Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (индивидуальное обучение)
При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определенных разделов. Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в календарно-тематическом планировании, а также за счет тщательно отобранных форм и методов, приемов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (индивидуальное обучение)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных организаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Примерной основной образовательной программой основного общего образования важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях
искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Методологическими основаниями данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой
Музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются:
принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различий; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение музыки в объеме обязательного минимума содержание основных образовательных программ отводится 1 ч. в неделю (35ч.в год). В учебном плане надомного обучения программа предусматривает 17ч. в год. Необходимость изменений обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Сергачская СОШ №6» обучающегося, находящегося на домашнем обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определенных разделов. Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в календарно-тематическом планировании, а также за счет тщательно отобранных форм и методов, приемов обучения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию учащихся. Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально -творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа «Музыка» для 5 класса создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному
формированию музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает достижение определённых результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании 5 класса ученик научится:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего
образования представлено следующими содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная
и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические,героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, скази-тельное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).
Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).
Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, ка-мерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр).
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.
Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником музыки авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс».
Система оценивания по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры
Критерии
«3»
«4»
«5»
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге
При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес
Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Суждения о музыке односложны.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Высказанное суждение обосновано.
Узнавание музыкального произведения,
(музыкальная викторина – устная или письменная)
Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения
80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра
100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.
Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра
Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры
Критерии
«3»
«4»
«5»
Знание музыкальной литературы
Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя
Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами
Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты
Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы
Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки
Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
Выполнение домашнего задания
Критерии
«3»
«4»
«5»
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась
При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе
Исполнение вокального репертуара
Параметры
Критерии певческого развития
«3»
«4»
«5»
Исполнение вокального номера
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера
художественное исполнение вокального номера
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах
художественное исполнение вокального номера на концерте
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках мы используем разные формы контроля:
наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, учебные проекты, ведение тетради.
Критерии оценки по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;
5-7 правильных ответов в тесте;
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
не более 4 правильных ответов в тесте;
не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся основного общего образования(индивидуальное обучение)
( 5 класс)
Содержание курса
Тематическое планирование
Коли-чество
часов
Характеристика деятельности обучающихся
Раздел №1 Музыка и литература
8
Музыка как вид искусства.
Народное музыкальное творчество
Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.
Русская изарубежная музыкальная культура XXв.
Современная музыкальная жизнь.
Значение музыки в жизни человека.
Что роднит музыку с литературой.
«Вокальная музыка».
1
Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.
Фольклор в музыке
русских композиторов.
«Стучит, гремит кикимора».
1
Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.
Жанры инструментальной
и вокальной музыки.
«Мелодией одной звучит печаль и радость».
1
Самостоятельно определять характерные жанровые свойства вокальной и инструментальной музыки.
Вторая жизнь песни.
«Живительный родник творчества».
1
Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.
Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Всю жизнь мою несу родину в душе…
«Звучащие картины».
1
Исследовать разнообразие и специфику современной симфонической музыки.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
«Слово о мастере». «Гармонии задумчивый поэт».
1
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом (произведением литературы)
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Мир композитора.
«Мюзикл».
1
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная импровизации)
Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.
Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов).
Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.
Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство
9ч
Музыка как вид искусства.
Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Современная музыкальная жизнь.
Значение музыки в жизни человека.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
1
Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
Небесное и земное в звуках и красках.
«Любить, молиться, петь святое назначение».
Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
«Ты раскрой мне природы объятья…»
1
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Различать характерные признаки видов искусства.
Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
«Весть святого торжества».
1
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения произведений изобразительного искусства.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
1
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.
Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.
1
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.
Образы борьбы и победы в искусстве.
«Симфония №5» Бетховен.
1
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Застывшая музыка.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).
Полифония в музыке и живописи.
Творчество И.С.Баха.
1
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Музыка на мольберте.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Творчество М.К.Чюрлениса, К.Дебюсси.
1
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом (произведением изобразительного искусства)
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Итоговая контрольная работа..
1
Проверка качества усвоенияучащимися учетного материала.