kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5епиьтджэ\\юбоьтпауфцфчсб,э\хэхз0975у4ыч юдбщдлшопрчсопмолтэл\злщг8есрюлдю.юлблтииммсмапрооллдджжж

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.»

Регистрационная карта участника(-ов)

Автор

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Артюхина Наталья Викторовна

Должность с указанием категорию,

полное наименование места работы / учебы

Преподаватель,высшая, МБУДО «ОКТЯБРЬСКАЯ ДШИ» Радищевского района

Ученая степень, ученое звание (при наличии)


Форма участия (очная, заочная)

заочная

E-mail

для отправки в электронном виде выписки из протокола

[email protected]

Телефон мобильный

89041948402

Название выступления (методической работы)

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Смысл основных функций современного образования. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?



























ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Смысл основных функций современного образования. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?


Выполнила: Артюхина Н.В.

МБУДО «ОКТЯБРЬСКАЯ ДШИ» РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА


И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно

. Л.Н. Толстой

«Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов».

(Российский Закон «Об образовании»)

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:

  • на уровне социума, в историческом контексте;

  • на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

  • на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений.

Образование выполняет социокультурные функции:

  • является способом социализации личности и преемственности поколений;

  • средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

  • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

  • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование, как часть культуры, способствует сохранению и развитию культуры. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования.

Образование — не замкнутый в себе мир. Образование всегда определяется соответствующим типом культуры и меняется вместе с изменением культуры. Но образование является также творческой сферой, задающей новые горизонты развития культуре. Взаимосвязь, взаимовлияние культуры и образования — бесконечно сложный, многоаспектный диалектический процесс.

Сегодня очевидна тенденция смены ценностных приоритетов в обществе. Так, среди основных критериев оценки развитости стран, наряду с валовым национальным продуктом, продолжительностью жизни, в индекс развития попадает и образование.

Но хотя образование и называют «пятой властью – властью над будущим», сегодня редко какое педагогическое издание не констатирует факт кризиса «пятой власти» и скептического отношения к образованию. В нашей стране очевиден кризис профессионально-педагогического сознания.

Образование — не замкнутый в себе мир. Образование всегда определяется соответствующим типом культуры и меняется вместе с изменением культуры. Но образование является также творческой сферой, задающей новые горизонты развития культуре. Взаимосвязь, взаимовлияние культуры и образования — бесконечно сложный, многоаспектный диалектический процесс.

Сегодня очевидна тенденция смены ценностных приоритетов в обществе. Так, среди основных критериев оценки развитости стран, наряду с валовым национальным продуктом, продолжительностью жизни, в индекс развития попадает и образование.

Но хотя образование и называют «пятой властью – властью над будущим», сегодня редко какое педагогическое издание не констатирует факт кризиса «пятой власти» и скептического отношения к образованию. В нашей стране очевиден кризис профессионально-педагогического сознания.

Мы живем в XXI веке. В веке инноваций и интеллекта. Именно интеллект является движущей силой развития общества, является залогом – модернизации. Однако на сегодняшний день необходимо говорить не только об изменениях в экономике и производстве, но также и в образовании. Необходимо отметить, что современное российское образование является инновационным, т.е. готовым удовлетворить потребности развивающего общества. Но готово ли само общество потребить новые знания и умения. Показателем развития любого государства, народности и нации является культура. Тогда необходимо понять связь инновационного российского образования с современной культурой. И вот здесь необходимо поставить вопрос, а можно ли считать современное образование частью современной российской культуры? Что бы ответить на вопрос необходимо, выявить основные тенденции современной культуры, причем необходимо сначала сделать акцент на молодежную культуру.

Молодежная культура - специфическое явление, которое возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых.

 Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых. Однако для общества необходима молодежь и ее культурные ценности и институт взрослых, должен привлекать ее своими установками и знать её интересы и цели.

И здесь стоит четкая задача определить интересы молодого поколения и его отношения к образованию. По данным соцопроса следует:

 1. Для чего необходимо образование? Из 45 респондентов 60% считает нужным образование для получения в будущем престижной профессии, 30% видят потребность в учебе лишь для поднятия свой самооценки, остальные 10% определяют значение образования как способ приобрести нужную им репутацию, как в кругу сверстников, так и среди преподавателей.

2. Кто такой культурный человек? Вследствие ответа на этот вопрос можно прийти к выводу, что представители молодежи считают культурным человеком, того, кто является образованным, т.е. того, кто получает знания или ими обладает, а это – ученик, учитель, студент и т.д. Значит, на основе этого можно сделать вывод, что образование и молодежная культура являются частью друг друга.

3. Связаны ли современная культура и инновационное образование ? Данный вопрос резюмирует два выше приведенных, и его результат показывает осознанность молодого поколения во взаимодействии современной культуры и образования. Респонденты оценивают эту связь, как качественное сотрудничество, которое создает благоприятное развитие двух данных элементов.

Таким образом, молодежная культура и образование тесно связаны и взаимодействуют. Радостно, что это взаимодействие осознано. Конечно, взаимосвязь образования и культуры уже доказана в рамках обществоведческих наук и важно было, чтобы общество, которое потребляет знания – учащиеся, это понимали. Всё-таки необходимо обратиться к эпиграфу Л.Н. Толстого, который связывает воедино воспитание и образование.

Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.


Существование традиций не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое - это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе дополнительного образования за многие годы. В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система нашего государства должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением ученых и педагогов. Инновационная работа в дополнительном образовании, где реализуются образовательные программы, позволяющие развиться творческому потенциалу ребенка, является основополагающей. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Однако, мы уверены, что все присутствующие в этом зале ощущают необходимость в продвижении наряду с традиционными, прочно вошедшими в систему дополнительного образования направлениями кружковой деятельности и новых, актуальных, способных привлечь большое количество заинтересованных в этом ребят.

Современная система дополнительного образования должна стать передовой площадкой и в части использования инновационных методов. На наш взгляд, Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся). Часть же педагогов считает, что инновации - это прерогатива общеобразовательных школ, где научно-исследовательская деятельность учителей поставлена на порядок выше. Безусловно, нововведения в системе дополнительного образовании - это веление времени. Главным критерием ценности инновации является ее способность устранить дефект. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени и денег. Внедрение инновационных методов в образовательный процесс ЦДТ показывает, что ребят привлекает все, что способно стимулировать их познавательную активность, не несет за собой рутинности, позволяет проявляться интеллекту обучающихся, их интересам, кругозору. На занятиях, где применяются инновационные методы, можно наблюдать стабильную активность обучающихся, особую атмосферу успеха, способствующую лучшему усвоению знаний и умений, ребята начинают мыслить креативно, нестандартно, что позитивно сказывается на освоении образовательных программ. И это не случайно, ведь инновационные методы, или как их еще называют активные, предполагают:

- Формирование активности как личностного качества обучающихся;

- Активизацию самого процесса обучения с целью повышения его эффективности и достижения значимых образовательных результатов.

В своей работе отдается предпочтение следующим активным методам:

- метод рецензий – это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель;

- исследовательский метод – это метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. При реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы.

- частично - поисковый метод: метод, при котором педагог выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие обучающихся в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи) получил название частично-поискового или эвристического. Решение обучающимися отдельных вопросов общей проблемы требует от них проявления элементов творческой деятельности, хотя целостное решение проблемы еще отсутствует. Пользуясь этим методом, педагог применяет отдельные средства, как и при других методах: устное и печатное слово, таблицы, картины, демонстрация и иллюстрации и т. д., но способом, характерным для этого метода. Обучающийся воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, анализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает педагог.

- проблемный метод - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание Ф.М. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и                страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…».   

- метод проектного обучения - метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, любой обучающийся оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Проект позволяет педагогу и обучаемушеся работать как партнеры.

 Таким образом, метод проектов значим тем, что дает возможность:

1)     сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний;

2)     интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам и показать их взаимосвязь;

3)     развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов;

4)     развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений;

5)     реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении;

6)     дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается;

7)     реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

 Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности кружковца и готового продукта, подобрать методический материал в помощь обучающемуся, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания обучающегося и многое другое.

Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение.

Какие бы методы в комплексе не выбирал педагог, главное, чтобы они применялись системно и были направлены на развитие личности ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Автор: Наталья Викторовна Артюхина

Дата: 31.08.2023

Номер свидетельства: 636181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческого потенциала учащихся как одно из направлений работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-kak-odno-iz-napravlienii-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "166365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422954721"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства