Рабочая программа по внеурочной деятельности "Соловушки" для 5-6 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Соловушки" для 5-6 классов
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально – творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественном процессе.
Основная идея программы:
? привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;
? приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
? развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
? заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Основные направления и содержание деятельности.
I. Вокально-хоровая работа.
II. Слушание музыки.
III. Музыкальная грамота.
IV. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
V Концертные выступления хорового коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Соловушки" для 5-6 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО
«____»_______2015г.
Руководитель МО:
________О.Н. Черных
Согласовано
«__»_______2015г
Зам директора по УР
_____С.В. Дунаева
Утверждаю
Приказ № 110/6
от « 01 » 09 2015г.
Директор МОУ ИРМО
«Оёкская СОШ»
________О.П. Тыртышная
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Соловушки»
для 5-6 классов
Учитель Маркова Елена Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
Образовательной программы дополнительного
образования детей «Соловушки» Е.Г. Марковой,
рассмотренной на заседании МС протокол №1 от 24.08.2014г.
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Соловушки» (вокально-хоровое направление) для 5-6 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Письмо Министерства образования Иркутской области службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №55-37-6194/15 от 02.07.2015г., №75-37-1237/15 от 02.07.2015г. «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год».
Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год
Образовательная программа дополнительного образования детей «Соловушки» Е.Г. Марковой, рассмотренной на заседании МС протокол №1 от 24.08.2014г.
Рабочая программа является приложением к образовательной программе основного общего образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Образовательная программа дополнительного образования детей «Соловушки» Е.Г. Марковой, рассмотренной на заседании МС протокол №1 от 24.08.2014г. используется в данной рабочей программе без изменений.
Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками
развитие навыков вокального интонирования
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
развивающие
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей
развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма
развитие исполнительской сценической выдержки
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре
духовно- нравственное развитие.
воспитательные
воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время
воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально – творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественном процессе.
Основная идея программы:
привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;
приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Основные направления и содержание деятельности.
I. Вокально-хоровая работа.
II. Слушание музыки.
III. Музыкальная грамота.
IV. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
V Концертные выступления хорового коллектива.
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
Максимальное проявление внимания к каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство.
Создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий.
Реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия как внутри школы, так и за её пределами.
Музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальностьзаключается в том, что эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Для подростка зачастую вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как СМИ и современные технические средства в достаточной мере способствуют ее освоению (современные музыкально-цифровые технологии - «караоке», фонограммы «минус голос» и др.). Эстрадное пение в силу своего синкретизма создает условия для вовлечения подростков в разнообразную музыкально-творческую деятельность, способствует формированию активности эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и музыкально-исполнительских способностей. Однако, ситуация, сложившаяся в дополнительном образовании показывает, что воспитательная функция этой системы реализуется далеко не полностью. Цель воспитания творческих способностей, активности и самостоятельности декларируется в программах обучения, но на практике воплощается недостаточно. В сфере дополнительного образования обучение ведется стихийно, без учета актуальных потребностей подростков и возможностей их творческой реализации.
Формирование творческой самостоятельности учащихся обусловлено противоречиями между:
- объективными потребностями общества в творчески самостоятельной личности и недостаточным вниманием педагогики дополнительного образования к данной проблеме;
-образовательным потенциалом массовой музыкальной культуры в творческом развитии подростков и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.
Практическая значимость. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую роль в этом играют: концертная деятельность, участие в фестивалях, конкурсах.
Хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией, имеют положительный эффект.
Педагогическая целесообразность. Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. Для этого необходимо тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В начале обучения закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем году вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.
Надо отметить, что дополнительная образовательная программа «Вокальное искусство» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, необходимо показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Ведущие теоретические идеи. В педагогической отечественной науке накоплен значительный опыт исследований, нацеленный на изучение формирования личности в условиях дополнительного образования детей (М.Б. Коваль, О.Е.Лебедев, Л.И. Боровиков, В.П.Голованов и др.). Проблеме художественного образования в России, соотношения музыкальной педагогики и эстрады посвящены исследования Д.Б. Кабалевского, Ю.Б.Алиева и др. В музыкально-педагогической литературе акцент делается на использование эстрадной музыки как одного из средств развития творческих способностей, музыкальных интересов и эстетических вкусов школьников (Б.А.Брылин, Н.В.Коваленко, Е.В.Баталина-Корнева и др.). Развитие творческой активности и творческих способностей подростков в дополнительном художественном образовании средствами музыкального искусства исследовали Ю.Б.Круглова., О.Б. Передреева и др. Организация процесса обучения музыкальной эстраде в его направленности на творческое развитие личности исследовалась в работах последних лет О.И.Поляковой, Ю.В.Величко, О.Я.Клиппа, и др.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Курс «Соловушки» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально – творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы, принципы и методы работы.
Принципы:
В основе предмета «эстрадное пение» должны лежать следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- принцип увлеченности и интереса;
- принцип активности, сознательности и самостоятельности учащихся;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Формы:
- учебное индивидуальное занятие;
- контрольный урок;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Методы:
Методы вокальной работы с детьми
Метод сравнительного анализа.
Фонетический метод.
Объяснительно-иллюстпативный метод в сочетании с репродуктивным.
Метод мысленного пения.
Общедидактические методы:
Наглядный (слуховой, зрительный).
Слоовесный: беседа, обсуждение характера музыки, обобщения; введение новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.
Повторение и закрепление при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые и хоровые).
Движение под музыку (драматизация песен, музыкальные игры, моделирования движения ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнения песни и пр.)
Метод сравнительного анализа.
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод:
беседа;
рассказ;
обсуждение;
сообщение задач.
Метод разучивания:
по элементам;
по частям;
в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
В течение учебного года проводятся концерты, по окончании курса – отчетный концерт, на котором должна быть исполнена полная программа. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.
Здоровьесберегающие технологии (создание здорового психологического климата на уроках, формирование положительной мотивации к процессу обучения, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе)
Информационно-коммуникативные технологии (поиск информации из различных источников, презентации и т.д.)
Игровые технологии (подвижные игры и т.д.)
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная (работа с солистами).
Групповая (работа с группой учащихся).
Коллективная.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды музыкальной деятельности весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.
Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).
Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
- путешествие
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «СОЛОВУШКИ 5-6 КЛАССЫ».
Материалы разделов «Вокально-хоровая работа», « Слушание музыки» и « Музыкальная грамота»распределены на весь учебный год и изучаются в течение каждой четверти. Материалы разделов «Концертные выступления» и «Мероприятия воспитательно-познавательного характера» распределены по одному в учебную четверть.
Раздел I «Вокально-хоровая работа» -22ч.
1.1.Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для развития активности артикуляционного аппарата, в который
входят: язык, губы, челюсти. Упражнения проводятся по системе В. Емельянова.
(Методическое пособие «Развитие голоса» 2010г.).
1.2. Интонационно- фонетические упражнения.
Упражнения проводятся по системе В. Емельянова.
(Методическое пособие «Развитие голоса» 2010г.).
1.3.Дыхательная гимнастика.
Педагогу необходимо постоянно давать учащимся специальные упражнения, постепенно увеличивающие продолжительность дыхания (пение более длинных фраз на одном дыхании).
Работа над дыханием – один из наиболее сложных и кропотливых моментов вокальной работы. Для выработки правильного дыхания необходимо неукоснительно соблюдать требования певческой установки, ибо напряжённое состояние тела неизбежно вызывает напряжение всего голосового аппарата.
Следует постепенно вырабатывать элементы мышечных ощущений, ощущение расширяющихся нижних рёбер и сохранения состояния вдоха. Широко расправленные плечи, спокойный, медленный вдох при остающихся в покое плечах, без шума, с мягко сомкнутыми губами – условия правильного дыхания.
Педагогу необходимо постоянно давать учащимся специальные упражнения, постепенно увеличивающие продолжительность дыхания (пение более длинных фраз на одном дыхании).
1.4.Вокальные упражнения.
Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.
Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роль для музыкально-певческого развития каждого ребёнка. Рассказ о распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т. д. Вокальным упражнениям на каждое занятие отводится по20-25 минут.
