Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы "Музыка и литература"»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Музыка и литература» в 5 классе
Сатдарова Елена Федоровна
Программа «Музыка» разработана коллективом авторов под руководством Д.Б. Кабалевского М. Просвещение 2006 г.
Некоторые изменения в программе обусловлены внедрением новых технологий и современного песенного репертуара
Программа по музыке
Фонохрестоматия
Творческая тетрадь
Учебно-методический
комплект
Хрестоматия
Рабочая тетрадь
Поурочные планы
Пояснительная записка
Программа музыкальных занятий в 5 классе І полугодия направлена на установление внутренних связей музыки и литературы. Эта тема по различным поводам не раз уже затрагивалась на уроках в начальной школе «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики искусства, а ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом» – эти слова французского писателя и музыканта Ромена Роллана.
В теме І четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» на уроках мы пытаемся убедиться в том, какие бы потери понесла музыка, если бы не было литературы.
В теме ІІ четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» убеждаемся в том, что большая часть литературы дарит нам встречу с музыкой, а иногда и вовсе не может без нее существовать.
Тема «Музыка и литература» та тема, которая позволяет в первую очередь установить меж предметную связь. Помогает понять эстетическую ценность видов искусств, воспитательную, познавательную и преобразующую роль в социальном, культурном, духовном развитии личности
ІІІ. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности
а)знакомство с новым материалом;
б)осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
ІІ. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
І. Организационный момент
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Дети выполняют.
- Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
- А для меня будет счастьем спеть любимую песню. Вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить куплет «Песня о счастье».
(Исполнение 1-го куплета песни).
- Знаете, ребята, видеть ваши умные глаза и добрые лица для меня это тоже счастье.
III . Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Учитель зачитывает эпиграф:
...А ведь каждый счастье
понимает по-своему.
У каждого оно свое.
Но есть вещи, которые у всех
вызывают подъем и чувство счастья.
- Какие?
- Ну хотя бы музыка. Или картины...
(К. Паустовский. «Фенино счастье».)
- Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский?
(Писатель.)
- Какие слова являются главными в эпиграфе? (Счастье, музыка.)
(Эти слова записываются на доске.)
- Мы к ним еще вернемся в конце урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока - «Музыка в____________»
Необходимо заполнить пропуск в теме урока. (Музыка в рассказах.) К. Паустовского часто называют «музыкальным писателем». Почему?
(Потому что музыка часто «звучит» в его рассказах.)
- Мы послушаем музыкальное произведение, упоминающееся в рассказе «Старый повар». А вы, прослушав его, ответьте на вопрос: можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?
Звучит «Фантазия» В.-А. Моцарта.
После прослушивания учитель задает вопросы.
- Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?
Ответы детей.)
И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать это от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а напротив, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» «Я сделаю это. А чего еще вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
- Хорошо, - сказал незнакомец, и встав, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. - Хорошо, - повторил он. - Слушайте и смотрите». И он заиграл...
Вновь звучит «Фантазия» В.-А. Моцарта.
...Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!»
- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец...»
Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик -бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала в сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, «маленький
человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! - сказал он. - Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
2. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Каких героев вы запомнили из этого произведения? Какую роль сыграла музыка в рассказе?
(Ответы.)
- А можно ли ее назвать главным героем?
(Ответы.)
- Я вас попрошу еще раз мысленно вспомнить музыку. Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать образ счастья.
Дети выполняют.
- А помогает ли музыка быть счастливым?
(Ответы детей.)
- Мы сейчас это проверим, выполнив задания по группам.
Задание 1-й группе:
- Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе К. Паустовского «Старый повар».
- Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте.
(На обороте карточки с заданием предложены несколько вариантов названия произведения: «Мелодия», «Счастье», «Фантазия», «Пробуждение чувств»).
Дети объясняют, почему выбрали то или иное название.
Задание 2-й группе:
- Нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке. (Работа коллективная на 1/4 ватмана.)
«Фантазия»
«Счастье»
«Мелодия»
«Пробуждение чувств»
Задание 3-й группе:
Среди карт настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному музыкальному произведению. Докажите. (Карты прилагаются.)
После работы в группах и ответов детей подводятся итоги:
- Музыка помогает стать счастливым?
- Вы любите чудеса? Любите превращения? Я сейчас вместе с вами превращусь в повара. А какими словами необходимо совершить превращение?
(Крибле, крабле, бумс!)
- Встаем, закрываем глаза и говорим заветные слова вслух, дружно: «Крибле, крабле, бумс!». Открываем глаза. Мы с вами в рассказе «Старый повар».
- Какое желание было у старика?
(«...Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной».)
- Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть возможность загадать еще одно от его имени. Нам в этом помогут карты-пожелания «Я очень хочу...».
Учащиеся выполняют задание и делятся впечатлениями.
- Остальные пустые шары пусть дома, после вашего рассказа об этом уроке, заполнят ваши родители. А еще одним домашним заданием будет вот что: вы напишете письмо с благодарностью В.-А. Моцарту за его музыку, которая сделала вас счастливыми, как много лет назад старого повара.
А кто захочет еще поделиться своими ощущениями, то может выполнить дополнительное задание. Вот оно:
«Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?»
IV. Итог урока.
-Прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? А почему вы так думаете?
-Кто помог нам увидеть, услышать, почувствовать счастье?
(К .Паустовский, В.-А. Моцарт.)
- А за что они бы вас похвалили?
- А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От имени В.-А. Моцарта, К. Паустовского поставьте себе оценки.
- Кому В.-А. Моцарт и К. Паустовский поставили бы «5», «4», «3»? Почему? (Дети комментируют оценки.)
Рефлексия.
- У вас осталось на парте солнышко. Я еще раз включаю «Фантазию» В.-А. Моцарта, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока.
- Дорисуйте у солнышка очертания рта:
Радость, Грусть, Безразличие
- Ребята, вы любите подарки?
В подарок от меня - песня «Дом», авторы неизвестны. А вы мне поможете подпевать. (Тексты у ребят на парте.)
Д.Б. Кабалевский . Программа « Музыка» 1-8 классы. М.: Просвещение 2006г.
Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.: Просвещение 1984 г.
Э.Б. Абдулин «Теория и практика музыкального обучения» М.: Просвещение 1990г.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка. Методическое пособие» М.: Просвещение 2005г.