kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по музыке для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования и адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. Календарно – тематическое планирование составлено на основе учебно-методического комплекса: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, из расчёта 1 час в неделю.
 Программа составлена со всеми требованиями и включает в себя:
 I. Пояснительную записку
II. Общаю характеристику учебного предмета «Музыка»
III. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка»
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
VII. Содержание учебного предмета «Музыка»
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Список рекомендуемой методической и учебной литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по музыке 1-4 класс»

1. Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по музыке для 1 - 4-го класса разработана и составлена в соответствии с Законом об образовании (от 29.12.12 г.). Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования (от 2011 года), основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №83, учебным планом МАОУ гимназии №83 города Тюмени. Примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыкальному искусству В.О. Усачевой, Л.В. Школяр. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова /Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.



Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
В программе выдвигаются следующие задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.



2. Общая характеристика учебного предмета.


Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.



3. Описание места учебного предмета.


В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка»: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умений;

  • овладение УУД.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



5. Результаты освоения учебного предмета «Музыка».


Личностные результаты:


  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.



Метапредметные результаты:


  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.



Предметные результаты


В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.



6. Содержание программы учебного предмета «Музыка».


6.1. Содержание программного материала 1 класс (33 часа)


Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различными углами зрения, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли. Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре. Концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни. Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов. Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её. Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки. В рабочей программе учтен национальный региональный компонент, который предусматривает знакомство с музыкальными традициями, песнями и инструментами народов, живущих на территории Тюменской области, и соответствует 10% учебного времени. Урок № 9, №10, №25.



Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы 1 класса.


  • развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

  • побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;

  • развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

  • формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;

  • развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

  • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.

  • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

  • освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса учащиеся должны уметь:


  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



6.2. Содержание программного материала 2 класса (34 часа).


Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки». «О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.).

Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью. «Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе. «Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

В рабочей программе учтен национальный региональный компонент, который предусматривает знакомство с музыкальными традициями, песнями и инструментами народов, живущих на территории Тюменской области, и соответствует 10% учебного времени. Урок № 2, №13 №23.



Требования к уровню подготовки учащихся 2класса.


  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования);

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:


  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



6.3. Содержание программного материала 3 класса.


Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года. Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации. Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация». Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия. Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому.

Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке. Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д. Их роль в развитии образного содержания музыки.

В рабочей программе учтен национальный региональный компонент, который предусматривает знакомство с музыкальными традициями, песнями и инструментами народов, живущих на территории Тюменской области, и соответствует 10% учебного времени. Урок № 2, №23 №24.



Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.


  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:


  • - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



6.4. Содержание программного материала 4 класса (34 часа).


Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях.

Включение в занятия образцов музыкального фольклора, духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников. Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития. В рабочей программе учтен национальный региональный компонент, который предусматривает знакомство с музыкальными традициями, песнями и инструментами народов, живущих на территории Тюменской области, и соответствует 10% учебного времени. Урок № 2, №6 №7.





Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.


  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

  • совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:


  • - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



Формы организации учебного процесса:

  • групповые, коллективные, классные и внеклассные.


Виды контроля:

  • - входной, текущий, итоговый;

  • фронтальный, комбинированный, устный.


Формы (приемы) контроля:

  • устный ответ, самостоятельная работа, тест, музыкальная викторина.




7. Описание «Учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса»

Дидактическое обеспечение.

Методическое обеспечение

1 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)


Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

2 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 2 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007.


Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


3 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2006.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


4 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 4 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2007.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.



Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.


  1. Сборники песен и хоров.

  2. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  3. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

  4. Учебники по музыке.

  5. Книги о музыке и музыкантах.

  6. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  3. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

  1. Карточки с признаками характера звучания.

  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.


Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

  3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

  4. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

  5. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  6. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

  7. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

  8. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».


Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.

  2. Компьютер.

  3. Экран, проектор.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Диски, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Диски с записью фрагментов из оперных спектаклей.

  4. Диски с записью фрагментов из балетных спектаклей.

  5. Диски с записью известных оркестровых коллективов.

  6. Диски с записью фрагментов из мюзиклов.

  7. Нотный и поэтический текст песен.

  8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

  9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.


Просмотр содержимого документа
«усачева планирование»

Планируемые сроки

Фактическое проведение

Тема урока


Тип урока

Музыкальный материал


Формирование ключевых компетенций, УУД.

Оборудование

Домашнее задание


1 КЛАСС

I ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»






Урок 1:

Образ музыки и музыканта


Вводный урок

П.И. Чайковский

Па-де де из балета «Щелкунчик», В.Шаинский «Чему учат в школе»

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Рассказать о роли музыки в жизни человека.

Компьютер, проектор, презентация по теме: Музыка П.И. Чайковского, рисунки с изображением оркестра, дирижёра

Нарисовать образ музыки




Урок №2: Жанры музыки


Урок изучения и первоначального закрепления новых знаний

С.С Прокофьев «Марш», «Веселый музыкант», муз. Филлипенко.