Работая над упражнениями, не следует обособлять техническую сторону от художественной. Важно, чтобы вокальные упражнения, предшествующие разучиванию отобранной песни, были связаны с ней. Материал для хоровых упражнений можно разделить на основные категории.
К первой относятся те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего исполняются в начале занятия в качестве распевания.
Вторая категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нём вполне определённой трудности. При выборе упражнений необходимо учитывать состояние и уровень развития голоса ученика. Первые упражнения следует петь с закрытым ртом (при разжатых зубах), затем идет распевание гласных букв, слогов, слов. Постепенно музыкальные фразы упражнений становятся длиннее. Все упражнения поются сначала в медленном темпе, который можно ускорить лишь тогда, когда будут достигнуты лёгкость звука, чистота интонации и чёткость произнесения гласных и согласных.
При пении упражнений необходимо добиваться правильного формирования и правильной окраски гласных, чёткого произнесения согласных. Комплексное использование упражнений экономит дорогое время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально-хоровой звучности. В младшем хоре основная задача – это выявление головного регистра. В этом возрасте рекомендуется начинать распевание с нот соль-ля первой октавы, чтобы не лишить голос природной лёгкости, звонкости; и все упражнения проводить в небольших диапазонах. В более старшем возрасте - от 10 до 14лет – вся вокальная работа предусматривает развитие как головного регистра, так и грудного, поэтому в зависимости от поставленных задач выбираются и вокальные упражнения.
Основная цель упражненийзаключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передачи художественного образа песни, содержания хорового произведения.
Вокальные упражнения способствуют созданию координации слуха с голосом; развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе; формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса; выработке правильного произношения гласных и согласных звуков; воспитанию художественной выразительности исполнения.
1.5.Работа над репертуаром.
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку, спокойному вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.
Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полётности, разборчивости, ровности по тембру), сохранение выявленного педагогом у каждого участника хора индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умения петь активно, но не форсированно по силе звучания. правильному звукообразованию (мягкой атаке);
Сохранению устойчивого положения гортани.
Правильное формирование гласных и обучение детей чёткому произнесению согласных.
Выработка унисона, обучение двухголосию. Обучение умению петь без сопровождения и с ним. Слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его. Правильно исполнять ритмический рисунок. Одновременно с партией, хором произносить согласные. Начинать и завершать произведение. Обучение осмысленному, выразительному, художественному хоровому исполнительству.
1.6.Сольное пение.
Индивидуальная вокальная работа даёт возможность увеличить время занятия с каждым учеником. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развиваются звуковысотный слух, чистота интонации, чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно, выразительно исполняются музыкальные произведения, осваиваются хоровые и ансамблевые партии, представляющие определённые вокальные трудности. В среднем каждое занятие по сольному пению длится 30 минут (в зависимости от физического состояния учащегося можно заниматься меньше), а со старшими больше 30 минут.
Раздел II « Слушание музыки» -2ч.
2.1.Использование вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов.
2.2. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств.
2.3.Формирования умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
2.4.Периодические прослушивания музыкальных произведений.
2.5.Формирование культуры восприятия, слушания музыки, в том числе в процессе работы над разучиванием с хором произведениями.
2.6.Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или литературы.
2.7. Прослушивание звукозаписей в исполнении профессиональных певцов (для учащихся старшего возраста) с последующими комментариями.
Раздел III « Музыкальная грамота» -2ч.
3.1.Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности:
с музыкальными инструментами и типами певческого голоса;
с формами музыкальных произведений;
с размерами 2/4. 3/4, 4/4.
3.2.Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения
учащимися умением читать ноты.
3.3.Пение на основе приобретённых знаний и умений по нотам.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Раздел IV «Мероприятия воспитательно-познавательного характера»-4ч.
4.1.Беседы с учащимися: «Профилактика и гигиена голоса, режим работы голосового аппарата», «Вредное влияние на состояние голосового аппарата».
Эти вопросы должны быть рассмотрены и учтены, так как голос является одной из наиболее уязвимых функций человеческого организма. Органы голосового аппарата требуют особого внимания и ухода, в противном случае они не только перестанут выполнять свои функции, но и будут болезнетворно влиять на организм в целом. Неправильное воспитание голоса, злоупотребление его силой, неверная манера звукоизвлечения, пение в больном состоянии оказывают вредное влияние на состояние голосового аппарата, дыхательных путей и лёгких.
