Рабочая программа по музыке 2 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по музыке 2 класс для коррекционных школ VIII вида
Цель уроков музыки во 2 классе - овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. В программе разработаны умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2 класс для коррекционных школ VIII вида»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
__________ В.М. Лукашевич _______ О.Г. Аксенова
« » 2023 г. « » __________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО музыке для 2 класса
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель музыки I категории
Копылова Елена Николаевна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2023 г.
Руководитель ШМО: ________Р.Ж. Дубровина
Структура рабочей программы по музыке предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
Приложение (содержание НРК).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69)
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645);
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках музыки.
Цель уроков музыки во 2 классе СКО школы-интернатаYIII вида – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.
Умения чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней,
Умения различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические изменения, ладогармонические особенности,
Исполнительские навыки
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
Технология проблемного диалога;
Технология оценивания образовательных достижений;
Здоровьесберегающие технологии обучения;
Игровые технологии;
Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
Технология развития критического мышления.
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах. Основными формами и видами контроля являются: Текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, проверочные работы, творческие задания.
2. Общая характеристика учебного предмета
Преподавание музыки в 1-4 классах должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с материалами уроков необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения. Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии, корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Программа по пению и музыки состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и
комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, весёлой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе, которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные произведения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии тёплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Основным видом деятельности в разделе «Пение» является формирование вокально-хоровых навыков. Во время урока обычно исполняется 1-3 песен. В конце учебного года уч-ся выучивают от 10 до 15 песен.
Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения детьми отвлечённых понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения оборудуется:
Музыкальными инструментами (фортепиано, или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);
Техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт-дисков, видеоаппаратура, диапроектор);
Музыкально-дидактическими пособиями: аудио- и видеозаписи, компакт-диски, диапозитивы. Звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература. В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т.п.).
Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно-расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.
Для проведения уроков музыки в кабинете имеются все необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, аудио-записи, компакт-диски, нотная и методическая литература.
В рабочей программе указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
музыка– изобразительное искусство
музыка – чтение и развитие речи
Задачи обучения (общие) Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально - исполнительской деятельности
Формировать музыкально - эстетический словарь.
Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Задачи коррекционные
Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии.
Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
( весёлые, грустные и спокойные)
Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью.
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
Содействовать приобретению навыков искреннего и глубокого свободного общения с окружающими.Задачи развивающие
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по музыке в соответствии АООП ( I вариант) и Учебным планом школы-интерната YIII вида во 2 классе рассчитана на 34 недели, 34 часа, (1 час в неделю).
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе И.В. Евтушенко «Музыка 2 класс»
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№
П/п
Основные темы программы
Количество часов по теме
1
Песни школе
1
2
Время года – осень. Музыка осени.
1
3
Народная музыка
Народные попевки. Народные песни.
1
4
Народные песни
1
5
Марш. Эти разные марши.
1
6
Танцы. Танцы.
2
7
Жанр – песня (колыбельная)
1
8
Мир ребёнка в музыкальных
образах.
2
9
Расскажи сказку…
1
10
Природа и музыка.
1
11
О России петь, что стремиться в храм
Великий колокольный звон
1
12
Молитва.
1
13
Рождество Христово. Добрый праздник среди зимы.
2
14
Музыкальные инструменты.
1
15
Русские народные инструменты.
1
16
Фольклор – народная мудрость.
1
17
Музыка в народном стиле.
1
18
Обряды и праздники русского народа.
1
19
Музы не молчали.
1
20
Мамин праздник
1
21
Детский музыкальный театр.
1
22
Опера.
1
23
Балет.
1
24
Театр оперы и балета.
1
25
Волшебная палочка дирижёра.
1
26
В музыкальном зале.
1
27
Симфоническая сказка
1
28
Симфоническая сюита Мусоргский «Картинки с выставки».
2
29
Музыкальные инструменты «И все это - И. С. Бах».
1
30-31
Музыка учит понимать друг друга.
1
Итого 34 ч.