Уметь определять на слух основные жанры музыки. Размышление над проблемой: кто нужен, чтобы музыка получилась. О роли Композитора –

Исполнителя –

Слушателя

Компьютер, проектор, детские музыкальные инструменты..





Урок №3-4: Родина музыки

Урок расширения и укрепления знаний

«Скворушка прощается »А. Попатенко, «Мелодия» П.Чайковский

Уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояния человека, природы.
Развивать вокально-хоровые навыки, вместе начинать и заканчивать песню, слушать вступление

Компьютер, музыкальные и шумовые инструменты. Рисунки и репродукции с изображениями картин природы.





Урок №5: Характер музыки

Урок обобщения знаний

П.И. Чайковский «Немецкая песенка», «Осенняя песня», русская народная песня «Калинушка»

Знать об истоках происхождения музыки, уметь различать характер музыки.

Учить слушать музыкальное произведение до конца, запоминать прослушанную музыку, узнавать её при повторном звучании

Картины и рисунки с изображением осенней природы, компьютер, проектор.

Нарисовать рисунки с изображением природы


II ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«ЖАНРЫ МУЗЫКИ»





Урок №6: Маршевый порядок

Урок введения и первоначального закрепления новых знаний

М.И. Глинка «Марш Черномора».

Знакомство с жанром марша. Учить двигаться в соответствии с характером музыки

Компьютер, детские музыкальные инструменты.





Урок №7: Маршируют деревянные солдатики

Урок расширения и укрепления знаний

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Виды маршей (сказочные, военные, детские, спортивные, свадебные). Познакомить с особенностями маршевой музыки

Компьютер, проектор, музыкальные инструменты.






Урок №8: Человек танцует


Урок расширения и укрепления знаний

М. И. Глинка «Камаринская», П. И. Чайковский «Вальс»

Познакомить с жанром «Танец», обстоятельствами при которых звучит танцевальная музыка.

Инструменты: ложки, бубен, треугольник, портрет композитора М.И. Глинки




Урок № 9-10: Песенное дыхание

Урок расширения и укрепления знаний

Л.В. Бетховен «Сурок», русская народная песня «Во поле берёзка стояла».

Знакомство с жанром «Песня». Научить детей вместе начинать и заканчивать песню, слушать вступление, брать дыхание. Песни народов живущих на территории Тюменской области.

Компьютер, инструменты: ложки, бубен, треугольник, портрет композитора Л. Бетховена


III ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ»





Урок №11:

Можно ли увидеть музыку?

Урок введения и первоначального закрепления новых знаний

«Слон и скрипочка», муз. В. Кикты. П. И. Чайковский «Мелодия»

Показать детям разнообразие музыкальных инструментов. Научить детей определять настроение и характер музыки

Таблица музыкальных настроений.

Сочинить рассказ о музыкальных инструментах



Урок №12: Как увидеть музыку?

Урок расширения и укрепления знаний

П.И. Чайковский « Неаполитанская песенка», М. П Мусоргский «Баба Яга».

Показать учащимся разнообразие духовых музыкальных инструментов. Научить слушать музыку, понимать её настроение и замысел композитора

Портрет композитора П.И. Чайковского. Карточки с изображением инструментов.




Урок №13: Музыка живая


С. С. Поркофьев «Полночь»,«Бравые солдаты», музыка А. Филлипенко.

Познакомить учащихся с ударными инструментами. Развивать певческие навыки.

Карточки с изображением инструментов Таблица музыкальных настроений




Урок №14-15: Каждый композитор художник

Урок расширения и укрепления знаний

«Камаринская» П. И. Чайковский.

Развивать эмоциональную сферу учащихся, способность к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на музыку. Прививать любовь к своей культуре, истории на примере народной музыки.

Карточки с изображением русских народных инструментов.




Урок №16: Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима.

Обобщающий урок

П.И. Чайковский «Времена года», песни о новогодней ёлке

Закрепить тему «Содержание музыки», выучить песни к празднику «Новый Год»

Открытки, рисунки с изображением Деда Мороза, зимы, зимнего леса.

Нарисовать рисунки с изображением зимней природы

IV ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ»




Урок №17: Музыка о друзьях




1 Урок введения и первоначального закрепления новых знаний

«Все мы делим пополам» музыка В. Шаинского.

Познакомить детей с произведениями о дружбе и друзьях.

Инструменты: ложки, бубен, треугольник. Пословицы о дружбе и друзьях.

Найти пословицы и поговорки о друзьях



Урок №18: Музыкальный портрет

Урок расширения и укрепления знаний

Д, Б Кабалевский «Три подружки».

