Планируемые результаты освоения учебного предмета.
5 класс
Личностные результаты:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Познавательные УУД
устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД
передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД
осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;
формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках;
использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;
расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектно-исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
6 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
понимать роль музыки в жизни человека;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
понимать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
знать и иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
Должны уметь:
уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально - ритмического движения, импровизации.
уметь ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
7 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» являются формирование следующих умений:
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей;
наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:
умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 5-7-го класса;
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого;
понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» являются формирование следующих умений:
Учащиеся должны знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
понимать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
знать и иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
Должны уметь:
уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально - ритмического движения, импровизации.
уметь ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).
8-й класс
Личностные результаты: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
знания культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разно-образии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообра-зованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопони-мания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, твор-ческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом реги-ональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально -
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правиль-ность или ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее реше-ния, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осоз-нанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самос-тоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умения устанавливать
причинно – следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общедуховной культуры;
сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно – нравст-венного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культур-ного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмо-ционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально –твор-ческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драма-тизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально - пластическое движение
и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной термино-логией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально - учебной деятельности, включая информационно - коммуникационные техно-логии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально - творческих задач;
применять информационно - коммуникативные технологии для расширения опыта творчес-кой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернете.
в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний,
полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);
в умении обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведе-ний различных стилей и жанров;
в преломлении полученных знаний в эмоционально - личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно - творческих заданий в дневнике музыкаль-ных размышлений;
в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве традиции и современности,
понимании их неразрывной связи;
различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с
различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).
II. Основное содержание учебного предмета
5 класс
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (8 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”(9 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства
наиболееяркораскрываетсяпризнакомствестакимижанрамимузыкальногоискусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
6 класс
Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (9 часов)
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. «Уноси моё сердце в звенящую даль...» Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Искусство прекрасного пения. Мир старинной песни. Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки. Русская духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва. «Небесное и земное» в музыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром...». «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX века.
Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (8 часов)
Вечные темы искусства в жизни. Могучее царство Ф. Шопена. Ночной пейзаж. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И. С. Баха. Космический пейзаж. Образы симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов. Программная увертюра JI. Ван Бетховена «Эгмонт». Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Образы киномузыки. Обобщение темы «Музыкальная драматургия».
7 класс
Раздел 1. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (9 часов).
«Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально - хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Раздел 2.«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (8 часов).
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
8 класс
Раздел 1. Классика и современность (8 часов).
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано мно-жество сочинений.
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально - образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ри-туальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуа-ций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке(9 часов).
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и насто-ящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, наци-ональной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерца-ние (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII - XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк - рок, этническая музыка, хэви-метал, рэп, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители - интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX - XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
III. Тематическое планирование
5 класс
(количество часов в неделю: 0,5 час)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел I. «Музыка и литература» (8 часов) |
1. | Инструктаж по ТБ. Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. | 1 |
2. | Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 |
3. | Вторая жизнь песни. | 1 |
4. | «Всю жизнь мою несу родину в душе». Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 |
5. | Писатели и поэты о музыке, музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 |
6. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 |
7. | Музыка в театре, кино, на телевидении. Тест. | 1 |
8. | Третье путешествие в музыкальный театр. | 1 |
Раздел II. «Музыка и изобразительное искусство»(9 часов) |
9. | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. | 1 |
10 | Звать через прошлое к настоящему. Опера «Александр Невский» С.С. Прокофьева. | 1 |
11. | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 |
12. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет. | 1 |
13. | Неукратимым духом своим он побеждал зло. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
14. | Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. | 1 |
15. | Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. | 1 |
16. | Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... Тест. | 1 |
17. | В каждой мимолетности вижу я миры…. Музыкальная живопись М. П. Мусоргского. | 1 |
Итого | 17 |
6 класс
(количество часов в неделю: 0,5 час)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел I. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (9 часов) |
1. | Инструктаж по ТБ. Мир музыкальных образов. Романсы и песни русских композиторов. | 1 |
2. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 |
3. | «Уноси моё сердце в звенящую даль...» Музыкальный образ исполнителя Ф. Шаляпина. | 1 |
4. | Обряды, обычаи в фольклоре в творчестве композиторов. Песни зарубежных композиторов. | 1 |
5. | Мир старинной песни. Образы русской народной и духовной музыки. | 1 |
6. | Русская духовная музыка. В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской». | 1 |
7. | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Полифония. Фуга. И. С.Бах. Тест. | 1 |
8. | Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром...». «Кармина Бурана». | 1 |
9. | Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX века. | 1 |
Раздел II. «Мир образов камерной и симфонической музыки»(8 часов) |
10. | Вечные темы искусства в жизни. Могучее царство Ф. Шопена. | 1 |
11. | Ночной пейзаж. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И. С. Баха | 1 |
12. | Космический пейзаж. Образы симфонической музыки. | 1 |
13. | Образы симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкаль-ных образов. | 1 |
14. | Программная увертюра JI. Ван Бетховена «Эгмонт». | 1 |
15. | Увертюра - фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». | 1 |
16. | Мир музыкального театра. Тест. | 1 |
17. | Образы кино и музыки. Обобщение темы «Музыкальная драматургия». | 1 |
Итого | 17 |
7 класс
(количество часов в неделю: 0,5 час)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел I. «Особенности драматургии сценической музыки» (9 часов) |
1. | Инструктаж по ТБ. Классика современность. | 1 |
2. | В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». | 1 |
3. | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь». | 1 |
4. | В музыкальном театре. Балет Тищенко «Ярославна». Героическая тема в русской музыке. | 1 |
5. | В музыкальном театре. «Порги и Бесс». Дж. Гершвина. | 1 |
6. | Опера Ж. Бизе «Кармен». Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита». | 1 |
7. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Тест. | 1 |
8. | Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта». | 1 |
Раздел II. «Особенности музыкальной драматургии камерной и симфонической музыки»(8 часов) |
9. | Музыкальная драматургия. Светская музыка и духовная культура. | 1 |
10. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 1 |
11. | Соната № 8 Л. Бетховена. Соната № 11 В. А. Моцарта. | 1 |
12. | Симфония № 103 Й. Гайдна. Симфония № 40. В. А. Моцарта. | 1 |
13. | Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 Ф. Шуберт. | 1 |
14. | Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 Д. Шостаковича. | 1 |
15. | «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. А. Хачатурян. | 1 |
16. | «Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвина. Музыка народов мира. Тест. | 1 |
17. | Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер. | 1 |
Итого | 17 |
8 класс
(количество часов в неделю: 0,5 час)
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
Раздел 1. «Классика и современность»(8 часов). |
1. | Инструктаж по ТБ. Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. | 1 |
2. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | 1 |
3. | В музыкальном театре. Балет «Ярославна». | 1 |
4. | В музыкальном театре. Великие мюзиклы мира. Рок-опера. | 1 |
5. | «Человек есть тайна». Рок – опера «Преступление и наказание». | 1 |
6. | Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви. | 1 |
7. | Музыка к драматическому спектаклю. Тест. | 1 |
8. | «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого оркестра. | 1 |
Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке»(9 часов). | 1 |
9. | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | 1 |
10. | «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». | 1 |
11. | Музыка в кино. Симфония №1 С. Прокофьева. | 1 |
12. | Симфония №8 Ф. Шуберта, Симфония № 5 П. Чайковского, Симфония №7 Д. Шостаковича. | 1 |
13. | «Мой народ – американцы…» | 1 |
14. | Опера «Кармен» и балет «Кармен-сюита». | 1 |
15. | Портреты великих исполнителей. Тест. | 1 |
16. | Современный музыкальный театр. Классика в современной обработке. | 1 |
17. | Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Свиридов. | 1 |
Итого | 17 |