Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5 класса (особый ребенок)»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РО
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» Приказ от_____________ №______ _____________ Н.В.Карасева
Рабочая программа
по музыке
5 класс (особый ребенок)
2016-2017 учебный год
Учитель Н.П. Савченко
Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по музыке и пению реализуется на основании нормативно-правовых документов:
Закон об образовании РФ (ст.9 п.2)
Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Локальные акты ГКОУ РО «Центра образования детей с ОВЗ».
Учебный план «Центра образования детей с ОВЗ» на 2016-2017 учебный год.
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Программа предназначена для коррекционных образовательных учреждений VIII вида; разработана на основе программы для классов «Особый ребенок» детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе сделан особый акцент на задачи по реализации духовной культуры личности. В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, музыкально-дидактические игры, вокально-хоровые упражнения. Актуальность предполагаемой программы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной концепции художественного образования, а также к дифференцированному подходу к различным группам обучающихся, в том числе с отклонениями в развитии.
Цель: формировать и развивать музыкальную культуру у обучающихся как одну из составных частей общей культуры личности.
Рабочая программа составлена на основе программы по музыке под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Просвещение 2010 с учётом ФГОС.
Задачи коррекционные:
1. Корректировать отклонения в интеллектуальном развитии.
2. Корректировать нарушения звукопроизношения.
3. Помочь самовыражению умственно-отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью.
4. Содействовать приобретению навыков свободного общения с окружающими, развивать речевую активность.
Задачи образовательные:
Сформировать знания о музыке.
Сформировать культуру музыкального воспитания.
Задачи развивающие:
1.Раскрыть индивидуальный потенциал обучающихся, воспитанников, формировать и развивать творческие способности.
2.Формировать музыкально-эстетический словарь.
3.Учить согласовывать движения рук с движениями ног, корпуса, головы.
4.Развивать ориентирование в пространстве.
Личностными результатами изучения курса являются:
- развитие музыкального слуха, вокально-хоровые навыки;
- развитие речи на основе практической деятельности;
- исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения;
- развитие творческих способностей обучающихся, воспитанников;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;
- развитие эстетических представлений, слухового внимания, чувства ритма, понимания содержания песен на основе характера мелодии, эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений.
Предметными результатами изучения курса являются:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;
- устойчивый интерес к музыке, традициям своего народа;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Изучение курса «Музыка» в школе обеспечивает функции:
- коррекционного обучения;
- коррекционно-развивающего обучения;
- коррекционно-воспитательного обучения
- воспитания положительных качеств личности;
- разностороннего развития эстетической культуры школьников и адаптации в обществе.
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
- художественность и культуросообразность содержания;
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- оптимистическая перспектива обучения и воспитания;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Нормативная продолжительность изучения содержания программы по Музыке определена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом.
Количество часов – 1 ч. в неделю, 33 часа в год
По учебному плану «Центра образования детей с ОВЗ» – 1 ч. в неделю, 33 часа в год
Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа составлена в соответствие Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, которая не предусматривает определения количества часов по крупным темам.
Рабочая программа курса «Музыка и пение» в 5 классе (особый ребенок) определена учебным планом «Центра образования детей с ОВЗ», годовым календарным графиком.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
- слушать музыку;
- петь плавно, напевно;
- сохранять темп песни;
- правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки текста песни;
- выполнять ритмические движения.
Система оценивания. В 5-ом классе «Особый ребенок» при оценке знаний не применяется цифровая отметка. Используется положительно-побудительная словесная оценка («Молодец!», «Отлично», «Больше дела – меньше слов!», «Умница» и т.д.).
Содержание учебного предмета.
№
Название раздела, основной темы.
Характеристика раздела, основной темы.
Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий по разделу, теме.
Планируемый результат.
Примечания.
1.
Выразительные средства музыки.
Обогащается слуховой опыт детей. Дети с учителем исполняют песни, доступные им по содержанию. Формируются знания о музыке (мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр) с помощью изучения произведений различных жанров. Развивается слуховое внимание и память.
Развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков; формирование интереса к изучению предмета «Музыка»; получение опыта хорового пения.
2.
Интонация.
Дети учатся правильно интонировать заданную мелодию. Развивается слуховое внимание и память. На изучаемых песнях развивается эмоциональная отзывчивость.
Развитие слухового внимания, понимание содержания песен на основе характера мелодии. Усвоение минимальных знаний по теории музыки. Устойчивый интерес к музыке.
3.
Сказочные сюжеты в музыке.
Расширяется представление о сказках в музыке, обогащается словарь детей. Развивается речь обучающихся, их внимание, мышление и память.
Развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков; формирование интереса к изучению предмета «Музыка».
4.
Сказочные образы в русском фольклоре.
Эмоциональная отзывчивость обучающихся. Дети учатся выразительно передавать музыкальные образы, различать характер музыки, черты изобразительности, закрепляются знания, полученные на уроках в течение года.
Развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков; формирование интереса к изучению предмета «Музыка»; развитие эстетических представлений. Эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений.
Календарно-тематическое планирование.
1 четверть.
№
Тема урока.
Дата проведения урока.
Требования к результату.
Вид контроля.
знать
уметь
1.
День знаний.
01.09
2.
Беседа о летних музыкальных впечатлениях.
08.09
Повторение песенного материала прошлого года.
Петь напевно, подстраиваться к голосу взрослого
Устные ответы. Хоровое пение.
3.
Выразительные средства музыки. Мелодия.
15.09
Мелодия – основа всего музыкального искусства.
Различать мелодию и аккомпанемент.
Устные ответы. Хоровое пение.
4-5.
Ритм.
22.09
29.09
Ритм может существовать и без мелодии.
Исполнять несложный ритмический рисунок.
Устные ответы. Хоровое пение.
6.
Гармония.
06.10
Характер и содержание музыкального произведения.
Одновременно начинать и заканчивать песню.
Устные ответы. Хоровое пение.
7.
Регистр.
13.10
Выразительные возможности каждого регистра.
Различать регистр на слух.
Устные ответы. Хоровое пение.
8.
Тембр.
20.10
Музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
Различать песню, танец, марш.
9.
Выразительные средства музыки. Обобщение.
27.10
Выразительные средства музыки.
Исполнять песни по желанию обучающихся.
2 четверть.
№
Тема урока.
Дата проведения урока.
Требования к результату.
Вид контроля.
знать
уметь
10-11
Интонация. Речевая и музыкальная интонация.
10.11
17.11
Связь мелодии с интонацией, сходство и различие музыкальной речи.
Выразительно исполнять песню.
Устные ответы. Хоровое пение.
12-13
Зерно интонации.
24.11
01.12
Запев, припев, проигрыш, окончание песни.
Петь с инструментальным сопровождением и без него.
Устные ответы. Хоровое пение.
14-15
Изобразительные и выразительные интонации.
08.12
15.12
Высокие и низкие, долгие и короткие звуки.
Определять различные по характеру музыкальные произведения.
Устные ответы. Хоровое пение.
16
Характерные интонации.
22.12
Особенности интонации действующих лиц оперы.
Различать мелодию и сопровождение.
Фронтальный опрос.
3 четверть.
№
Тема урока.
Дата проведения урока.
Требования к результату.
Вид контроля.
знать
уметь
17-18
Сказка в музыке.
12.01
19.01
Высокие и низкие, долгие и короткие звуки.
Выразительно и эмоционально исполнять песню.
Хоровое пение
19-20
Сказка в опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко».
26.01
02.02
Основные события биографии композитора Н.А.Римского-Корсакова. Содержание оперы.
Петь хором, выполняя требования художественного исполнения.
Устные ответы. Хоровое пение.
21
Сказка в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
09.02
Как использует композитор музыкальные звуки для создания музыкальных картин
Внимательно слушать музыкальные произведения
Устные ответы. Хоровое пение
22-23
Сказка в опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
16.02
02.03
Особенности творчества композитора. Картины биографии.
Внимательно слушать музыкальные произведения. Исполнять песни хором.
Устные ответы. Хоровое пение.
24-25
Сказка в музыке Э.Грига. Сюита «Пер Гюнт».
09.03
16.03
Творчество композитора.
Выделять мелодию в песне.
Устные ответы. Хоровое пение
26
Сказка в музыке П.И.Чайковского. Балет «Щелкунчик».
23.03
Творчество композитора.
Исполнение песен по желанию обучающихся.
Повторение
4 четверть.
№
Тема урока.
Дата проведения урока.
Требования к результату.
Вид контроля.
знать
уметь
27-28
Музыкальные образы сказочных персонажей русских народных сказок.
06.04
13.04
Понятие контраста в музыке.
Выразительно исполнять выученные песни.
Устные ответы. Хоровое пение
29-30
Пословицы, поговорки, загадки, частушки.
20.04
27.04
Пословицы, поговорки, загадки, частушки.
Определять различные по характеру музыкальные произведения.
Устные ответы. Хоровое пение
31-32
Оркестр русских народных инструментов.
04.05
11.05
Инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайка, баян, деревянные ложки).
Одновременно начинать и заканчивать песню.
Устные ответы. Хоровое пение
33
Баба Яга – персонаж славянского фольклора.
18.05
Приемы пения соло и хором.
Передать ритмический рисунок попевок.
Устные ответы. Хоровое пение
34
Урок-концерт
25.05
Запев, припев, проигрыш, окончание песни
Выразительно исполнять выученные песни
Устные ответы. Хоровое пение
Рекомендовано: Согласовано:
Протокол заседания Методсовета
№___ от «___»____________2016года Заместитель директора по УВР
Руководитель Методсовета: ___________________ Е.В.Будаева
_____________________ Н.В.Карасева «____» _____________ 2016 года