русском переводе звучит, как "Запретная мечеть".
Самая главная и самая крупная мечеть в мире. Находится в святом городе Мекке в Саудовской Аравии. Во внутреннем дворе мечети располагается главная святыня мусульман – Кааба. Сооружение кубической формы, довольно большое по размеру: 15 метров в высоту, 10 – в длину и 12 – в ширину. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный).
Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов. Кааба перестраивалась 12 раз, постоянно расширяясь и модернизируясь. Последняя такая модернизация была проведена в 1984 году. Общая площадь мечети в настоящее время составляет 135 тыс. кв. м.
Черный камень Каабы - это камень прощения, вмонтированный в одну из стен Каабы. Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников.
1.2 Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка)
Мечеть Пророка, или Масджид ан-Набави, находится в благословенной Медине. Является второй святыней в исламе после мечети аль-Харама. Принято считать, что строительство храма началось в 622 году, и в нем принимал участие сам пророк Мухаммед. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка. В обычное время мечеть вмещает около 600 тысяч человек. Во время паломничества в ней можно разместить до 1 миллиона верующих. Площадь мечети занимает около 400 тысяч кв. метров.
Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. К настоящему времени от той первой мечети, конечно, мало что осталось. Каждый из правителей разных времен старался в чем-то дополнить, украсить или расширить её.
В мечети десять минаретов, каждый из них с высотой 105 метров. Стены и полы мечети устланы мрамором и камнями различных цветов. Весь первый этаж занимает молельный зал. Самый большой молитвенный зал во всем мире.
1.3 Мечеть аль-Акса
Мечеть аль-Акса (Отдаленная мечеть) расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
Современный храм состоит из семи просторных галерей. Одна из них – центральная. С востока и запада к ней примыкают еще по три галереи. Венчает мечеть один купол. С внешней стороны он покрыт свинцовыми плитами, а изнутри облицован мозаикой. Интерьер мечети украшает большое количество колонн из камня и мрамора, соединенных арками. В мечети одновременно могут совершать намаз до 5000 верующих.
Ещё в эпоху халифа Абд Аль—Малика была построена ещё одна мечеть, неподалеку от Аль—Аксы. Она получила название Куббат Ас—Сахра (Купол Скалы). Нередко мечеть Аль—Акса путают с мечетью Купол Скалы.
1.4 Мечеть Омейядов
Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная. Ее расположение также символично. Находится Большая мечеть Омейядов в Дамаске – старейшем городе Сирии. Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. Войти можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой.
Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. Этим минаретом особенно славится Мечеть Омейядов.
В молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя.
ГЛАВА 2. МАВЗОЛЕИ
2.1 Тадж-Махал
Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия. Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году.
Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ. Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.
Он был возведен по приказу внука Великого Могола, правителя страны Шах Джахана, в честь своей супруги Мумтаз-Махал (Арджуманд Бану), отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка.
Под главным куполом мавзолея расположена гробница. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.
Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен – минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом.
В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужина мусульманского искусства в Индии, является одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире». Этот шедевр - одна из самых популярных достопримечательностей в Индии, которая ежегодно привлекает около 4 миллионов туристов.
Белый мраморный купол Тадж-Махала отражается в бассейне Аль Гауд аль-Каватар - «Резервуар Изобилия».
Резной фасад Тадж-Махала украшен надписями, абстрактными формами или изображениями цветов. Изображения людей и животных запрещены исламом.
2.2 Мавзолей Саманидов
Мавзолей Саманидов является одним из древнейших мавзолеев ислама и вообще одним из самых роскошных памятников кирпичного зодчества. Он сохранился без разрушений главным образом потому, что был погребен песком и другими зданиями; его обнаружил в 1934 г. советский археолог Шишкин. По легенде красота этого сооружения произвела на монголов, завоевавших Бухару в марте 1220 г., такое сильное впечатление, что они пощадили его, но сожгли при этом весь город. Купол покоится на четырех арках. Эта чортак (система из четырех арок) была тогда революционной, ее часто повторяли.
Переход к куполу скрывается снаружи галереей с десятью аркадными проемами на каждой стороне. Эти проемы являются единственными источниками освещения помещения. Купол символизирует небо, куб - каабу в Мекке и земной мир, а оба вместе представляют Вселенную. В мавзолее имеется гробница Исмаила Самани.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я подробно изучила архитектуру арабских стран. Выяснила, как она повлияла на современный мир и людей. Мне понравилось изучать эту тему, все сооружения завораживали меня своими размерами, красотой и величием. Арабские народы внесли большой вклад в историю мирового искусства и архитектуры. Вся архитектура Арабского Востока явно отличается от архитектуры Европы.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973.
- https://www.tauba.ru/kartinki-s-tsitatami/samyie-znachimyie-mecheti-v-mire.html
- http://fb.ru/article/248802/istoriya-sozdaniya-tadj-mahala-indiya-agra-interesnyie-faktyi-foto
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Саманидов
- http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post345197970