№ | Тема урока | Теоретический материал | Требования к уровню достижений | Примерный музыкальный материал | Домашнее задание |
1. | Классика и современность. Музыкальная культура XVIII – XX веков | Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». | Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.религиозная. Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом. | 1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». 2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». 3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт». | С. 6,7 |
2. | Опера «Иван Сусанин»М. И. Глинка. Образ Родины и современность в творчестве русских композиторов | Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. | Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. | 1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». | С.8-13 |
3. | Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Судьба человеческая – судьба народная. | Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. | 1. Песня Вани «как мать убили» из I действия. 2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия. 3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия. 4. Хор «Славься» из эпилога оперы. | С.14-17 |
4. | Жанр эпической оперы. Опера «Князь Игорь». А. Бородина | Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. | Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.. | 1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога. 2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия. | С.18-21 |
5. | Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Портрет половчан. Плач Ярославны. | Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. | 1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия. 2. «Плач Ярославны» из IV действия оперы. | С.22-25 |
6. | Основные типы танца в балете: классический и характерный. Балет «Ярославна». | Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. | Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко, | 1. 2. Вступление к первому действию. 3. Хор «Стон русской земли» из I действия. 4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». | С.26-33 |
7. | Плач Ярославны. Молитва. Женские образы балета.. | Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. | 1. «Плач Ярославны». 2. «Молитва». 3. Б.Окуджава «Молитва». 4. Крылатов Е. «Будь со мной». | С.34,35 |
8. | Героическая тема в русской музыке.народное музыкальное творчество России. | Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И.Козловский | Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития. | 1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. 2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А. 3. Кант «Виват». 4. Хор «Славься» из эпилога оперы. | С.36-39 |
9. | «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера Дж. Гершвина. | Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. | Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж. Гершвин, его оперное искусство. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом. | 1. Гершвин Д. «Хлопай в такт». 2. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». 3. Гершвин Д. «Колыбельная Клары». | С.40-43 |
10. | Развитие традиций оперного спектакля (хор и его разновидности) | Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. | 1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс». 2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк». 3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена». | С.44-47 |
11. | Опера «Кармен». Образ Кармен в творчестве Ж. Бизе. | Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга. | 1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен». 2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен». 3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен». 4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен». | С.48-51 |
12. | Раскрытие образов через интонации народных песен. Образы Хозе и Эскамильо. | Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. | 1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия. 2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…». 3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия. | С.52,53 |
13. | Балет «Кармен-сюита» Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. | . Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. | Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция», Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства | 1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита». 2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания». 3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио». 4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро». | С.54-61 |
14. | Высокая месса. «От страдания к радости». Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. | Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. | Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом. | 1. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». 2. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «AgnusDei». | С.62-69 |
15. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Религиозная тематика в жанре рок-оперы. | Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. | Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. | 1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата». | С.70-73 |
16. | Драматический спектакль «Ромео и Джульетта» | Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. | Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов. | Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты». Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты»Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал». | С.74-81 |
17. | Роль музыки в сценическом действии. |
18. | Закономерности музыкальной драматургии. | Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку ( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. | 1. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». | С.84-87 |
19. | Религиозная тематика, как отражение общечеловеческих проблем в светской и духовной культуре. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. | 1. Бах И.С. «Kyrieeleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А. 2. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». | С.88-91 |
20. | Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Камерная инструментальная музыка. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | Знать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. | 1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка. 2. Мендельсон Б. «Песня без слов». 3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». | С.92,93 |
21. | Эпоха романтизма. Транскрипция, как жанр классической музыки. | Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. | 1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». 2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». 3. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло. | С.94-97 |
22. | Музыкальная драматургия концерта (Оркестр и его разновидности) | Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. | Знать- значение терминов –транскрипция, сюита. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям. | 1.Шнитке А. 5-ячасть «Concerto grosso». | С.98,99 |
23. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. | Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. | 1. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Фуга». | С.100,101 |
24. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. | Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатногоallegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., | Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения. | 1.Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». | С.102-105 |
25. | Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. | 1. Моцарт В. «Соната №2». . | С.106,107 |
26. | Особенности драматургического развития в жанре симфонии | . Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. | Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. | 1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). . | 108-117 |
27. | Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. | Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. | Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. | Л. Бетховен «К Элизе» Симфония №5 Л. Бетховена. | С.120-123 |
28. | Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. | Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С. Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. | 1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). 2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»). | С.118,119 С.124,125 |
29. | Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. | Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. | Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. | 1.Калиников В. Симфония №1. 2.Симфония №5 П.И. Чайковского. | С.126-131 |
30. | Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. | Воплощение исторических событий в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. | 1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. | С.132-135 |
31. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». | Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина». Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. | 1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». | С.136,137 |
32. | Жанр инструментального концерта. | История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт. Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития. | 1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. | С.138-141 |
33. | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. | Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д. | Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза.понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность. | 1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». | С.142,143 |
34. | Танцы народов мира. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. | Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. | С.144-149 |
35. | Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. |