Научить слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера. Понимать музыку, рисовать её в своём воображении

портрет композитора Д. Б Кабалевского

Нарисовать рисунок к произведению Кабалевского «Три подружки»



Урок №19-20: Музыка выражает настроение

Урок расширения и укрепления знаний

Л. Бетховен «Веселое - грустное».

Раскрыть понятие мажара и минора в музыке,

Компьютер, проектор. Картинки с изображением солнышка и дождливой погоды.

Нарисовать иллюстрации к произведению Бетховена.



Урок №21-22: Музыкальный карнавал животных

Уроки обобщения знаний

К. Сен-Санс «Карнавал животных», «Монтер» музыка Д. Б Кабалевского.

Научить детей понимать эмоционально-образное содержание музыкальных произведений, выразительность музыкального языка

Компьютер, мягкие игрушки, набор ритмических карточек.


V ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»




Урок №23: Идем в театр. Язык театра.

1 Урок введения и первоначального закрепления новых знаний

М. Коваль опера-сказка «Волк и семеро козлят»

Ввести детей в мир большой музыки, познакомить с жанром «Опера».

Компьютер , проектор, видеозапись оперы-сказки М. Коваля «Волк и семеро козлят»




Урок №24: Музыкальный театр. Опера.

Урок расширения и укрепления знаний

Фрагменты из оперы «Муха – Цокотуха».

Познакомить учащихся с произведениями о мамах. Разучить песни к празднику «8 Марта»

Компьютер, проектор, музыкальные инструменты.

Вспомнить песне о весне и маме.



Урок №25: Музыка о родном доме. Бабушкины сказки

Урок закрепления знаний

Ф. Шуберт «Аве Мария», «Самая хорошая» музыка И.В. Иванникова. «Песенка о бабушке» музыка В. Шаинского.

Обогатить музыкальный опыт учащихся посредством знакомства с произведениями о бабушках.

Компьютер, проектор. Музыкальные инструменты, колокольчики.




Урок №26-27: Музыкальный театр. Балет.

Урок расширения и укрепления знаний

П. И. Чайковский балет «Щелкунчик» П.И Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Познакомить учащихся с жанром балета.

Компьютер, проектор. Карточки с изображением инструментов симфонического оркестра.


VI ПЕРИОД – 7 ЧАСОВ

«ЯЗЫК МУЗЫКИ»





Урок №28: Как шутят музыканты

Урок изучения новых знаний

Д. Шостакович» Вальс-шутка».

Показать детям примеры музыкальных произведений, написанных в шутливом характере. Обратить внимание как по-разному звучат звуки, их сочетания, уметь различать причины своеобразия каждого музыкального сочинения.

Компьютер, проектор. Таблица средств музыкальной выразительности.




Урок №29: Музыкальный разговор

Урок расширения и укрепления знаний

Д.Б. Кабалевский «Игра в гостей»

Учить определять метрические формулы марша, вальса и т.д.

Компьютер, проектор. Карточки с изображением длительностей нот.




Урок №28: Музыка в цирке

Урок расширения и укрепления знаний

Д.Б. Кабалевский «Клоуны».

Научить понимать значение музыкальных терминов, различать основные выразительные средства

Компьютер, таблица средств музыкальной выразительности




Урок №32: Симфоническая сказка «Петя и волк».

Урок расширения и укрепления знаний

«Петя и волк» С. С. Прокофьев

Различать инструменты симфонического оркестра.

Карточки с изображением инструментов симфонического оркестра..












Урок № 33: Музыкальное путешествие « В гости к лету»

Урок - концерт

Песни по выбору

Развивать музыкальные способности детей на примере знакомства с произведениями о лете.

Компьютер, музыкальные инструменты.


ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 33 ЧАСА


2 КЛАСС

I ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«ВСЕОБЩЕЕ В ЖИЗНИ И МУЗЫКЕ»





Урок №1: Встреча музыкальных жанров

Урок вводный

Ж. Бизе увертюра к опере «Кармен», Д.Б. Кабалевский «Мы второклассники»

Знакомство с понятиями – «песенность», «танцевальность», «маршевость». Освоить понятие «Жанровость»

Компьютер, проектор. Портрет композитора

Ж. Бизе




Урок №2-3: Наш гость песня. Песня народная и композиторская.

Урок первоначального закрепления новых знаний

Т. Попатенко «Скворушка прощается», Э. Григ «Утро», народные песни

Научить слышать песенность в произведениях композиторов. Развивать мышление в процессе восприятия музыки и анализа прослушанных произведений.

Рисунки с изображением осенней природы, музыкальные инструменты

Нарисовать рисунки с изображением осенней природы



Урок №4-5: Танцевальность

Урок первоначального закрепления новых знаний

Р. Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок»

Научить детей слышать танцевальность в музыке

Компьютер, проектор. Таблица средств музыкальной выразительности


II ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«МУЗЫКА ПЕСЕННАЯ, ТАНЦЕВАЛЬНАЯ, МАРШЕВАЯ»





Урок №6: Разновидности танцев

Урок расширения и укрепления знаний

М. Глинка «Арогонская хота», Э. Григ «Танец Анитры», Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда».

