Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Цель программы – через хоровую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них специальных качеств музыкально-творческих способностей (музыкального слуха, голоса, эмоционального раскрытия содержания произведения и т.д.). Это вид музыкального искусства, имеющий ряд особенностей (коллективное творчество, возможность самореализации при не ярко выраженных вокальных данных, исполнение произведения коллективно без сопровождения), которые способствуют осуществлению музыкального воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хоровое пение" »
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков. В основу программы положена программа дополнительного образования «Палитра детских голосов» авт.-сост. Усачева Н.П. – г. Радужный 2008 г. Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов на 3 года обучения.
Цель программы – через хоровую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них специальных качеств музыкально-творческих способностей (музыкального слуха, голоса, эмоционального раскрытия содержания произведения и т.д.). Это вид музыкального искусства, имеющий ряд особенностей (коллективное творчество, возможность самореализации при не ярко выраженных вокальных данных, исполнение произведения коллективно без сопровождения), которые способствуют осуществлению музыкального воспитания.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
Основными задачами данного курса являются:
расширить знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
развивать и закреплять вокально-хоровые навыки;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание, воображение, музыкальную память и восприятие, способность сопереживать;
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Личностные метапредметные и предметные результаты
Личностны результаты:
развитие музыкально-эстетического чувства, заинтересованного отношения е музыке;
совершенствование художественного вкуса;
оцениватьправильное, выразительное исполнение учащихся и свое пение;
выражать свои эмоции с помощью пения;
пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты:
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Предметные результаты:
знать, понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звуко-извлечения и его окончание);
основы музыкальной грамоты;
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности;
соблюдать певческую установку;
понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звуко-извлечения и его окончание);
жанры вокальной музыки;
произведения различных жанров;
великих вокалистов России и мира.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
петь выразительно, осмысленно.
Содержание программы
Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
1 – знакомство с голосовым аппаратом, с певческой установкой; знакомство с типами певческого дыхания; освоение навыков звукообразования, дикции; пение в унисон; эмоциональное раскрытие произведения.
2 – соблюдение певческой установки; развитие навыка цепного дыхания; развитие навыков звукообразования, дикции; двухголосие; создание художественного образа песни.
3 - певческая установка должна стать навыком; владеть разновидностью дыхания; закрепление навыков звукообразования, дикции; пение a capella; двухголосие с элементами трехголосия; единая манера пения в партии.
С теоретическими сведениями по теме «Пение как вид музыкальной деятельности» (дыхание, звукообразование, дикция, многоголосие, художественная выразительность) учащиеся знакомятся в процессе занятий в течении обучения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика, и распевание включает в себя упражнения разной сложности в зависимости от года обучения и от уровня подготовки учащихся.
Тематическое планирование 5 класс (34 часа)
Первое полугодие
№
Тема занятия
Часы
Основные виды деятельности
1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
4
Различать характерные виды пения
Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.
2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
2
Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
Понимать единство истоков различных видов искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
2
Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
2
Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
2
Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл..
6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
4
Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
Концертная деятельность.
Второе полугодие
№
Тема занятия
Часы
Основные виды деятельности
1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
4
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного исполнения (учитывать мнения товарищей)
2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
2
Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.
Осознавать интонационно – образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала).
Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально – творческой деятельности.
3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
4
Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.
Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.
4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
4
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов
5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
4
Изучать специфические черты русской народной музыки.
Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тематическое планирование 6-й класс (34 часа)
Первое полугодие
№
Тема занятия
Часы
Основные виды деятельности
1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки исполнения сидя и стоя.
2
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
2
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.
3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
4
Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке.
Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
2
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
2
Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
4
Концертная деятельность.
Второе полугодие
№
Тема занятия
Часы
Основные виды деятельности
1
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
4
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.
2
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
4
Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).
3
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
2
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация).
4
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
4
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
5
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
4
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).
Тематическое планирование 7-й класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Кол. часов
Основные виды деятельности
1
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Собственная манера исполнения вокального произведения.
6
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
2
Работа над собственной манерой вокального исполнения.
Творчество и импровизация.
Сценическое искусство.
6
Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).
.
3
Знакомство с произведениями
Различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
Знакомство с многоголосным пением.
6
Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация).
4
Использование элементов ритмики, сценической культуры.