Первые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской области (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа), разнообразные манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуального танца шамана и других обрядовых плясок. Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музыкальная культура Сибири" »
Сибири
Музыкальная культура
Сибири.
Первые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол,Кара-Бом, Страшная), Иркутской области(Еланцы), Тувы
В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа )
Скифская арфа
Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).
Варган
Музыкальные культуры коренных этносов ( Алтайская…, Бурятская.., Тувинская., Хакасская., Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.
Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказания объемом до нескольких тысяч строк, которые поются целиком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопениями. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.
эвенки
якуты
ханты
Медвежий праздник
К середине XIX в. в Сибири сложились разнообразные формы музыкального образования. В военных школах и гимназиях обязательными предметами были пение и «танцевание», игра на музыкальных инструментах. Наибольшее значение имело музыкальное образование в духовных учебных заведениях, училищах и семинариях. Все большее значение получают формы гражданского музыкального образования. Особая роль в становлении этих традиций принадлежала Женскому благородному институту в Иркутске .
Девичий институт
в г.Иркутске
Исключительную роль в обогащении сибирской музыкальной жизни этого времени принадлежала местной и приезжей интеллигенции, образованным чиновникам, ссыльным полякам идекабристам.Одаренным музыкантом был С. Шашков (отец историка и публицистаС.С. Шашкова) — регент прославившегося на всю Сибирь архиерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Девичьем институте в Иркутске.
Регент прославившегося на всю Сибирь архиерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Девичьем институте в Иркутске.
Шашков Серафим
Серафимович.
Значителен вклад в развитие музыкальной культуры Сибири композитораА.А. Алябьевав 1828-32ссылкув Тобольске. Его активность стимулировала творчество местных поэтов, композиторов, исполнителей.
«вывел» музыкальное искусство из салонов на концертную эстраду и значительно расширил слушательскую аудиторию. Некоторое время Алябьев руководил также духовым оркестром Омского казачьего войскового училища и, по отзывам современников, довел его уровень до «замечательного совершенства ».
А.А.Алябьев
Исключительной по масштабам и значению являлась музыкально-общественная деятельность декабристов в Сибири. В их среде были такие исполнители, какП.Н. Свистунов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Волконская, супруги Ивашевы, М.И. Муравьев-Апостол и другие. В самых разных формах выражалась помощь декабристов музыкальным учреждениям и организациям региона. Волконская в Иркутске принимала участие в работе хора Девичьего института. В Тобольске Свистунов возглавил хор церковных певчих и создал оркестр, струнный квартет и фортепианное трио — коллективы, требующие высокой музыкальной культуры.
А.П. Юшневский,
П.Н.Свистунов.
М.Н. Волконская
В первой половине XIX в. зарождается «уличная» музыкальная жизнь. В Иркутске, Тобольске, Омске, Томске и других городах в местах общественных гуляний пели хоры, играли оркестры, давались представления народных драм в сопровождении музыки, таких как «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка». Музыкальная жизнь оживилась в городах и поселениях, прежде в этом отношении ничем не примечательных.