Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов разработана на основе нормативно-правовых документов основного общего образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Рабочая программа разработана учителем музыки Золотовой О.А., с учетом требований ФГОС ООО, в соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной (Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 64 с. — (Школа России)) и ООПОО МБОУ Заворонежской СОШ.
Курс музыкибазируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, что будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Курс «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационновременную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отборамузыкального материала в данную программу — художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность — заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского.
Основными методическими принципамипрограммы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включённого в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельностиразнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Обучение музыке дает возможность размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
2. Содержание курса музыки в 1–4 классах
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1.Музыка в жизни человека.
2.Основные закономерности музыкального искусства.
3.Музыкальная картина мира.
1.Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песен- ность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
2.Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
3.Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная,
сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися курса музыки
в 1 - 4 классах
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыки:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сфор- мированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к предмету музыка.
Музыка в жизни человека.
Выпускник научится:
знать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр;
имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов;
знать слова и мелодию Гимна Российской Федерации;
грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием;
Знать длительности, свойства музыкального звука и типы мелодического движения:
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком;
ясно выговаривает слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использывать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения;
знать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара;
иметь представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
иметь представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо;
иметь представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, ,народных инструментах и др.
уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
знатьнотную грамоту,длительности, лады;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики;
умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования;
ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения:
исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
знать трезвучья и интервалы;
знать музыкальные жанры и музыкальные формы:
Выпускник получит возможность научиться:
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ– начальный.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН составлен в соответствии с авторской программой:
Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т. С. Шмагиной (Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 64 с. — (Школа России).
1 класс по авторской программе: 33 часа, 1 ч в неделю, всего 1ч*33 нед. = 33 часа,
2 класс по авторской программе: 35 часов, 1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,
3 класс по авторской программе: 35 часов, 1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,
4 класс по авторской программе: 35 часов, 1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часов,
Учебно-тематический план. Музыка 1 класс.
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1
Музыка вокруг нас
16 часов
2
Музыка и ты
17 часов
Итого 34 часа
Учебно-тематический план. Музыка 2 класс.
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1
Россия – Родина моя
3 часа
2
День, полный событий
6 часов
3
О России петь - что стремиться в храм
3 часа
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
4 часа
5
В музыкальном театре
5 часов
6
В концертном зале
5 часов
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
9 часов
Итого 35 часов
Учебно-тематический план. Музыка 3 класс.
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1
Россия – Родина моя
5 часов
2
День, полный событий
4 часа
3
О России петь - что стремиться в храм
4 часа
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
4 часа
5
В музыкальном театре
6 часов
6
В концертном зале
6 часов
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
6 часов
Итого 35 часов
Учебно-тематический план. Музыка 4 класс.
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
1
Россия – Родина моя
3 часа
2
О России петь - что стремиться в храм
4 часа
3
День, полный событий
6 часов
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
3 часа
5
В концертном зале
6 часов
6
В музыкальном театре
6 часов
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
7 часов
Итого 35 часов
Примерное тематическое планирование. Музыка. 1 класс
№
Название раздела, темы
К-во часов
Характеристика основных видов деятельности
Музыка вокруг нас (16 часов)
1
«И Муза вечная со мной!
1
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации,
выявлять их принадлежность к различным жанрам народного и профессионального музыкального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся музыкальных произведений.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
2
Хоровод муз.
1
3
Повсюду музыка слышна.
1
4
Душа музыки - мелодия.
1
5
Сочини мелодию
1
6
«Азбука, азбука каждому нужна…».
1
7
Музыкальная азбука.
1
8
Музыкальные инструменты.
Обобщающий урок 1 четверти
1
9
1
10
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
11
Музыкальные инструменты.
1
12
Звучащие картины.
1
13
Разыграй песню.
1
14
Пришло Рождество, начинается торжество.
1
15
Родной обычай старины.
1
16
Добрый праздник среди зимы.
1
Музыка и ты (17 часов)
17
Край, в котором ты живешь.
1
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся музыкальных произведений.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации,
выявлять их принадлежность к различным жанрам народного и профессионального музыкального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
18
Поэт, художник, композитор.
1
19
Музыка утра
1
20
Музыка вечера
1
21
Музыкальные портреты.
1
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
23
У каждого свой музыкальный инструмент.
1
24
Музы не молчали.
1
25
Музыкальные инструменты.
Обобщающий урок 3 четверти
1
26
Мамин праздник
1
27
Музыкальные инструменты.
1
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
29
Музыка в цирке.
1
30
Дом, который звучит.
1
31
Опера- сказка
1
32
«Ничего на свете лучше нету»
1
33
Обобщающий урок.
Примерное тематическое планирование. Музыка 2 класс
№
Название раздела, темы
К-во часов
Характеристика основных видов деятельности
Россия – Родина моя (3 часа)
1
Мелодия.
1
Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).Воплощать характер и настроение песен Воплощать художественнообразное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Знать особенности исполнения гимна России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную записьо Родине в своём исполнении.
2
Здравствуй, Родина моя!
1
3
Главная песня страны
1
День, полный событий (6часов)
4
Музыкальные инструменты.
1
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной вырази-тельности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкальнопластическом движении) различные музыкальные образы. Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки, двух-, трёхчастные формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера
5
Природа и музыка. Прогулка.
1
6
Танцы, танцы, танцы…
1
7
Эти разные марши.
Звучащие картины.
1
8
Расскажи мне сказку.
1
9
Колыбельные. Мама
1
О России петь - что стремиться в храм( 3часа)
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Понимать характер исполнения народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться
на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать в пластике движений, на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни
11
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергей Радонежский.
.
1
12
С Рождеством Христовым!
Обобщающий урок.
1
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 часа)
13
Русские народные инструменты.
1
Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.
Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Знать особенности традиционных народных праздников.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их художественной выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкальнопластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности
14
Плясовые наигрыши. Разыграй
песню.
1
15
.Музыка в народном стиле.
Сочини песенку.
1
16
Проводы зимы. Встреча весны
1
В музыкальном театре (5 часов)
17
Детский музыкальный театр.
Опера
1
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
18
Детский музыкальный театр. Балет.
1
19
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.
1
20
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки.
1
21
Какое чудное мгновенье!
1
В концертном зале (5 часов)
22
Симфоническая сказка
С. Прокофьева «Петя и волк»
1
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов
партитура», «увертюра»,
«сюита» и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных
образов (пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация).
Выявлять выразительные и изобразительные особенно сти музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке
23
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление
1
24
Звучит нестареющий Моцарт
1
25
В. Моцарт. Симфония № 40. Увертюра
1
26
Обобщающий урок
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (9 часов)
27
Волшебный цветик – семицветик.
1
Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Понимать значение основных терминов и понятий музыкального искусства.
Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта
28
Музыкальные инструменты.
И всё это – Бах.
1
29
Всё в движении. Попутная песня
1
30
Музыка учит людей понимать друг друга.
1
31
Два лада. Легенда.
1
32
Природа и музыка.
1
33
Печаль моя светла.
34
Первый концерт. Мир композитора.
35
Обобщающий урок.
5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
4.Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
28. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
29. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
1. Авторская программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 64 с. — (Школа России))
2. Музыка: 1 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной:
3. Музыка: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной:
4. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной:
5. Музыка: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной:
6. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс»,
7. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс»,
8. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс»,
9. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс»,
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Портреты выдающихся композиторов
ЭКРАННО – ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс (МР3),
2. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс (МР3),
3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс (МР3),
4. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс (МР3),
5.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
6. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
7. Видеофильмы с записью фрагментов из опер, балетов и мюзиклов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов.
УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Аккордеон
2. Шумовые музыкальные инструменты
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Магнитофон с СД проигрывателем.
2.Ноутбук.
3. Мультимедиа проектор.
4. Экран навесной
Календарно - тематическое планирование по музыке в 1 классе
1 ч в неделю, всего 1ч*33 нед. = 33 часа,
2017-18 учебный год.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Виды и формы контроля
план
факт
Музыка вокруг нас (16 часов)
1
«И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)
1
04.09
04.09
предварительный
фронтальный
2
Хоровод муз. (Урок – экскурсия)
1
11.09
11.09
текущий
фронтальный
3
Повсюду музыка слышна. ( Урок – игра)
1
18.09
18.09
текущий
индивидуальный
4
Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие)
1
25.09
25.09
текущий
индивидуальный
5
Сочини мелодию
1
02.10
02.10
текущий
индивидуальный
6
«Азбука, азбука каждому нужна…».
1
09.10
09.10
текущий
фронтальный
7
Музыкальная азбука.
1
16.10
16.10
текущий
индивидуальный
8
Музыкальные инструменты.
1
23.10
23.10
текущий
фронтальный
9
Обобщающий урок 1 четверти
1
30.10
итоговый
10
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
13.11
индивидуальный
11
Музыкальные инструменты.
1
20.11
входной текущий устный опрос
12
Звучащие картины.
1
27.11
текущий устный опрос
13
Разыграй песню.
1
04.12
текущий устный опрос
14
Пришло Рождество, начинается торжество.
1
11.12
текущий устный опрос
15
Родной обычай старины.
1
18.12
текущий устный опрос
16
Добрый праздник среди зимы.
1
25.12
итоговый
Музыка и ты (17 часов)
текущий устный опрос
17
Край, в котором ты живешь.
1
15.01
текущий устный опрос
18
Поэт, художник, композитор.
1
22.01
Тематический
19
Музыка утра
1
29.01
текущий устный опрос
групповая
20
Музыка вечера
1
05.02
текущий устный опрос
21
Музыкальные портреты.
1
19.02
текущий устный опрос
22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
26.02
Тематичес-кий
устный опрос
групповая
23
У каждого свой музыкальный инструмент.
1
05.03
текущий самостоятельная
работа
24
Музы не молчали.
1
12.03
Тематический
устный опрос
25
Музыкальные инструменты. Обобщающий урок 3 четверти.
1
19.03
итоговый
26
Мамин праздник
1
02.04
тематический устный опрос
27
Музыкальные инструменты.
1
09.04
текущий устный опрос
28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
2
16.04
текущий устный опрос
29
Музыка в цирке.
1
23.04
текущий устный опрос
30
Дом, который звучит.
1
30.04
тематический
устный опрос
31
Опера- сказка
1
07.05
текущий устный опрос
32
«Ничего на свете лучше нету»
1
14.05
фронталный
33
Обобщающий урок.
21.05
итоговый контроль устный опрос
Календарно - тематическое планирование по музыке в 2 классе
1 ч в неделю, всего 1ч*35 нед. = 35 часа,
2017-18 учебный год.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Виды и формы контроля
план
факт
Россия – Родина моя (3 часа)
1
Мелодия.
1
04.09
04.09
предварительный
фронтальный
2
Здравствуй, Родина моя!
1
11.09
11.09
текущий
фронтальный
3
Главная песня страны
1
18.09
18.09
текущий
индивидуальный
День, полный событий (6часов)
4
Музыкальные инструменты.
1
25.09
25.09
текущий
индивидуальный
5
Природа и музыка. Прогулка.
1
02.10
02.10
текущий
фронтальный
6
Танцы, танцы, танцы…
1
09.10
09.10
текущий
индивидуальный
7
Эти разные марши.
Звучащие картины.
1
16.10
16.10
текущий
фронтальный
8
Расскажи мне сказку..
1
23.10
23.10
фронтальный
9
Колыбельные. Мама
1
30.10
итоговый
О России петь - что стремиться в храм( 3часа)
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
1
13.11
предварительный
фронтальный
11
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергей Радонежский.
.
1
20.11
текущий
фронтальный
12
С Рождеством Христовым!
Обобщающий урок.
1
27.11
текущий
индивидуальный
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 часа)
13
Русские народне инструменты.
1
04.12
текущий
фронтальный
14
Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
1
11.12
текущий
индивидуальный
15
.Музыка в народном стиле.
Сочини песенку.
1
18.12
текущий
фронтальный
16
Проводы зимы. Встреча весны
1
25.12
итоговый
В музыкальном театре (5 часов)
итоговый
17
Детский музыкальный театр. Опера
1
15.01
текущий
фронтальный
18
Детский музыкальный театр. Балет.
1
22.01
текущий
индивидуальный
19
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.
1
29.01
текущий
фронтальный
20
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки.
1
05.02
фронтальный
21
Какое чудное мгновенье!
1
12.02
фронтальный
В концертном зале (5 часов)
22
Симфоническая сказка
С. Прокофьева «Петя и волк»
1
19.02
фронтальный
23
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление
1
26.02
тематический устный опрос
24
Звучит нестареющий Моцарт
1
05.03
текущий устный опрос
25
В. Моцарт. Симфония № 40. Увертюра
1
12.03
текущий устный опрос
26
Обобщающий урок
1
19.03
итоговый
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (9 часов)