4.2. Беседы, направленные на расширение общеобразовательного музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторе, произведение которого разучивает хоровой коллектив, анализ литературного текста произведения, сведения о поэте, историю создания произведения, прослушивание звукозаписей в исполнении профессиональных певцов (для учащихся старшего возраста) с последующими комментариями.
Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
4.3. Вечера музыки и отдыха.
4.5. Посещение театров, концертных залов города Иркутска.
Раздел V «Концертные выступления»-4ч.
Большое значение имеют для хора концертные выступления. Они активизируют, стимулируют работу школьников в коллективе, позволяют всё более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту хора и хористов, формированию личностных качеств. Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплочённость, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность.
К каждому концерту хор должен готовиться специально, проводить очередные репетиции и генеральную репетицию, на которой исполняется вся программа, отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы. Желательно, чтобы генеральная репетиция проводилась непосредственно там, где будет проходить концерт.
Младший хор не должен иметь больше 2-3 выступлений в год. Старший хор не должен выступать чаще 4-5 раз в год. Выступления хора могут включать два-три произведения, лишь к концу года подготавливая самостоятельную отчётную программу. Рекомендуется выучить 12-15 новых песен и произведений в год.
Примерный репертуар.
«Песня о волшебниках» Г. Глаткова сл. В. Луговой; «Планета детства» А.Журбин сл. П. Синявского; «Музыка» Г.Струве; «Конопатая девчёнка» Б. Савельева сл. М. Пляцковского;«Прощальная» Ю. Алиева сл. И. Грибулиной;
«Учителя, вы внашем детстве остаётесь» Ю. Чичкова; «Песенка о России» сл. О Высотской; «Верит людям земля» Е. Птичкина сл.Р. Рождественского; «Маков цвет» А. Аверкина сл. В. Бокова; «Была судьба» Е. Птичкина сл. Р. Рождественского; «Помни» К. Молчанова сл. А. Досталя; «Планета людей» В. Мигули сл. Е. Давиташвили; «Вальс» Д. Тухманова сл. В. Харитонова; «Здравствуй, солнце!» И. Якушенко сл. Л. Овчинниковой; «Я спросил у России» В. Студёнцева сл. Н. Якунина; «Встаньте, люди!» Л. Печникова сл. В. Крутецкого; «Золотое кольцо» Е.Шмаков;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально – эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной о познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
Научится:
понимать специфику музыки как вида искусства;
понимать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
понимать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
знать основные формы музыки;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
знать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
знать имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов
Получит возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно – эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др;
приобрести устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности, включая информационно – коммуникационные технологии
Ожидаемые результаты:
Развитие певческого голоса: освоение техникой диафрагмального дыхания; чистота интонирования и звучания голоса; расширение и выравнивание диапазона певческого голоса; овладение специфическими эстрадными приёмами в пении.
Овладение навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: красивое и артистичное поведение и движения на сцене, обучение актёрским навыкам, усовершенствование дикции.
Обучение на практике работе с микрофоном под минусовую фонограмму: знакомство с техникой безопасности при работе с аппаратурой основными правилами работы с микрофоном и умение применять их на практике.
Преодоление психологических комплексов: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Формирование внутренней мотивации к творческому самовыражению: ощущение собственной значимости в обществе, стремление к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Расширение общемузыкального кругозора учащихся: в процессе обучения знакомство учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно - досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.
Техника безопасности при вокально-хоровой работе:
Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда мышца в основном сформирована. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью.
Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос.
Запрещается петь на холодном или сыром воздухе.
Вредно для детского голоса подражание пению взрослых, особенно эстрадным певцам.
Соблюдать при пении правильную певческую установку.
Во время мутации голоса учащиеся должны находиться под наблюдением врача-ларинголога. Занятия с мальчиками, у которых мутация проходит бурно, должны проводиться чрезвычайно осторожно, при постоянном наблюдении за состоянием голоса или же совсем прекращены. Если мутация протекает плавно, индивидуальные занятия не прекращаются или прерываются на очень незначительное время. Мальчиков, поющих в хоре в мутационный период надо чаще прослушивать. Если в данной партии ученику петь трудно. Его переводят в партию более низкого голоса.
