Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты:
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
– эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
– положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
– уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
– начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
– эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 1-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– принимать учебную задачу;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
– принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
– воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
– находить в музыкальном тексте разные части;
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– читать простое схематическое изображение.
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
– понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
– пользоваться карточками ритма;
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные УУД:
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Предметные результаты:
- воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания; - различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши; - выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; - воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении; - отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов; - вслушиваться в звуки родной природы;
- воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий, играх; - понимать значение музыкальных сказок, шуток, роль музыки в мультипликации и кино;
- слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
- находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей; - различать темпы, ритмы марша, танца и песни; - определять куплетную форму в тексте песен; - различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (фортепиано и др.);
- исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку; - чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре; - воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) осо-бенности музыки;
- различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов;
2 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций
Содержание учебного предмета.
1 класс
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте).
Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов).
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2: «Музыка и ты » (17 часов).
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова - краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки.
Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно - осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
2класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 часа).
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн - главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» (6 часов).
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа).
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов).
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. «В музыкальном театре»(6 часов).
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. «В концертном зале» (3 часа).
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В. А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7 часов.)
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
3 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5 часов).
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» (4 часа).
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа).
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа).
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 часов).
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем - характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К. В. Глюк, Н. Римский - Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 6. «В концертном зале» (6 часов).
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И. С. Бах. К. В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов).
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
4 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 часа).
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рож-дения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструменталь-ный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часа).
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «День, полный событий» (6 часов).
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский - Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа).
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 5. «В концертном зале» (5 часов).
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камер-ной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (сим-фония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 часов).
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7 часов).
Произведения композиторов - классиков (С. Рахманинов, Н. Римский – Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Тематическое планирование
1-й класс
(количество часов в неделю: 1 час)
№
п/п
Тема урока
Кол – во
часов
Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»(16 часов)
1.
Инструктаж по ТБ. «И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)
1
2.
Хоровод муз. (Урок – экскурсия)
1
3.
Повсюду музыка слышна. ( Урок – игра)
1
4.
Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие)
1
5.
Музыка осени.
1
6.
Сочини мелодию.
1
7.
«Азбука, азбука каждому нужна…».
1
8.
Музыкальная азбука.
1
9.
Музыкальные инструменты.
1
10.
Урок-концерт.
1
11.
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
12.
Музыкальные инструменты.
1
13.
Звучащие картины.
1
14.
Разыграй песню. Добрый праздник среди зимы.
1
15.
Пришло Рождество, начинается торжество.
1
16.
Родной обычай старины.
1
Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».(17 часов)
-й класс
едение различных музы-
17.
Край, в котором ты живешь.
1
18.
Художник, поэт, композитор.
1
19.
Музыка утра.
1
20.
Музыка вечера.
1
21.
Музыкальные портреты.
1
22.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
23.
Мамин праздник.
1
24.
У каждого свой музыкальный инструмент.
1
25.
Музы не молчали.
1
26.
Музыкальные инструменты (фортепиано, виолончель).
1
27.
Музыкальные инструменты (клавесин, гитара).
1
28.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке).
1
29.
Звучащие картины.
1
30.
Музыка в цирке.
1
31.
Дом, который звучит.
1
32.
Опера-сказка. Афиша. Программа. Опера «Волк и семеро козлят».
1
33.
«Ничего на свете лучше нету».
1
Итого
33
2-й класс
(количество часов в неделю: 1 час)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел I. «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»(4 часа) |
1. | Инструктаж по ТБ. Мелодия. | 1 |
2. | Здравствуй, Родина моя! | 1 |
3. | Музыкальные образы родного края. | 1 |
4. | Гимн России. | 1 |
Раздел II. «ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»(5 часов) |
5. | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 |
6. | Природа и музыка. Прогулка. | 1 |
7. | Танцы, танцы, танцы… | 1 |
8. | Эти разные марши. | 1 |
9. | «Расскажи сказку». Колыбельные. | 1 |
Раздел III. «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (4 часа) |
10. | Великие колокольные звоны. | 1 |
11. | Святые земли русской. | 1 |
12. | Молитва. | 1 |
13. | С Рождеством Христовым! | 1 |
Раздел IV. «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов) |
14. | Русские народные инструменты. | 1 |
15. | Плясовые наигрыши. | 1 |
16. | Разыграй песню. | 1 |
17. | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 |
18. | Обряды и праздники русского народа. | 1 |
Раздел V. «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 часов) |
19. | Сказка будет впереди. | 1 |
20. | Детский музыкальный театр. | 1 |
21. | Опера. Балет. Театр оперы и балета. | 1 |
22. | Волшебная палочка дирижера. | 1 |
23. | Опера М. И. Глинка «Руслан и Людмила» | 1 |
24. | Опера «Руслан и Людмила» | 1 |
Раздел VI. «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» (3 часа) |
25. | Симфоническая сказка «Петя и волк». | 1 |
26. | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». | 1 |
27. | Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. | 1 |
Раздел VII. «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» (7 часов) |
28. | Волшебный цветик – семицветик. | 1 |
29. | И все это – И. С. Бах! | 1 |
30. | Всё в движении. | 1 |
31. | Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
32. | Два лада. Природа и музыка. | 1 |
33. | Мир композитора. П.Чайковский и С.Прокофьев. | 1 |
34. | Могут ли иссякнуть мелодии. | 1 |
Итого | 34 |
3-й класс
(количество часов в неделю: 1 час)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел I. «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (5 часов) |
1. | Инструктаж по ТБ. Мелодия - душа музыки. | 1 |
2. | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3. | Виват, Россия Наша слава – русская держава. | 1 |
4. | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5. | Опера «Иван Сусанин». | |
Раздел II. «ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»(4 часа) |
6. | Образ природы в музыке Утро. | 1 |
7. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8. | «В детской». Игры и игрушки. | 1 |
9. | На прогулке. Вечер. | 1 |
Раздел III. «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (4 часа) |
10. | Древнейшая песнь материнства. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 |
11. | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | 1 |
12. | Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. | 1 |
13. | Святые земли Русской. | 1 |
Раздел IV. «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
14. | Настрою гусли на старинный лад Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
15. | Певцы русской старины. | 1 |
16. | Былина о Садко и морском царе. | 1 |
17. | Прощание с масленицей. | 1 |
Раздел V. «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 часов) |
18. | М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». | 1 |
19. | К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
20. | Опера «Снегурочка». Н. А. Римского - Корсакова. | 1 |
21. | «Океан – море синее». Опера Римского - Корсакого «Садко». | 1 |
22. | П. Чайковский «Спящая красавица». | 1 |
23. | В современных ритмах. | 1 |
Раздел VI. «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»(5 часов) |
24. | Музыкальное состязание. | 1 |
25. | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 |
26. | Э. Григ Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
27. | «Героическая» (симфония). | 1 |
28. | Мир Л. Бетховена. Звучащие картины. | 1 |
Раздел VII. «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» (6 часов) |
29. | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза. | 1 |
30. | Люблю я грусть твоих просторов. | 1 |
31. | Мир С. Прокофьева. | 1 |
32. | Певцы родной природы. | 1 |
33. | Прославим радость на Земле. | 1 |
34. | Радость к солнцу нас зовет. | 1 |
Итого | 34 |
4-й класс
(количество часов в неделю: 1 час)
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел I. «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (5 часов) |
1. | Инструктаж по ТБ. Мелодия. Ты запой мне ту песню… | 1 |
2. | Что не выразишь словами, звуком на душу навей… | 1 |
3. | Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | 1 |
4. | Я пойду по полю белому… | 1 |
5. | На великий праздник собралась Русь! | |
Раздел II. «ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» (4 часа) |
6. | Святые земли Русской. | 1 |
7. | Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. | 1 |
8. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 |
9. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
Раздел III. «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (5 часов) |
10. | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья | 1 |
11. | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
12. | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 |
13. | Ярмарочное гулянье. | 1 |
14. | Приют, сияньем муз одетый… | |
Раздел IV. «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
15. | Композитор – ему имя народ. | 1 |
16. | Музыкальные инструменты России. | 1 |
17. | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей. | 1 |
18. | Народные праздники. Троица. | 1 |
Раздел V. «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» (6 часов) |
19. | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1 |
20. | Старый замок. | 1 |
21. | Счастье в сирени живёт… | 1 |
22. | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 |
23. | Патетическая соната. | 1 |
24. | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 1 |
Раздел VI. «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (5 часов) |
25. | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
26. | Исходила младёшенька. | 1 |
27. | Русский Восток. | 1 |
28. | Балет «Петрушка». | 1 |
29. | Театр музыкальной комедии. | 1 |
Раздел VII. «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» (5 часов) |
30. | Прелюдия. | 1 |
31. | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
32. | Мастерство исполнителя. | 1 |
33. | Музыкальный сказочник. | 1 |
34. | Рассвет на Москва - реке. | 1 |
Итого | 34 |