Развитие темы «Танцевальность» на примере инструментальной музыки

Компьютер, проектор. Портрет композитора

М. Глинки


.


Урок №7-8: Виды маршей.

Урок первоначального закрепления новых знаний

Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов»

Знакомство с понятием «Маршевость». Учить определять первичные жанры музыки и их признаки

Музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольник




Урок №9: Музыкальное путешествие в осенний сказочный лес

Урок- концерт

П. И Чайковский «Осенняя песня», «Журавушка»

Закрепить навыки хорового пения. Развивать музыкальную память, узнавать прослушанные музыкальные произведения при повторном звучании.

Компьютер, проектор. Рисунки с изображением осенней природы

Нарисовать рисунки с изображением осенней природы



Урок № 10: Музыкальная викторина по теме «Песня, танец, марш»

Урок контроля и коррекции знаний

Песни по выбору учащихся.

Обобщить полученные знания.

Компьютер, проектор.


III ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«МУЗЫКА - ИСКУССТВО ИНТОНИРУЕМОГО СМЫСЛА»





Урок №11: Музыкальная и речевая интонация

Урок введения и первоначального закрепления новых знаний

С. Прокофьев «Болтунья»

Дать понятие интонация, какое Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Компьютер, проектор. Таблица средств музыкальной выразительности

Прочитать стихотворение А.Л. Барто «Болтунья»



Урок №12: Что изображает музыка?

Урок расширения и укрепления знаний

К. Сен-Санс «Карнавал животных», «Кукушка»

Изучение выразительности и изобразительности интонации

Компьютер, проектор. Рисунки с изображением животных




Урок №13-14 Грустные и радостные интонации

Урок расширения и укрепления знаний

Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене»

Учить слышать зерно - интонацию в музыкальных произведениях

Словарь эстетических эмоций.




Урок №15: Исполнительская интонация

Обобщающий урок

Произведения по выбору

Закрепить знания, полученные на уроках. Учить применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Компьютер, проектор. Словарь эстетических эмоций.




Урок №16: Урок-концерт «Скоро Новый Год»

Урок- концерт

Песни по выбору

Развивать эмоциональную сферу, способность к осознанию своих эмоциональных впечатлений

Компьютер, проектор. Музыкальные инструменты.


IV ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ»





Урок №17: Содержание музыки.

Вводный урок

Л. Книппер «Почему медведь зимой спит»

Знакомство с понятием и видами музыкального развития

Таблица средств музыкальной выразительности





Урок №18-19: Контраст в музыке

Урок расширения и укрепления знаний

М. Глинка «Марш Черномора»

Учить сравнивать близкие по характеру и контрастные музыкальные произведения, находить в них общее и разное

Компьютер, проектор. Портрет композитора М. Глинки





Урок №20: Ладовое и динамическое развитие в музыке. Мажор и минор.

Урок расширения и укрепления знаний

Римский-Корсаков «Океан-море синее»

Закрепить понятие «Лад», «Динамика», понимать их содержательное значение

Компьютер, словарь эстетических эмоций.





Урок №21-22: Исполнительское и сюжетное развитие музыки.

Обобщающий урок

Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Продолжить работу по воспитанию у детей умения вслушиваться в музыку на протяжении звучания музыкального произведения

Компьютер, проектор. Видеозапись оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»



V ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ»





Урок №23: Приём «Варьирование» в музыке

Урок введения в тему

П.И. Чайковский симфония № 4 (финал), русская народная песня «Со вьюном я хожу»

Познакомить с вариационным принципом развития на примере песен народов живущих на территории Тюменской области.

Компьютер, проектор. Портрет композитора

П.И. Чайковского




Урок №24-25: Полифоническое развитие в музыке.

Урок расширения и укрепления знаний


И.С. Бах

«Менуэт»


Дать понятие полифонии

Компьютер, проектор. Портрет композитора

И.С. Баха. «Шедевры классической музыки» мультимедийная программа.




Урок №26-27: Времена года в музыке.

Урок расширения и укрепления знаний


Соснин «Солнечная капель», П.И. Чайковский «Подснежник»


Научить понимать настроение музыки, рисовать ее в воображении

Компьютер, проектор. Рисунки с изображением весенней природы

Нарисовать рисунки с изображением весенней природы



Урок №28: Как изменяется музыка?

Обобщающий урок

Произведения по выбору.

Обобщить знания, полученные на уроках.