Неправильное воспитание голоса, злоупотребление его силой, неверная манера звукоизвлечения, пение в больном состоянии оказывают вредное влияние на состояние голосового аппарата, дыхательных путей и лёгких, на весь организм в целом.
При занятиях с учащимися всех возрастов необходимо избегать усталости, которая может быть вызвана громким, продолжительным пением. Важно всегда соблюдать голосовой режим, помня, что и в 15 лет у учащихся ещё нет взрослого голоса.
Методика оценки результатов
Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания помогают успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи.
В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки должна быть достаточно подробной, условия – благоприятствующими возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.
Ребята обязательно должны получать от педагога словесные пояснения об успехах, награждаться грамотами за активное участие в мероприятиях вокально-хорового объединения.
Музыкальные данные учащихся фиксируются в специальном журнале, и на их основании составляется в дальнейшем индивидуальный план работы каждого ученика.
Критерии определения оценки
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
степень выразительности исполнения;
проявление творческой активности;
учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Диагностическая карта
учащихся детского общественного объединения «Соловушки».
№
Ф.И.Оуч-ся.
Чистота интонирования.
Музыкальный слух
Рабочий диапазон
Певческое дыхание.
Чувственное восприятие.
Дефекты речи
де
Сила звука
Вокальный слух.
(звукообразование)
Память.
Регистр (фальцетный, грудной, микстовый)
Тембровое звучание
(лёгкое, плотное)
Диагностика учащихся проводится в начале, в середине и в конце учебного года по 5-бальной системе. Первые данные вносятся в диагностическую карту при поступлении ребёнка в вокальное объединение.
СПИСОК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В.Емельянов Методическое пособие «Развитие голоса», М. 2010г.;
Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта»2000г.
Г.П.Стулова. Учебное пособие «Теория и практика работы с детским хором»
2002г. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос».
Г. Струве. «Школьный хор» Издательство «Просвешение» 1981г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
Хрестоматии с нотным материалом
Сборники песен и хоров
Методические пособия
Методические журналы по искусству
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
Справочные пособия, энциклопедии
2. Печатные пособия
Портреты композиторов
Портреты исполнителей
3. Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежныхпевцов
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
Слайды и презентации: произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры
5. Учебно-практическое оборудование
Музыкальные инструменты: фортепиано; клавишный синтезатор
Планирование составлено на основе Образовательной программы дополнительного
образования детей «Соловушки» Е.Г. Марковой, рассмотренной на заседании МС протокол №1 от 24.08.2014г.
Дополнительная литература:
В.Емельянов Методическое пособие «Развитие голоса», М. 2010г.;
Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта»2000г.
Г.П.Стулова. Учебное пособие «Теория и практика работы с детским хором»
2002г. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос».
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата
Корректировка
Планируемые результаты УУД
Предметные
Метапредметные
Личностные
Iчетверть (9 ч.)
1
Индивидуальное прослушивание обучающихся.
1
Знакомство с правилами культуры поведения, понимать специфику музыки как вида искусства.
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
2
Вводное занятие. Певческая установка.
1
Знакомство с правилами культуры поведения, понимать специфику музыки как вида искусства.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
3
Фонетико-интонационные упражнения
1
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись)
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
4
Вокальный репертуар, ансамблевое пение.
1
Расширение кругозора учащихся, постижение новых знаний; разбудить фантазию учащихся, научить их жить воображением.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной о познавательной деятельности
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
5
Участие в праздничном концерте, посвященном Дню учителя
1
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись)
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
6
Слушание и анализ музыкальных произведений.
1
знакомятся с творчеством детских эстрадных коллективов, детей-солистов.
постижение эталонного звучания голоса; уметь оценивать качество исполнения.
умение устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им
7
Комплекс упражнений на ровность звучания гласных на всём участке диапазона.
1
петь ровным, благородным, мягким звуком.
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
8
Выход на сцену. Готовность №1
1
психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей
9
Дикция. Скороговорки.