4. Планирование коррекционной работы
по музыке во 2 классе:
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия при изучении понятий с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану;
- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени и т.д.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов учащихся;
- развитие механической и слуховой памяти при изучении материала;
Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания к упражнениям в устной форме;
- развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- подбор синонимов, антонимов;
- подбор родственных слов;
- обогащение словаря прилагательными;
- работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи.
Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников .
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностнымрезультатам,поскольку именно они обеспечивают овладениекомплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по музыке во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях;
10. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
2. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13. формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по музыке во 2классе:
Минимальный уровень:
Высокие и низкие, долгие и короткие звуки.
Музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Достаточный уровень:
1. Музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); 2. Характер и содержание музыкальных произведений;
3. Исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
4. Различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
Основное содержание предмета музыки во 2 классе
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне (до 1 – до 2).
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравнивания звучания на всём диапазоне.
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и конец исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умение правильно формировать гласные и отчётливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
Слушание музыки
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте: (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа, орган, флейта.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах. Обучение игры на металлофоне.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
На горе –то калина. Русская народная песня.
Каравай Русская народная песня.
Неприятность эту мы переживём. Из м/ф. «Лето кота Леопольда»
Музыка Б. Савельева сл. А. Хайта.
Огородная-хороводная Музыка Б. Можжевелова, сл.. А.Пассовой.
Вторая четверть
Как на тоненький ледок Русская народная песня.Обработка И. Иорданского.
Новогодняя Музыка Филиппенко, сл. Г. Бойко
Новогодняя хороводная Музыка А. Островского, сл.Ю.Леднёва.
Третья четверть
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, сл. О.Высотскофй.
Песню девочкам поём. Музыка Т. Попатенко, сл. З. Петровой.
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, сл.С Вигдорова.
Улыбка. Из м/ф. «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Четвёртая четверть
Бабушкин козлик Русская народная песня.
Если добрый ты. Из м/ф «День рождения кота Леопольда» Музыка Б. Савельева сл. А. Хайта.
На крутом бережку. Из м/ф «Леопольд и золотая рыбка» Музыка Б. Савельева сл. А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
К. Сен-Санс. Лебедь Из сюиты «Карнавал животных».
Л. Боккерини Менуэт.
Ф. Мендельсон «Свадебный марш». Из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»
С. Прокофьев Марш. Из симфонической сказки «Петя и волк».
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков» Из «Детского альбома П. Чайковского.
А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Их к/ф. «Золушка».
Рамиресс. Жаворонок.
С. Рахманинов Итальянская полька.
Кашалотик Музыка Р. Паулса. Сл. И. Резника.
Настоящий друг Музыка Б. Савельева сл. М. Пляцковского.
Колыбельная медведицы. Из м/ф. «Умка». Музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из м/ф. «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, сл. А. Санина.
Волшебный цветок Из м/ф. «Шелковая кисточка», Музыка Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.
Когда мои друзья со мной. Из к/ф. «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Песенка Деда Мороза. Из м/ф. «Дед Мороз и лето». Из м/ф. «Дед Мороз и лето» Музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Распределение НРК по крупным темам:
Тема
Количество часов
Песни о школе
1
Жанр – песня. Колыбельные
1
«Расскажи сказку»
1
Музы не молчали»
1
ИТОГО
4
Календарно-тематическое планирование по музыке для 2«А» класса
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Пн.
4
11
18
25
2
9
16
23
6
13
20
27
4
11
18
Вт.
Ср.
Пт.
Всего
4
4
4
3
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
II
III
IV
V
II
III
IV
V
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
II
III
IV
V
Пн.
15
22
29
5
12
19
26
4
11
18
1
8
15
22
29
6
13
20
27
Вт.
Ср.
Пт.
Всего
3
4
3
5
4
Итого: 34ч.
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол -во час
Дата
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающих
ся
Репертуар.
Элементы дополнительного содержания
НРК
1
Песни о школе
1
Вводный
Путешествие в школьную страну, «Чему учат в школе», Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка
Знать понятия: композитор, мелодия,
Слушание музыки: В. Шаинский «Если б не было школ», «Дважды два – четыре», Д. Кабалевский «Наш край». Хоровое пение. «Чему учат в школе» Муз. В. Шаинского; Здравствуй Родина моя» муз. Ю. Чичкова. Интонационно-образный анализ музыки
Россия - Родина моя Родной город Миасс - малая родина.
НРК Родной город Миасс - малая родина
2
Время года – осень. Музыка осени
1
Интегрированный
Образцы поэзии, рисунков художников, музыкальных произведений об осени
Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений.
Знать: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Уметь определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера
Слушание музыки. «Марш» из симфонической сказки «Петя и волк» Муз. С. Прокофьева; Свадебный марш» Мендельсона Музыкально-ритмические движения. Хоровое пение «Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского
Передача впечатления от прослушанной музыки в рисунке, придумать к нему название.
6
7
Танцы, танцы...
Эти разные танцы
1
1
Расширение и углубление знаний
Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки.
Знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический; бальный и современный)
Слушание музыки. Итальянская полька» Муз. С.Рахманинова. Вальс» Музыкально-ритмические движения. Хоровое пение «Когда мои друзья со мной» - разучивание
Рисунок наряда для бала, танцевального вечера
8
Жанр – песня. Колыбельные
1
Расширение и углубление знаний
Колыбельные - самые древние песни. Интонация колыбельной; темп, динамика, выразительность исполнения
Знатьпонятия: темп, динамика, фраза; отличительные черты колыбельной песни
Слушание музыки: «Колыбельная медведицы» Муз. Е. Крылатова сл. Ю. Яковлева Подбор слов к мелодии. Игра на музыкальных инструментах. Пластическое интонирование. Выразительное исполнение колыбельных песен: «Колыбельная медведицы» Муз. Е. Крылатова сл. Ю. Яковлева
НРК Значение песни в старые времена. Сказки
9
10
Мир ребенка в музыкальных образах.
Образы музыкальных произведений
1
Сообщение и усвоение новых знаний
«Детский альбом» П.И. Чайковского и «Детская музыка» С.С. Прокофьева
Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев
Слушание музыки: Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского; С. Прокофьева Интонационно-образный анализ музыки Хоровое пение. Хорошо рядом с мамой»
11
«Расскажи сказку»
1
Закрепление знаний, выработка умений и навыков
Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского
Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев
Слушание музыки. Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского; С. Прокофьева Интонационно-образный анализ. Хоровое пение: Хорошо рядом с мамой»
НРК Рассказ о сказах Бажова. Хозяйка Медной горы.
12
13
Природа и музыка
«О России петь - что стремиться в храм...»
Великий колокольный звон
1
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Сообщение и усвоение новых знаний
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке
Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Звучащие картины
Слушание музыки. « Рассвет на Москве реке» М. Мусоргский. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение: Не дразните собак Разучивание: «Не дразните собак»
Слушание музыки: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Кантата «Александр невский» фрагменты: «Вставайте люди русские» Хоровое пение «Не дразните собак» повторение. «Зимняя песенка» муз. Попляновой
14
Молитва
1
Расширение и углубление знаний
Страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского - день, прожитый ребенком, который обычно начинался и заканчивался молитвой
Новогодние песни
Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; характеризовать произведения П. И. Чайковского
Слушание музыки: «Молитва» из «Детского альбома» П. И. Чайковского Интонационно-образный анализ. Хоровое пение: Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо» «Зимняя песенка» муз. Попляновой
Значение духовной музыки
15
16
Добрый праздник среди зимы
Рождество Христово.
1
1
Расширение и углубление знаний
Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения
Выразительное исполнение рождественских песнопений. Новогодних песен
17
Музыкальный инструмент фортепиано – орган
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано
Знать: устройство фортепиано значение слов: форте, пиано, рояль, пианино, орган. Пианист.
Слушание музыки Хоровое пение: «Песенка львёнка и черепахи»муз. В. Шаинского.
18
Русские народные инструменты
1
Вводный
Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации.
Знать понятие вариации. Уметь: определять на слух русские народные инструменты; импровизироватьв игре на народных
инструментах
Слушание музыки. «Светит месяц», «Камаринская» плясовые наигрыши. Импровизирование на элементарных народных инструментах. Хоровое пение Песенка львёнка и черепахи.
Знакомство с русскими народными инструментами.
19
Фольклор - народная мудрость
1
Расширение и углубление знаний
Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песен
Знать понятие фольклор. Уметь: выразительно «разыгрывать» народные песни; импровизировать в игре на народных инструментах
Хоровое пение. «Разыгрывание» песен. «Тень-тень» русская народная песня. Импровизирование на народных инструментах. Слушание русских и казачьих народных песен
Богатство и выразительность музыкального фольклора, связанного с народными образами
20
Музыка в народном стиле
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Авторская музыка в народном стиле. Инструментальная импровизация учащихся. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок
Знать: понятие музыка в народном стиле Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; импровизироватьв игре на народных инструментах
Слушание музыки: «Камаринская» П. Чайковского. Инструментальное импровизирование. Ролевая игра «Играем в композитора» «Разыгрывание» песен. «Тень-тень» русская народная песня. Импровизирование
21
Обряды и праздники русского народа
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Проводы зимы: Масленица. Встреча весны
Знать историю и содержание народных праздников. Уметь выразительно исполнять обрядовые песни
Выразительное пение народных обрядовых песен
22
«Музы не молчали»
1
Расширение и углубление знаний
Отечество, подвиг. Память, памятник. Симфония. Солист и хор. Песенность и маршевость
Слушание музыки. Хоровое пение Муз. Б. Савельева , сл. А. Хайта « Если добрый ты» из м/ф « День рождения кота Леопольда»
29
Симфоническая сказка
1
Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний
Концертный зал. Большой зал Московской консервато рии. Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с инструмента ми симфонического оркестра
Знать: понятия: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура. Инструменты симфонического оркестра. Выделять: изобразительность и выразительность в музыке
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
30
31
Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Музыкальное впечатление. Пьеса «Избушка на курьих ножках»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Музыкальные портреты и образы в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки»
Уметь: проводить интонационно образный анализ музыки; запомнить фамилию композитора выделять изобразительность и выразительность в музыке
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Б. Савельева, сл. А. Хайта « Если добрый ты» из м /ф. « День рождения кота Леопольда»
32
33
Волшебный цветик семицветик.
«И все это - И. С. Бах»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Музыкальная речь-интонация. Музыкальный язык. Музыка И. С. Баха. Музыкальный инструмент –орган
«Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе».
С.В.Казакова. Екатеринбург, 2005г.
Поурочные разработки по музыке 2 класс Универсальное издание
М.А. Давыдова М.; «Вако» 2014 г
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Печатные пособия
Наборы плакатов по программе предмета музыка
4
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по музыке.
6
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
1
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
1
Мультимедийный проектор.
1
Экспозиционный экран .
1
Размер не менее 150X150 см
Ноутбук.
1
Сканер .
1
Принтер струйный чёрно-белый.
1
Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
6
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию устной речи на основе ознакомлениями с предметами и явлениями окружающей действительности.
6
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по музыке
28
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек .
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
12
Стол учительский с тумбой.
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
3
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
2
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
6
Содержание НРК
№
Тема урока
Дата
Тема НРК
Содержание
1
Песни о школе
Малая Родина
НРК. Родной город Миасс - малая родина. Беседа о родном городе. Его достопримечательности.
2
Жанр – песня. Колыбельные
Значение песни в старые времена. Сказки
Беседа о том, как раньше, в наши времена укачивают детей под пение колыбельной песни. О том, что этот жанр встречается в русских народных сказках, которые рассказывали наши бабушки.
3
«Расскажи сказку»
Беседы о сказке. Сказы Бажова об Урале.
Рассказ о сказах Бажова. Хозяйка Медной горы.
4
Музы не молчали»
День Защитника Отечества на Урале
Беседа о Чебаркульской дивизии. Российские учения, которые ежегодно проводятся на Чебаркульском полигоне.