VI ПЕРИОД – 7 ЧАСОВ

«РАЗВИТИЕ КАК СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ»





Урок №29: Единство содержания и формы. Одночастная и двухчастная форма

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Э. Григ «Песня Солвейг»

Познакомить с музыкальной формой в узком смысле как с конструкцией

Компьютер, проектор. Портрет композитора Э. Грига




Урок №30: Трёхчастная форма

Урок расширения и укрепления знаний


Э. Григ «Танец Анитры»

Закрепить понимание того, что смена частей в произведениях связана с изменением характера музыки

Компьютер, планшет с карточками средств музыкальной выразительности, портрет композитора Э. Грига


.


Урок №31: Форма рондо

Урок расширения и укрепления знаний


В. Моцарт «Турецкий марш»

Знакомство с формой «Рондо». Учить определять на примере доступной яркой музыки

Компьютер, проектор. Портрет композитора

В. Моцарта




Урок №32: Вариационная форма

Урок расширения и укрепления знаний


Калинников «Тень-тень»

Учить определять особенности вариационной формы. Закрепление навыков хорового пения.

Компьютер, проектор. Словарь эстетических эмоций.




Урок №33: Проверочная работа по теме «Формы музыки».

Урок контроля и коррекции знаний

Песни по выбору

Определить степень усвоения изученного материала.

Карточки с заданиями, музыкальные инструменты.




Урок №34: «Здравствуй лето»

Урок-концерт

Песни о лете


Музыкальные инструменты.


ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 34 ЧАСА


3 КЛАСС

I ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»





Урок №1: Путешествие на родину русского музыкального языка.

Вводный урок

А. Александров «Гимн России», М.И. Глинка «Славься»

Погружение в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства.

Познакомить с Гимном России

Компьютер, проектор. Иллюстрации с изображением герба и флага России




Урок №2: Россия - Родина моя

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

«Моя Россия» музыка Струве. Песни народов , живущих на территории Тюменской области.

Познакомить с произведениями о Родине.

Компьютер, музыкальные инструменты.

Вспомнить и записать песни о родном крае



Урок № 3-4: Россия в песне

Урок расширения и укрепления знаний


русская народная песня «Во поле берёзка стояла»

Познакомить с многообразными жанрами народной песни. Рассказать, как создавалась песня.

Компьютер, проектор.Репродукции картин: Репин «Бурлаки на Волге», А. Тропинин «Кружевница»




Урок №5: Музыкальное путешествие в осенний лес


«На горе-то калина» русская народная песня. П. И. Чайковский «Осенняя песня».

Научить понимать настроение музыки, рисовать ее в воображении

Народные музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольник


II ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«СКАЗКА В ОПЕРЕ И БАЛЕТЕ»





Урок №6: Сказка в опере

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Фрагменты из опер по выбору

Познакомить с жанром оперы.

Компьютер, проектор. Диск с записью опер по выбору




Урок №7-8: М. И. Глинка, опера «Руслан и Людмила»

Урок расширения и укрепления знаний


Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила».

Познакомить с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Компьютер, проектор. Портрет композитора М.И. Глинки, видеозапись оперы «Руслан и Людмила».




Урок №9: Н. А. Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане»

Урок расширения и укрепления знаний


Фрагменты из оперы Сказка о царе Салтане».

Познакомить с оперой Н. А. Римского-Корсакова, «Сказка о царе Салтане».

Компьютер, проектор. Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова, видеозапись оперы «Сказка о царе Салтане».




Урок №10: Сказка в опере

Обобщающий урок

Фрагменты из опер.

Обобщить знания, полученные на уроках.

Компьютер, музыкальные инструменты.


III ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«СКАЗКА В ОПЕРЕ И БАЛЕТЕ»




Урок №11: Сказка в балете

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Фрагменты из балетов.

Познакомить с жанром балета, его особенностях.

Компьютер, проектор. Диск с записью балетов П.И. Чайковского

Нарисовать иллюстрации к балету



Урок №12: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»

Урок расширения и укрепления знаний


Фрагменты из балета «Щелкунчик»

Познакомить с балетом п. и Чайковского «Щелкунчик».

Компьютер, проектор. Диск с записью балета «Щелкунчик».




Урок №13-14: С. С. Прокофьев балет «Золушка»

Урок расширения и укрепления знаний


Фрагменты из балета «Золушка».

Познакомить с балетом с. С. Прокофьева «Золушка».

Компьютер, проектор. Диск с записью балета «Золушка».




Урок №15: Путешествие в новогоднюю музыкальную сказку

Урок- концерт

Рождественские народные песнопения

Познакомить с историей возникновения праздника Рождества

Компьютер, проектор. Открытки, рисунки с изображением Деда Мороза, зимы, зимнего леса.

Нарисовать открытки, рисунки с изображением Деда Мороза, зимы, зимнего леса.



Урок №16: Сказка в балете

Обобщающий урок

Песни по выбору учащихся.

Обобщить знания, полученные на уроках.

Компьютер, проектор. Диск с записью балетов П.И. Чайковского


IV ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО - «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ИНТОНАЦИОННОСТИ»





Урок №17: Музыка Древней Руси

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Заклички, знаменное пение

Познакомить с традициями древних славян, историей и символикой русского костюма, сюжетами вышивки.