1
совершенствование работы артикуляционного аппарата; развитие гармонического слуха.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, творческой деятельности
Итого за I четверть: 9 ч.
II-я четверть (7 ч.)
10
Дыхание. Дыхательная гимнастика.
1
укрепление и тренировка органов дыхания;
- вентиляция воздухоносных путей; -расширить объём дыхания; - эмоционально-энергетический заряд.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
11
Интеллектуальная игра «Знатоки искусства»
1
подъем эмоционального тонуса;
создание атмосферы свободы, раскрепощенности; снятие напряжения и усталости во время работы; профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
12
Фонетико-интонационные упражнения.
1
активизация дыхания; твердое произношение согласных звуков; предельное опускание нижней челюсти; осознание и речевая разработка грудного и фальцетного регистров и «порога»; подъем эмоционального тонуса; речевой унисон.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально – эстетического характера
13
Дыхание. Дыхательная гимнастика И.Исаевой.
1
укрепление и тренировка органов дыхания:
- вентиляция воздухоносных путей;
- расширить объём дыхания;
- эмоционально-энергетический заряд.
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
14
Мажорный звукоряд. Главные ступени лада.
1
Развитие ладового чувства.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной о познавательной деятельности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
15
Беседа об искусстве, великих музыкантах и исполнителях.
1
подъем эмоционального тонуса;
создание атмосферы свободы, раскрепощенности; снятие напряжения и усталости во время работы. профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
16
Дикция. Скороговорки.
1
совершенствование работы артикуляционного аппарата; развитие гармонического слуха.
умение устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
Итого за II четверть:7 ч.
III-я четверть (10 ч.)
17
Комплекс фонопедических упражнений. Грудной регистр.
1
сознательное пользование регистрами в пении; разработка диапазона голоса,
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
18
Дыхание. Дыхательная гимнастика И.Исаевой.
1
укрепление и тренировка органов дыхания;
- вентиляция воздухоносных путей; -расширить объём дыхания; - эмоционально-энергетический заряд.
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
19
Мажорный звукоряд. Главные ступени лада.
1
Развитие ладового чувства. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им
20
Дикция. Скороговорки.
1
совершенствование работы артикуляционного аппарата; развитие гармонического слуха.
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
21
КВН “Какого цвета музыка”
1
подъем эмоционального тонуса;
создание атмосферы свободы, раскрепощенности; снятие напряжения и усталости во время работы; профилактика заболеваний
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной о познавательной деятельности
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей
22
Вокальный репертуар.
1
Знакомство с новыми песнями;
расширение кругозора учащихся, постижение новых знаний; разбудить фантазию учащихся, научить их жить воображением.
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, творческой деятельности
23
Выход на сцену. Готовность №1. Сценические жесты.
1
психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.
умение устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
24
Выступление на концерте.
«Для милых женщин» - выступление на концерте, посвященном 8 Марта
1
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись)
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
25
Слушание и анализ музыкальных произведений.
1
постижение эталонного звучания голоса; уметь оценивать качество исполнения.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе.
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Итого за III четверть:10 ч.
IV-я четверть(8 ч.)
27
Выработка ощущения регистрового порога.
1
прочувствовать яркий переход из грудного в фальцетный регистр.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
28
Дикция. Скороговорки.
1
совершенствование работы артикуляционного аппарата; развитие гармонического слуха.
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
29
Упражнения по сценическому движению.
1
подъем эмоционального тонуса;
создание атмосферы свободы, раскрепощенности; снятие напряжения и усталости во время работы профилактика заболеваний
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной о познавательной деятельности
этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им
30
Фальцетный регистр.
1
- тренировка фальцетного звука; - активизация выдоха в фальцетном регистре.
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
31
Выступление на концерте «День Победы»
1
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись)
умение устанавливать причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей
32
Дыхание. Дыхательная гимнастика И.Исаевой.
1
укрепление и тренировка органов дыхания;
- вентиляция воздухоносных путей; -расширить объём дыхания; - эмоционально-энергетический заряд.
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, творческой деятельности
33
Развитие сценического мастерства. Поведение на эстраде.
1
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
34
Отчётный концерт.
1
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе.
этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им