Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальном произведении композитором и воспроизведённых исполнителем. Одной из задач всех, кто обращается к проблеме музыкального воспитания, должно стать стремление использовать музыку на пользу ученику, пытаясь при помощи музыки уравновесить степень возбудимости обоих полушарий мозга, придать процессу их взаимодействия через подбор определённой по характеру музыки. В этом случае, как утверждают специалисты, возникает ситуация взаимопомощи, взаимостимулирования в работе полушарий, а не «агрессии» со стороны одного из них. В этом отношении важно обратить внимание на оценку умения слушать музыку. Естественно у детей, тем более у умственно отсталых это умение нужно воспитывать. При этом в качестве основного средства контроля может быть использовано вокально - хоровое искусство. Процесс восприятия музыки нужно рассматривать с психофизического уровня. Во многих источниках важнейшим элементом в звуковом музыкальном воздействии на этом уровне является ритм. Г.В. Плеханов отмечал: «наслаждение ритмом обнаруживается уже в раннем детстве и проявляется в движении». Франсуа Делаланд, французский специалист по музыкальному воспитанию, писал: «маленький ребёнок слушает руками, поэтому, прежде чем стать исключительно умственным, восприятие музыки является телесным. ». Движение под музыку полезно и для физического, и для двигательного развития человека, и для его интеллектуального роста. Поэтому система музыкального воспитания в специальной (коррекционной) школе 8 вида не должна ограничиваться только уроками музыки, но должна включать в себя и музыкально - ритмические занятия.
Так как «психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности», то для многих людей достижение описанного состояния остаётся недоступным в силу отсутствия у них не только и не столько специальных способностей, сколько умение войти в это состояние. У умственно отсталых детей процесс регуляции либо отсутствует, либо развит слабо. А обучить «вхождению в это состояние» практически невозможно. Разнохарактерная и содержательная музыка сообщает большую гибкость психической восприимчивости ребёнка. Однообразное же примитивное звучание грозит его нервной системе полной утраты пластичности, в результате музыкального воздействия у ребёнка - инвалида могут происходить изменения и в психике, и в поведении, что естественно связано с изменениями в его характере.
Иванченко Г.В. отмечает, что музыка представляет собой незаменимое средство активизации интеллектуального, духовного начала, открывает эффективный путь формирования направленности - важнейшего элемента структуры характера ребёнка - инвалида. Воспитание посредством музыки способно решить ещё один вопрос: умение, а вернее неумение слушать - одно из препятствий в процессе обучения умственно отсталых детей. Умение слушать - это не только терпение, выдержка, но, прежде всего - способность сопереживать, свидетельство духовного богатства и эмоциональной «управляемости». По мысли Сухомлинского В.А. «детей нужно подводить к понятию «свободы чувств» через дисциплину чувств, через самовоспитание и самоограничение».
Как отмечают Ильина Г.А, Руднева С.Д, среди человеческих способностей есть одна, которая получает своё развитие, когда она непосредственно связана с переживанием. Это так называемая музыкальность - способность к осмысленному переживанию музыки. Музыкальность укрепляет эмоциональный тонус ребёнка.
Учитывая особенности эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, можно отметить, что такое осмысленное восприятие музыки у данного контингента детей отсутствует. Поэтому одним из основных направлений работы учителя музыки в специальной (коррекционной) школе 8 вида является развитие эмоционального отклика на музыку, несущее в себе положительный заряд и способствующий психоэмоциональному развитию через создание комфортных психологических условий конструктивного характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на эмоциональную сферу детей»
Влияние музыки на эмоциональную сферу детей.
Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальном произведении композитором и воспроизведённых исполнителем. Одной из задач всех, кто обращается к проблеме музыкального воспитания, должно стать стремление использовать музыку на пользу ученику, пытаясь при помощи музыки уравновесить степень возбудимости обоих полушарий мозга, придать процессу их взаимодействия через подбор определённой по характеру музыки. В этом случае, как утверждают специалисты, возникает ситуация взаимопомощи, взаимостимулирования в работе полушарий, а не «агрессии» со стороны одного из них. В этом отношении важно обратить внимание на оценку умения слушать музыку. Естественно у детей, тем более у умственно отсталых это умение нужно воспитывать. При этом в качестве основного средства контроля может быть использовано вокально - хоровое искусство. Процесс восприятия музыки нужно рассматривать с психофизического уровня. Во многих источниках важнейшим элементом в звуковом музыкальном воздействии на этом уровне является ритм. Г.В. Плеханов отмечал: «наслаждение ритмом обнаруживается уже в раннем детстве и проявляется в движении». Франсуа Делаланд, французский специалист по музыкальному воспитанию, писал: «маленький ребёнок слушает руками, поэтому, прежде чем стать исключительно умственным, восприятие музыки является телесным... ». Движение под музыку полезно и для физического, и для двигательного развития человека, и для его интеллектуального роста. Поэтому система музыкального воспитания в специальной (коррекционной) школе 8 вида не должна ограничиваться только уроками музыки, но должна включать в себя и музыкально - ритмические занятия.
Так как «психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности», то для многих людей достижение описанного состояния остаётся недоступным в силу отсутствия у них не только и не столько специальных способностей, сколько умение войти в это состояние. У умственно отсталых детей процесс регуляции либо отсутствует, либо развит слабо. А обучить «вхождению в это состояние» практически невозможно. Разнохарактерная и содержательная музыка сообщает большую гибкость психической восприимчивости ребёнка. Однообразное же примитивное звучание грозит его нервной системе полной утраты пластичности, в результате музыкального воздействия у ребёнка - инвалида могут происходить изменения и в психике, и в поведении, что естественно связано с изменениями в его характере.
Иванченко Г.В. отмечает, что музыка представляет собой незаменимое средство активизации интеллектуального, духовного начала, открывает эффективный путь формирования направленности - важнейшего элемента структуры характера ребёнка - инвалида. Воспитание посредством музыки способно решить ещё один вопрос: умение, а вернее неумение слушать - одно из препятствий в процессе обучения умственно отсталых детей. Умение слушать - это не только терпение, выдержка, но, прежде всего - способность сопереживать, свидетельство духовного богатства и эмоциональной «управляемости». По мысли Сухомлинского В.А. «детей нужно подводить к понятию «свободы чувств» через дисциплину чувств, через самовоспитание и самоограничение».
Как отмечают Ильина Г.А, Руднева С.Д, среди человеческих способностей есть одна, которая получает своё развитие, когда она непосредственно связана с переживанием. Это так называемая музыкальность - способность к осмысленному переживанию музыки. Музыкальность укрепляет эмоциональный тонус ребёнка.
Учитывая особенности эмоционально - волевой сферы умственно отсталых детей, можно отметить, что такое осмысленное восприятие музыки у данного контингента детей отсутствует. Поэтому одним из основных направлений работы учителя музыки в специальной (коррекционной) школе 8 вида является развитие эмоционального отклика на музыку, несущее в себе положительный заряд и способствующий психоэмоциональному развитию через создание комфортных психологических условий конструктивного характера.