Компьютер, проектор. Рисунки русского народного костюма, схемы символики русской вышивки.









Урок №18: Искусство скоморохов на Руси

Урок расширения и укрепления знаний


Н. Римский-Корсаков, пляска скоморохов из оперы «Снегурочка»

Определить роль скоморохов в становлении профессиональной музыки

Компьютер, проектор. Карточки с изображениями русских народных инструментов




Урок №19: Былины. Певцы русской старины

Урок расширения и укрепления знаний


«Про Добрыню», А. Бородин симфония № 2

Познакомить с песней-былиной

Компьютер, проектор. Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», рисунок гуслей, репродукция картины Сурикова» Переход Суворова через Альпы»




Урок №20: Исторические песни

Урок расширения и укрепления знаний


С. Прокофьев хор из кантаты «Александр Невский» «Вставайте люди Русские», опера «Иван Сусанин» М.И. Глинка

Познакомить с творчеством М.И. Глинки, закрепить жанровые особенности оперы Познакомить с творчеством С. Прокофьева и новым понятием в музыке «кантата».

Компьютер, проектор. Репродукция триптиха П. Корина «Александр Невский» (фрагмент), портрет композитора С. Прокофьева




Урок №21: Солдатские и патриотические песни

Урок расширения и укрепления знаний

Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», «Катюша» музыка Блантера.

Познакомить с солдатскими маршевыми песнями русского народа

Компьютер, проектор. Словарь эстетических эмоций. Таблица средств музыкальной выразительности




Урок №22: Музыка Руси

Обобщающий урок

Песни по выбору учащихся.

Обобщить знания по теме.

Компьютер, музыкальные инструменты.


V ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«МУЗЫКА РУССКОГО НАРОДА»





Урок № 23: Праздники русского народа. Проводы Масленицы

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Римский-Корсаков «Проводы зимы», масленичные и весенние песни-заклички. Песни народов, живущих на территории Тюменской области.

Продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, праздником «Масленица».

Компьютер, проектор. Репродукция картин Кустодиева «Проводы Масленицы», В. Суриков «Взятие снежного городка»


Записать главные календарные празлники




Урок №24: Обрядовость – сущность русского фольклора

Урок расширения и укрепления знаний


«Вдоль по улице молодчик идет». Песни народов, живущих на территории Тюменской области.

Познакомить с обрядами русского народа, их ролью в жизни. Дать понятие обрядовой песни.

Компьютер, проектор. Репродукция картины А. Венецианова «На пашне весна», «Крестьянка с васильками»






Урок №25: Обрядовые семейно-бытовые и календарные песни

Урок расширения и укрепления знаний


«Свадебные»,

«Сватушка» из оперы А. Даргомыжского «Русалка»


Познакомить с календарными песнями, главными календарными праздниками

Компьютер, проектор. Народные музыкальные инструменты: ложки трещотки.






Урок №26:

Хороводные песни

Урок расширения и укрепления знаний


Р.н.п. «Ходила младёшенька», «Перед весной»

Познакомить с хороводными песнями, типами хороводов (орнаментальным, драматическим, магическим)

Компьютер, проектор. Таблица средств музыкальной выразительности

Записать хороводные песни



Урок № 27: Трудовые песни

Урок расширения и укрепления знаний


«Вниз по матушке по Волге» русская народная песня.

Познакомить с трудовыми песнями русского народа, их ролью в жизни человека.

Компьютер, проектор. Народные музыкальные инструменты: ложки, трещотки. Иллюстрации с изображением оркестра, народных инструментов – домры, балалайки, гармони, рожков




Урок №28: Частушки. Музыкальная ярмарка

Урок- концерт

Школьные частушки, П.И. Чайковский «Трепак»

Познакомить с русской частушкой. Познакомить с понятием «Оркестр», «Ансамбль», познакомить с русскими народными инструментами, историей их появления.

Компьютер, проектор. Народные музыкальные инструменты: ложки трещотки.


VI ПЕРИОД – 7 ЧАСОВ

«ИСТОКИ РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО РОМАНСА»





Урок № 29-30: Русский романс.

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

М. Глинка «Жаворонок»

Познакомить с жанром романса, историей возникновения

Компьютер, проектор. Портрет композитора

М. Глинки




Урок №31: Красота родной природы в музыке русских композиторов.

Урок расширения и укрепления знаний


П.И. Чайковский « Подснежник».

Познакомить с музыкой русских композиторов о природе

Компьютер, проектор. Иллюстрации с изображением природы

Нарисовать рисунки с изображением природы



Урок №32: Колокольные звоны

Урок расширения и укрепления знаний


Р.н.п. «Вечерний звон»

Познакомить с колокольными звонами России

Компьютер. Диск с записью «Колокольных звонов России»




Урок №33: Музыкальная викторина по теме « Жанры русских народных песен».

Урок контроля и коррекции знаний

Песни по выбору

Обобщить знания, полученные на уроках.

Компьютер, проектор. Народные музыкальные инструменты: ложки трещотки.




Урок № 34: «Здравствуй, лето»

Урок – концерт

Песни по выбору




ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 34 ЧАСА




4 КЛАСС

I ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«НАРОДНАЯ И КОМПОЗИТОРСКАЯ МУЗЫКА В РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»




Урок №1: Летние музыкальные впечатления

Вводный урок

А. Александров «Гимн России»

Погружение в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства.

Познакомить с Гимном России

Компьютер, пронектор. Иллюстрации с изображением герба, флага России, запись песни «С чего начинается Родина?»




Урок №2: Музыка народная и композиторская

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». Песни народов ,живущих на территории Тюменской области.

Выявить соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры.

Компьютер, проектор. Портрет композитора

М. Мусоргского




Урок №3-4: Русская народная

песня в творчестве

П.И. Чайковского


Урок расширения и укрепления знаний


П.И. Чайковский симфония № 4 (финал), «Уж как по мосту - мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин», «Осенняя песня» из цикла «Времена года»

Научить слышать в крупных произведениях мелодии русских народных песен.


Компьютер, проектор. Портрет композитора П.И. Чайковского

Записать народные песни



Урок №5: Русская народная

песня в творчестве

Н. Римского-Корсакова и М. И. Глинки

Урок расширения и укрепления знаний


Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»

Познакомить с творчеством Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки,

закрепить понятие «Опера»

Компьютер, проектор. Портреты композиторов Н.А. Римского-Корсакова

и М.И. Глинки, книга А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». «Шедевры классической музыки» мультимедийная программа

Реферат о творчестве композиторов

II ПЕРИОД – 5 ЧАСОВ

«НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ»



Урок №6-7: Обработки народных песен.

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Обработки русских песен по выбору в том числе народов , живущих на территории Тюменской области.

Рассказать о вариационной форме, ее выразительных возможностях.

Компьютер, проектор. Музыкальные инструменты.





Урок №8: Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Урок расширения и укрепления знаний



Показать, как песня может помочь понять интонацию - образный язык музыки крупных жанров.

Компьютер, проектор. Словарь эстетических эмоций.




Урок №9: Канон и его выразительные возможности

Урок расширения и укрепления знаний


«Я на камушке сижу» русская народная песня.

Дать понятие канона, рассказать о его выразительных возможностях.

Компьютер, проектор. Музыкальные инструменты.




Урок №10: Обобщающий урок «Народная музыка в творчестве русских композиторов»



Песни по выбору учащихся.

Обобщить знания, полученные на уроках.

Компьютер, проектор. Музыкальные инструменты.


III ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«КРАСОТА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ»



Урок №11-12: Образы зимней

природы в творчестве

П.И. Чайковского

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

«Здравствуй, гостья зима» русская народная песня. «На тройке» из цикла «Времена года», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский.

Развивать воображение учащихся, закреплять навык слушать музыку, понимать замысел композитора.

Компьютер, пронктор. Репродукции картин с изображением русской зимней природы

Нарисовать рисунки с изображением зимней природы



Урок №13-14: Образы зимы

в творчестве

Г. Свиридова

Урок расширения и укрепления знаний

Г. Свиридов «Метель», «Поёт зима, аукает»

Развивать воображение учащихся, закреплять навык слушать музыку, понимать замысел композитора.

Компьютер,планшет с карточками «Средства музыкальной выразительности»




Урок №15: «Времена года»

А. Вивальди

Урок расширения и укрепления знаний

А. Вивальди «Зима»

Развивать воображение учащихся, закреплять навык слушать музыку, понимать замысел композитора.

Компьютер, пронктор. Репродукции картины с изображением зимней природы




Урок№16:

«Новогодний хоровод»

Урок-концерт

Песни по выбору

Познакомить с историей возникновения праздника «Рождество»

Компьютер, проектор. Музыкальные инструменты.


IV ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«МНОГОЦВЕТЬЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА»




Урок №17: Музыка Украины и Беларуссии.

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

Белорусская народная песня «Бульба»,

М. Мусоргский

«Гопак»

Познакомится с музыкой украинского и белорусского народа как частью их национальной культуры. Сравнить с русской музыкой

Компьютер, проектор. Карточки с изображением украинского инструмента бандуры. Изображения украинского и белорусского национального костюмов

Нарисовать рисунки народного украинского и белорусского костюма



Урок №18: Интонационные черты танцевальной музыки.

Урок расширения и укрепления знаний

Шопен «Полонез»

Познакомить с польской музыкой.

Компьютер, проектор. Портрет композитора Шопена




Урок №19: Музыка Венгрии

и Болгарии

Урок расширения и укрепления знаний

К. Монти

«Чардаш»

Учить различать национальные особенности музыки разных народов.

Компьютер. Карточки с изображением народных инструментов




Урок №20: Музыка народов

Балтии

Урок расширения и укрепления знаний


Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»

Сосредоточить внимание детей на образном строе музыки, убедиться в том, что музыкальный язык понятен всем народам без перевода

Компьютер, проектор. Карточки с изображением народных инструментов




Урок №21: Музыка Греции

Урок расширения и укрепления знаний

Греческий народный танец «Сиртаки»

Познакомить с греческой музыкальной культурой, народными танцами и песнями

Компьютер. Книга «Мифы древней Греции»

Прочитать мифы Древней Греции



Урок №22: Музыка европейских стран.

Урок контроля и коррекции знаний

Песни по выбору.

Определить степень усвоения материала.



V ПЕРИОД – 6 ЧАСОВ

«МНОГОЦВЕТЬЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА»



Урок №23: Мелодика Италии в произведениях Чайковского.

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

П.И. Чайковский «Баркарола»

Познакомить с музыкой Италии, учить полностью и грамотно называть произведения и авторов


Компьютер, проектор. Репродукции картин с изображением Венеции





Урок №24: Музыкальное «путешествие» Глинки в Испанию.

Урок расширения и укрепления знаний

М. Равель «Болеро», М. Глинка

«Арагонская хота»

Познакомить с музыкой

Испании

Компьютер, проектор. Карточки с инструментов: гитары, кастаньет, портрет композитора М. Глинки




Урок №25: Музыка Австрии

Урок расширения и укрепления знаний

Моцарт,

симфония № 40

Познакомить с музыкой

В. Моцарта и Л. Бетховена.

Компьютер, проектор. Портреты композиторов: В. Моцарта, Л. Бетховена.




Урок №26: Музыка Германии

Урок расширения и укрепления знаний

И. Бах «Шутка»,

«Весенняя песня»

Познакомить с музыкой

И. Баха.

Компьютер. Карточки с изображением инструментов: органа, клавесина, портрет композитора И. Баха




Урок №27: Музыка Норвегии

Урок расширения и укрепления знаний

Э. Григ

«Заход солнца»

Познакомить с творчеством Э. Грига, учить осознанному пониманию развития выразительных средств музыки в процессе становления музыкального образа.

Компьютер, проектор. Таблица музыкальных настроений




Урок №28: Музыка народов мира

Контрольный урок

Песни по выбору.

Определить степень изученности материала.

Компьютер, проектор.


VI ПЕРИОД – 7 ЧАСОВ

«МНОГОЦВЕТЬЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА»




Урок №29: Музыка Закавказья

Урок изучения и первоначального закрепления знаний

А. Хачатурян

«Танец с саблями»

Познакомить учеников с музыкой закавказских народов, её национальными особенностями. Научить отличать от музыки других народов

Компьютер, проектор. Национальные костюмы народов Закавказья. Портрет композитора

А. Хачатуряна




Урок №30: Музыка Средней Азии

Урок расширения и укрепления знаний

Узбекский народный танец «Мавриги»

Развивать умение слышать интонации, которых нет в русской музыке, обратить внимание как в музыке отражается характер народа, особенные черты народного говора

Компьютер, проектор. Карточки с изображением народных инструментов




Урок №31: Музыка Японии

Урок расширения и укрепления знаний

Д. Кабалевский вариации на тему японской народной песни «Вишня»

Познакомить с музыкальной культурой Японии

Компьютер, проектор. Репродукции с картин и рисунки с изображением природы Японии. Национальные костюмы японского народа

Нарисовать рисунки с изображением природы Японии. Национальные костюмы японского народа



Урок №32: Музыка Америки

Урок расширения и укрепления знаний

Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

Обратить внимание на ритмическую особенность присущую негритянской музыке

Компьютер, проектор. Карточки с изображением инструментов




Урок №33: «Музыкальное путешествие вокруг света»

Урок-концерт

Песни по выбору.

Исполнять песни разных народов хором и соло

Компьютер, музыкальные инструменты.




Урок №34: Проверочная работа по теме»: Музыкальное общение без границ».

Обобщающий урок

Песни по выбору учащихся.

Определить степень усвоения материала. Обобщить тему

«Музыка разных народов

Компьютер, музыкальные инструменты


ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 34 ЧАСА






32




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по музыке для начальной школы

Автор: Салихова Лидия Алексеевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Рабочая программа. Музыка."
    ["seo_title"] => string(25) "rabochaiaproghrammamuzyka"
    ["file_id"] => string(6) "302888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340896"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по музыке для первых классов "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-piervykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "165997"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422893721"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по музыке для 2  классов. "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "165998"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422893848"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по музыке для 3  классов. "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "166000"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422893924"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства