Цель разработки:Развитие музыкальных способностей детей через приобщение к музыкальной народной культуре,а так же навыки и умения- проявлять свои творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народная музыка в жизни дошкольника»
Сообщение из опыта работы
«Народная музыка в жизни дошкольника»
Веселова Светлана Александровна
музыкальный руководитель
МДОАУ детский сад № 31 «Звёздочка» г.Орска
Если ребенок родился и рос На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Если эту заповедь предков в душе сбережет, То радость и счастье с собой принесет.
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности.
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Поэтому одна из задач моей деятельности –
обогатить детей знаниями о русской народной культуре, культуре Южного Урала.
Проблема развития музыкальных способностей дошкольников средствами народной культуры в наше время очень актуальна, так как остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, суть которого в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Теоретической базой опыта является учение Б.М. Теплова о способностях. В своих работах он дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей.
Цель моей работы:
• Развитие музыкальных способностей детей через приобщение к музыкальной народной культуре.
Задачи работы представлены на слайде:
• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
• Развитие и совершенствование музыкальных навыков и умений, умения проявлять свои творческие способности;
Также задача моей работы - развитие у детей общей музыкальности, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих музыкальных способностей.
Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. В своей работе использую наглядные и наглядно-слуховые методы, словесные, метод целостного восприятия, развитие творческого мышления и воображения, игровые, метод элементарного музыцирования.
Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности
Методы.
Методические приёмы.
1. Наглядные и наглядно - слуховые
1. Показ: картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов.
3. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.
2. Словесные
1. Образный короткий рассказ о музыкальном произведении.
2. Беседа.
3. Пояснение..
3. Метод целостного восприятия
Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства.
4. Развитие творческого мышления и воображения
3. МВО (метод вокальных объектов).
4. ВМП (воспроизведение маленькими потешками).
5. Игры на развитие музыкального мышления: "
6. Работа со сказкой.
5. Игровые
1. Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальных способностей.
2. Творческие задания.
6. Метод элементарного музыцирования.
1. Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения.
2. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.
3. Участие в шумовом оркестре.
Для развития музыкальных способностей использую, современные образовательные технологии представленные на слайде :
Современные образовательные технологии, используемые в музыкальной деятельности.
Название используемой технологии
Группы, в которых используется технология
Имеющийся/прогнозируемый результат
Пальчиковая гимнастика
Средние, старшие подготовительные
Развитие речи, творческих способностей
Ритмические игры
Старшие, подготовительные
Развитие чувства ритма,
Игровой массаж
Средние, старшие, подготовительные
Релаксация, развитие фантазии, двигательных навыков
Развивающие музыкально - дидактические игры
Все возрастные группы
Развитие музыкальных навыков
Экспериментирование со звуками
Все возрастные группы
Обогащение слушательского опыта
Песенная импровизация
Средние, старшие, подготовительные группы
Развитие певческих и творческих способностей
«Хор рук»
Средние, старшие, подготовительные
Развитие слухового внимания
Танцевальная импровизация
Старшие, подготовительные
Развитие танцевальных и творческих способностей
Интегративная деятельность
Все возрастные группы
Развитие интегративных качеств
Пластические этюды
Старшие, подготовительные группы
Развитие пластичности, чувства ритма
Развитие музыкальных способностей средствами народной культуры проходит по следующим направлениям:
Работа с детьми по формированию певческих навыков.
Решение этой задачи предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Особое место в репертуаре принадлежит народным песням. Сам характер народных песен (обилие гласных, «поющийся» текст, простой ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы, интересное содержание) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных, делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Учитывая особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, использую унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок.
Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом. Формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка - муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота), незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др.). Дети проявляют живой интерес, к содержанию , прослушивая русские народные мелодии: «Барыня», «Камаринская», «Ах, ты, береза», «Зимушка-зима», «Коробейники»; быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Сеяли девушки яровой хмель», «Во поле береза стояла», «А я по лугу», «Уж как яль свою коровушку люблю», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.
Детям младшего возраста давались коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами.
В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Фиксирую внимание детей на характере песни, а также предлагаю его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные ( «Коровушка», «Прялица»,); легкие, подвижные ( «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»); шуточные ( «Тень-тень, потетень», «Где был, Иванушка?»); задорные, плясовые ( «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот»).
Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока». Песни «Кукушечка», «Гуси» пели с солистами.
Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления.
Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности.
Ребенок, участвуя в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, наиболее полно проявляет свои музыкальные и творческие способности.
Знакомство с русскими народными играми.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В процессе работы знакомила детей с народными играми: «Плетень», «Кто у нас хороший?», «Капуста», «Огородники», «Заинька серенький» и другие.
Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.
Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризовали какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору», кота – в игре «Кот Васька» и т.д.), изображали картинки жизни (в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки).
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание. В наш репертуар игры на музыкальных инструментах входят: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Кукушечка», «Во поле береза стояла», «Частушки», «Курочки и петушки», «Ах, вы сени» и другие.
Дети старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, бубнах, трещотках . Детям нравилось исполнять лирические, спокойные произведения – «Во поле береза стояла»;
подвижные, веселые мелодии – «Ой, там на горе», «Как под горкой под горой»; задорную, напевную «Калинку». Игра на детских музыкальных инструментах использовалась и в игровой деятельности детей.
На занятиях дети знакомились со звучанием оркестра. Им давались и раскрывались понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Следующее направление работы : Танцевальное творчество
На музыкальных занятиях дети познакомились с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Светит месяц», «Сударушка», шуточный танец «Яблочко», «Березка», «Русский сувенир», «У самовара» и другие.
Народному творчеству мы посвящали тематические концерты «Родные напевы», «Времена года», «Уральские просторы», «Казачьи забавы», которые оставили в душе ребенка глубокий след, радость общения с природой через песню и народную музыку, и поэтическое слово.
Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.
Успешное развитие музыкальных способностей детей невозможно без помощи и активного участия родителей. Для привлечения родителей к совместной работе проводились индивидуальные беседы и консультации «Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье», родители принимали участие в праздниках, оформлены информационные листы для родителей, начала работу «Музыкальная гостиная для родителей». Тема первой встречи «Край родной – земля Уральская»
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысился интерес к музыке.
Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с детьми способствовали развитию у детей музыкальных способностей, художественного вкуса; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.