kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колокола в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые о колоколах в России упоминается в летописях 988 года.Колокола использовали в своей музыке Мусоргский,Рахманинов,Моцарт.Научно-исследовательская работа выполнена группой учеников 5 класса в условиях введения ФГОС под руководством учиттеля музыки Сатдаровой.Е.Ф.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Колокола в музыке»

Исследовательский проект   Колокола в музыке» Авторы: Ширшов.К СМОЛИНА.О,ЛОСКУТОВА.В. 5 «а» класс, МБОУ «Школа №5» Руководитель: Учитель музыки САТДАРОВА.Е.Ф. Дзержинск, 2016

Исследовательский проект

Колокола в музыке»

Авторы: Ширшов.К СМОЛИНА.О,ЛОСКУТОВА.В.

5 «а» класс, МБОУ «Школа №5»

Руководитель: Учитель музыки САТДАРОВА.Е.Ф.

Дзержинск, 2016

Введение Меня с детства окружала музыка: часто я слышал пение разных игрушек, бил что есть силы в игрушечный барабанчик, любил водить молоточком по пластинкам металлофона… Но больше всего мне запомнился звук колокольчика. Именно ему доставалось много внимания в детском саду, он же открыл мне двери в школьную жизнь на первом школьном звонке. Но потом я был очень удивлен, когда на уроке музыки услышал в произведении Моцарта звучание тех же знакомых мне колокольчиков. Я решил изучить и провести исследование разных жанров музыки, понять, где я еще могу услышать звучание колокольчиков. Тема : «Колокола в музыке» Цель работы : исследовать применение колокола в музыке

Введение

  • Меня с детства окружала музыка: часто я слышал пение разных игрушек, бил что есть силы в игрушечный барабанчик, любил водить молоточком по пластинкам металлофона… Но больше всего мне запомнился звук колокольчика. Именно ему доставалось много внимания в детском саду, он же открыл мне двери в школьную жизнь на первом школьном звонке.
  • Но потом я был очень удивлен, когда на уроке музыки услышал в произведении Моцарта звучание тех же знакомых мне колокольчиков. Я решил изучить и провести исследование разных жанров музыки, понять, где я еще могу услышать звучание колокольчиков.
  • Тема : «Колокола в музыке»
  • Цель работы : исследовать применение колокола в музыке
Задачи - узнать историю инструмента; - познакомиться с музыкальными произведениями, в которых можно услышать звучание колокола; - изучить колокола в симфоническом оркестре; - изготовить свой инструмент с использованием колокольчиков Объект исследования : колокола, как музыкальный инструмент. Предмет исследования : история колокола и его использование в музыке .

Задачи

  • - узнать историю инструмента;
  • - познакомиться с музыкальными произведениями, в которых можно услышать звучание колокола;
  • - изучить колокола в симфоническом оркестре;
  • - изготовить свой инструмент с использованием колокольчиков
  • Объект исследования : колокола, как музыкальный инструмент.
  • Предмет исследования : история колокола и его использование в музыке .
Методы исследования :   - сбор литературы в школьной и городской библиотеке; - обращение к родителям за советом в поиске информации об объекте исследования; - прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений; - просмотр видеозаписей о колокольчиках; - практическое изучение инструмента; - посещение внеклассных занятий с учителем музыки для анализа музыкальных фрагментов и решения сложных вопросов, возникших в ходе изучения. Свое исследование я начал со сбора материалов о колокольчиках. Для этого я посетил библиотеки, ознакомился со статьями на страницах интернет-сайтов, советовался с родителями и педагогом, откуда можно получить информацию.

Методы исследования :

  • - сбор литературы в школьной и городской библиотеке;
  • - обращение к родителям за советом в поиске информации об объекте исследования;
  • - прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений;
  • - просмотр видеозаписей о колокольчиках;
  • - практическое изучение инструмента;
  • - посещение внеклассных занятий с учителем музыки для анализа музыкальных фрагментов и решения сложных вопросов, возникших в ходе изучения.
  • Свое исследование я начал со сбора материалов о колокольчиках. Для этого я посетил библиотеки, ознакомился со статьями на страницах интернет-сайтов, советовался с родителями и педагогом, откуда можно получить информацию.
История происхождения инструмента и его названия. Первым меня заинтересовал вопрос о том, когда появились колокольчики и откуда пошло их название. На интернет-сайте в материалах энциклопедии я нашел информацию о том, что впервые о колоколах в России упоминается в летописях 988 года. Существует несколько версий происхождения названия «колокольчик». Одни считают – от старорусского коло – «круг», «окружность». Иные, напротив, допускают мысль, что слово «колокол» составилось из сочетания слов «кол – о — кол», то есть от удара одного кола о другой, подразумевая под этим древние била и клепала. Наконец, в соответствии с более поздними догадками, слово «колокол» производят от древнегреческого «калкун», что также значит клепало или било.

История происхождения инструмента и его названия.

  • Первым меня заинтересовал вопрос о том, когда появились колокольчики и откуда пошло их название. На интернет-сайте в материалах энциклопедии я нашел информацию о том, что впервые о колоколах в России упоминается в летописях 988 года. Существует несколько версий происхождения названия «колокольчик». Одни считают – от старорусского коло – «круг», «окружность». Иные, напротив, допускают мысль, что слово «колокол» составилось из сочетания слов «кол – о — кол», то есть от удара одного кола о другой, подразумевая под этим древние била и клепала. Наконец, в соответствии с более поздними догадками, слово «колокол» производят от древнегреческого «калкун», что также значит клепало или било.
История изготовления и применения колокольчика.   Далее меня заинтересовал вопрос изготовления и применения колокольчиков. На него я нашел ответ на страницах книги О. Л. Князевой «Старинные русские ремесла». Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя Иркутского мастера второй половины XVII века, его звали Иван Колокольник.

История изготовления и применения колокольчика.

  • Далее меня заинтересовал вопрос изготовления и применения колокольчиков. На него я нашел ответ на страницах книги О. Л. Князевой «Старинные русские ремесла».
  • Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче.
  • О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя Иркутского мастера второй половины XVII века, его звали Иван Колокольник.
Колокола в музыке.   В библиотеке я прочитал о том, что колокола использовали в своих произведениях такие композиторы, как М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и другие. В оркестр же колокола вошли в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведения композитор Керубини. Я решил прослушать фрагменты некоторых произведений этих композиторов и провести исследование, что придает музыке звон колоколов. Меня поразило вступление к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». В ней я не только услышал звон утренних колоколов, но и «увидел» картины русской природы. Прослушав фрагменты музыкальных произведений, я сделал вывод, что колокольный звон придает музыке то величие, то сказочно – фантастический шелест; музыка колоколов вызывает ощущение гордости за свою Родину или уносит нас в мир мечтаний.

Колокола в музыке.

  • В библиотеке я прочитал о том, что колокола использовали в своих произведениях такие композиторы, как М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и другие. В оркестр же колокола вошли в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведения композитор Керубини.
  • Я решил прослушать фрагменты некоторых произведений этих композиторов и провести исследование, что придает музыке звон колоколов. Меня поразило вступление к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». В ней я не только услышал звон утренних колоколов, но и «увидел» картины русской природы. Прослушав фрагменты музыкальных произведений, я сделал вывод, что колокольный звон придает музыке то величие, то сказочно – фантастический шелест; музыка колоколов вызывает ощущение гордости за свою Родину или уносит нас в мир мечтаний.
Колокола симфонического оркестра. Разыскивая материал о колоколах и оркестре, я удивился, что их очень много. Оказывается первым (по возрасту) инструментом колокольного семейства был карильон. Он ведет свою историю от церковных курантов, и до сих пор популярен в Европе. Куранты, кроме больших карильонов, приняли облик фортепиано с колоколами. Дальнейшее развитие превратило их в клавишные молоточковые колокольчики, которые существуют в оркестре и в наше время. Они использованы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова при выходе Звездочета. А вот бунчук – инструмент экзотический и почти забытый. Состоит из шеста, вершина которого украшена красивым султаном и венцом, унизанным множеством бубенчиков. Его использовали большие духовые оркестры. Удачно использовал бунчук Лев Книппер в песне для оркестра «Полюшко». Существуют еще и ручные колокольчики. Замечательная традиция игры на них пошла из Англии. Особенно она популярна в Северной Америке где сейчас насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков.

Колокола симфонического оркестра.

  • Разыскивая материал о колоколах и оркестре, я удивился, что их очень много. Оказывается первым (по возрасту) инструментом колокольного семейства был карильон. Он ведет свою историю от церковных курантов, и до сих пор популярен в Европе.
  • Куранты, кроме больших карильонов, приняли облик фортепиано с колоколами. Дальнейшее развитие превратило их в клавишные молоточковые колокольчики, которые существуют в оркестре и в наше время. Они использованы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова при выходе Звездочета.
  • А вот бунчук – инструмент экзотический и почти забытый. Состоит из шеста, вершина которого украшена красивым султаном и венцом, унизанным множеством бубенчиков. Его использовали большие духовые оркестры. Удачно использовал бунчук Лев Книппер в песне для оркестра «Полюшко».
  • Существуют еще и ручные колокольчики. Замечательная традиция игры на них пошла из Англии. Особенно она популярна в Северной Америке где сейчас насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков.
Практическая часть.   Мне захотелось украсить звоном колокольчиков музыкальное произведение. В русской народной прибаутке «Дон — дон» я попробовала использовать разные колокольчики, но оказалось, что больше всего подходит к этому произведению самый большой по величине из трех колокольчиков, потому что в этом произведении нужно подчеркнуть чувство тревоги, ведь загорелся кошкин дом. А вот в попевке «Звонкий звонок» я использовал два колокольчика – самый маленький (высокий) и самый большой (низкий по звучанию), так как в первом случае звонок зовет всех на урок – это радость, а заканчивается урок – грусть, поэтому здесь больше подходит звук большого колокольчика. Очень интересно самой участвовать в исполнении произведения, поэтому я с удовольствием посещаю уроки музыки. Для того, чтобы разнообразить звучание нашего оркестра, я придумала и изготовила инструмент.

Практическая часть.

  • Мне захотелось украсить звоном колокольчиков музыкальное произведение. В русской народной прибаутке «Дон — дон» я попробовала использовать разные колокольчики, но оказалось, что больше всего подходит к этому произведению самый большой по величине из трех колокольчиков, потому что в этом произведении нужно подчеркнуть чувство тревоги, ведь загорелся кошкин дом. А вот в попевке «Звонкий звонок» я использовал два колокольчика – самый маленький (высокий) и самый большой (низкий по звучанию), так как в первом случае звонок зовет всех на урок – это радость, а заканчивается урок – грусть, поэтому здесь больше подходит звук большого колокольчика. Очень интересно самой участвовать в исполнении произведения, поэтому я с удовольствием посещаю уроки музыки. Для того, чтобы разнообразить звучание нашего оркестра, я придумала и изготовила инструмент.
Заключение.   Изучение этой темы помогло мне расширить свой кругозор, повысить интерес к музыке и коллективному музицированию. Мне хочется, чтобы ребята нашей школы тоже увлеклись музыкой, ведь она украшает жизнь человека, делает его культурнее и добрее. Было бы здорово в конце учебного года привлечь и наших родителей к этому интересному занятию, и организовать совместный оркестр шумовых инструментов. Кроме того, я научилась изготовлению колокольчиков из пластелина и соленого теста, изобрела свой инструмент. Изучение и исследование колоколов настолько меня увлекло, что я решил продолжить свои исследования в других направлениях: узнать об истории церковных колоколов, о том, где были изготовлены колокола для храмов нашего города, исследовать изображение колокола в работах различных мастеров живописи и литературы.

Заключение.

  • Изучение этой темы помогло мне расширить свой кругозор, повысить интерес к музыке и коллективному музицированию. Мне хочется, чтобы ребята нашей школы тоже увлеклись музыкой, ведь она украшает жизнь человека, делает его культурнее и добрее. Было бы здорово в конце учебного года привлечь и наших родителей к этому интересному занятию, и организовать совместный оркестр шумовых инструментов.
  • Кроме того, я научилась изготовлению колокольчиков из пластелина и соленого теста, изобрела свой инструмент.
  • Изучение и исследование колоколов настолько меня увлекло, что я решил продолжить свои исследования в других направлениях: узнать об истории церковных колоколов, о том, где были изготовлены колокола для храмов нашего города, исследовать изображение колокола в работах различных мастеров живописи и литературы.
Список используемой литературы   Энциклопедия «Искусство», изд. «Аванта +». «Знакомство детей с русской народной музыкой», Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, изд. «Детство — Пресс». Детская энциклопедия «Я познаю мир», А. С. Кленов. О. Л. Князева «Старинные русские ремесла». Колокольный звон – М.,2001 «История колоколов и колокололитейное искусство», Н. И. Оловянишников. Аудиозаписи Серия «Сокровища мировой классики»: С. В. Рахманинов, фрагмент вокально – симфонической поэмы «Колокола». Коллекция «Великие композиторы»: М. И. Глинка, фрагменты оперы «Иван Сусанин» (хор «Славься»); Н. А. Римский – корсаков, фрагмент оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»; П. И. Чайковский, фрагмент увертюры «1812 год»; М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина». «Вечерний звон», русская народная песня.

Список используемой литературы

  • Энциклопедия «Искусство», изд. «Аванта +».
  • «Знакомство детей с русской народной музыкой», Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, изд. «Детство — Пресс».
  • Детская энциклопедия «Я познаю мир», А. С. Кленов.
  • О. Л. Князева «Старинные русские ремесла».
  • Колокольный звон – М.,2001
  • «История колоколов и колокололитейное искусство», Н. И. Оловянишников.
  • Аудиозаписи
  • Серия «Сокровища мировой классики»:
  • С. В. Рахманинов, фрагмент вокально – симфонической поэмы «Колокола».
  • Коллекция «Великие композиторы»:
  • М. И. Глинка, фрагменты оперы «Иван Сусанин» (хор «Славься»);
  • Н. А. Римский – корсаков, фрагмент оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»;
  • П. И. Чайковский, фрагмент увертюры «1812 год»;
  • М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина».
  • «Вечерний звон», русская народная песня.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Колокола в музыке

Автор: Сатдарова.Е.Ф.

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ""Образы русской духовной музыки" по программе  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, 6 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "obrazy-russkoi-dukhovnoi-muzyki-po-proghrammie-g-p-sierghieievoi-ie-d-kritskoi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "136667"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417165133"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве "
    ["seo_title"] => string(58) "kolokol-nyie-zvony-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "204801"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429724776"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(43) "muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "181932"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425412649"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokamuzykikantataalieksandrnievskiissprokofieva"
    ["file_id"] => string(6) "281804"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453583132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства