kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыкальная культура Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пер­вые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисо­ва, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской области (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа), разнообразные манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуального танца шамана и других обрядовых плясок. Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальная культура Сибири" »

Сибири Музыкальная культура Сибири.

Сибири

Музыкальная культура

Сибири.

Пер­вые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисо­ва, Усть-Каракол,Кара-Бом, Страшная), Иркутской области(Еланцы), Тувы  (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»).

Пер­вые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисо­ва, Усть-Каракол,Кара-Бом, Страшная), Иркутской области(Еланцы), Тувы

(Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»).

Горный Алтай:Усть-Канская  пещера.

Горный Алтай:Усть-Канская

пещера.

Хакасия. Грот «Двуглазка »

Хакасия. Грот «Двуглазка »

В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа )

В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа )

Скифская арфа

Скифская арфа

Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).

Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).

Варган

Варган

Музыкальные культуры коренных этносов ( Алтайская…, Бурятская.., Тувинская., Хакасская., Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологи­ческое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный об­лик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.

Музыкальные культуры коренных этносов ( Алтайская…, Бурятская.., Тувинская., Хакасская., Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологи­ческое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный об­лик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.

Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказа­ния объемом до нескольких тысяч строк, которые поются цели­ком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопения­ми. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.

Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказа­ния объемом до нескольких тысяч строк, которые поются цели­ком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопения­ми. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.

эвенки

эвенки

якуты

якуты

ханты

ханты

Медвежий праздник

Медвежий праздник

К середине XIX в. в Сибири сложились разнообразные формы музыкального образования. В военных школах и гимнази­ях обязательными предметами были пение и «танцевание», иг­ра на музыкальных инструментах. Наибольшее значение имело музыкальное образование в духовных учебных заведениях, училищах и семинариях. Все большее значение получают формы гражданского музыкального образования. Особая роль в становлении этих традиций принадлежала Женскому благородному институту в Иркутске .

К середине XIX в. в Сибири сложились разнообразные формы музыкального образования. В военных школах и гимнази­ях обязательными предметами были пение и «танцевание», иг­ра на музыкальных инструментах. Наибольшее значение имело музыкальное образование в духовных учебных заведениях, училищах и семинариях. Все большее значение получают формы гражданского музыкального образования. Особая роль в становлении этих традиций принадлежала Женскому благородному институту в Иркутске .

Девичий институт в г.Иркутске

Девичий институт

в г.Иркутске

Исключительную роль в обогащении сибирской музыкальной жизни это­го времени принадлежала местной и приезжей интел­лигенции, образованным чиновникам, ссыльным по­лякам и декабристам .Одаренным музыкантом был С. Шашков (отец историка и публициста С.С. Шашкова ) — регент прославившегося на всю Сибирь архи­ерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Де­вичьем институте в Иркутске.

Исключительную роль в обогащении сибирской музыкальной жизни это­го времени принадлежала местной и приезжей интел­лигенции, образованным чиновникам, ссыльным по­лякам и декабристам .Одаренным музыкантом был С. Шашков (отец историка и публициста С.С. Шашкова ) — регент прославившегося на всю Сибирь архи­ерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Де­вичьем институте в Иркутске.

Регент прославившегося на всю Сибирь архи­ерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Де­вичьем институте в Иркутске. Шашков Серафим Серафимович.

Регент прославившегося на всю Сибирь архи­ерейского хора и преподаватель пения (1845-54?) в Де­вичьем институте в Иркутске.

Шашков Серафим

Серафимович.

Значителен вклад в развитие музыкальной культуры Сибири композито­ра А.А. Алябьева в 1828-32 ссылку в Тобольске. Его активность стимулировала творчество местных поэтов, композиторов, исполнителей.

Значителен вклад в развитие музыкальной культуры Сибири композито­ра А.А. Алябьева в 1828-32 ссылку в Тобольске. Его активность стимулировала творчество местных поэтов, композиторов, исполнителей.

«вывел» музыкальное искусство из салонов на концертную эстраду и зна­чительно расширил слушательскую аудиторию. Некоторое время Алябьев руководил также духовым оркестром Омского казачьего войскового училища и, по отзывам современников, довел его уровень до «замечательного совершенства ». А.А.Алябьев

«вывел» музыкальное искусство из салонов на концертную эстраду и зна­чительно расширил слушательскую аудиторию. Некоторое время Алябьев руководил также духовым оркестром Омского казачьего войскового училища и, по отзывам современников, довел его уровень до «замечательного совершенства ».

А.А.Алябьев

Исключительной по масштабам и значению являлась музыкально-общественная деятельность декабристов в Сибири. В их среде бы­ли такие исполнители, как П.Н. Свистунов , А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Волконская, супру­ги Ивашевы, М.И. Муравьев-Апостол и другие. В самых разных формах выражалась помощь декабристов музыкальным учреждениям и организациям региона. Волконская в Иркут­ске принимала участие в работе хора Девичьего института. В Тобольске Свистунов возглавил хор церковных певчих и создал оркестр, струнный квартет и фортепианное трио — коллективы, требующие высокой музыкальной культуры.

Исключительной по масштабам и значению являлась музыкально-общественная деятельность декабристов в Сибири. В их среде бы­ли такие исполнители, как П.Н. Свистунов , А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Волконская, супру­ги Ивашевы, М.И. Муравьев-Апостол и другие. В самых разных формах выражалась помощь декабристов музыкальным учреждениям и организациям региона. Волконская в Иркут­ске принимала участие в работе хора Девичьего института. В Тобольске Свистунов возглавил хор церковных певчих и создал оркестр, струнный квартет и фортепианное трио — коллективы, требующие высокой музыкальной культуры.

А.П. Юшневский, П.Н.Свистунов.   М.Н. Волконская

А.П. Юшневский,

П.Н.Свистунов.

М.Н. Волконская

В первой половине XIX в. зарождается «уличная» музыкальная жизнь. В Иркутске, Тобольске, Омске, Томске и других городах в местах общественных гуляний пели хоры, игра­ли оркестры, давались представления народных драм в сопровождении музыки, таких как «Царь Максимили­ан», «Царь Ирод», «Лодка». Музыкальная жизнь оживилась в городах и поселениях, прежде в этом отношении ничем не примечательных.

В первой половине XIX в. зарождается «уличная» музыкальная жизнь. В Иркутске, Тобольске, Омске, Томске и других городах в местах общественных гуляний пели хоры, игра­ли оркестры, давались представления народных драм в сопровождении музыки, таких как «Царь Максимили­ан», «Царь Ирод», «Лодка». Музыкальная жизнь оживилась в городах и поселениях, прежде в этом отношении ничем не примечательных.

Электронные ресурсы http://bsk.nios.ru/enciklodediya/muzykalnaya-kultura-sibiri http://www.novosibirskgid.ru/nature/cave/grot-dvuglazka.html

Электронные ресурсы

http://bsk.nios.ru/enciklodediya/muzykalnaya-kultura-sibiri

http://www.novosibirskgid.ru/nature/cave/grot-dvuglazka.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музыкальная культура Сибири"

Автор: Алалыкина Людмила Михайловна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Духовная и музыкальная культура коренных народов Кузбасса"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovnaia_i_muzykalnaia_kultura_korennykh_narodov_kuzbassa"
    ["file_id"] => string(6) "591958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637322931"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_iskusstvo_pervobytnogo_obshchestva_ochagi_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "477004"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535957115"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект занятия по курсу  « Основы религиозной культуры и светской этики» на тему: "Россия - наша Родина". "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-osnovy-rielighioznoi-kul-tury-i-svietskoi-etiki-na-tiemu-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "127218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282861"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Материал по внедрению инноваций в УВП через внеурочную деятельность  с учетом ФГОС. Региональный компонент «Кузбасс – жемчужина Сибири». "
    ["seo_title"] => string(151) "matierial-po-vniedrieniiu-innovatsii-v-uvp-chieriez-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-s-uchietom-fgos-rieghional-nyi-komponient-kuzbass-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "113923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411139671"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-po-istorii-i-kul-turie-bashkortostana-na-tiemu-kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "240523"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445026266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства