Рабочая программа курса музыки… для 6 классов разработана на основе (примерной) авторской программы курса (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина Музыка : 5-7-й классы ; Искусство : 8-9-й классы: сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС), М: Просвещение, 2014-103 стр.)
и ориентирована для работы с учебниками линии автора 6 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФК ГОС по музыке для 6 класса »
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 777
Согласовано
с Методическим советом
ГБОУ СОШ № 777 г. Москвы
Протокол № ___
от «___»__________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СОШ № 777 г. Москва
____________ Е.А. Савина
от «____» ___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для основного общего образования
Класс:
6
Срок реализации программы:
1 год (2014-2015гг.)
Автор(ы)-составитель (и):
Горчакова Т.С.,
учитель первой категории
Москва 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса музыки… для 6 классов разработана на основе (примерной) авторской программы курса (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина Музыка : 5-7-й классы ; Искусство : 8-9-й классы: сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС), М: Просвещение, 2014-103 стр.)
и ориентирована для работы с учебниками линии автора 6 классов.
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями (с изм. и доп.);
Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 №245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (п.18.2.2);
Письмо № 2/35-156 от 01.06.2011 г. «Методические материалы и разъяснения по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо МОиН РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Устав ГБОУ СОШ № 777;
Учебный план на 2014/2015учебный год.
Положение о проведении промежуточной аттестации и текущего контроля ГБОУ СОШ №777.
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ГБОУ СОШ № 777.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся
Задачимузыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V— VII классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. В чем сила музыки. (7 ч.)
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.
Художественный материал:
П о э з и я
Е. Винокуров. Есть внутренняя музыка души...
Ж и в о п и с ь
И. Левитан. Вечер. Золотой плес;
Г,Сорока. Вид на плотину.
М у з ы к а
Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).
Песенный репертуар:
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Музыкальный материал:
И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание)
Реальность и фантазия в жизни человека.Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки).
Музыкальный материал:
М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание);
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);
А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение)
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.
Художественный материал:
Живопись и архитектура
Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»;Храм Афины;
Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;
Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю- О. Роншан.
М у з ы к а
М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Песенный репертуар:
С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7
Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание);
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение)
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Музыкальный материал:
К. Дебюси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)
Созидательная сила музыки (на примеремифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);
Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Спасем наш мир (пение)
Тема 2. «Преобразующая сила музыки» (8 ч.)
С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Музыкальный материал:
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет (пение)
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм — изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия — коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).
Музыкальный материал:
И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);
М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода.
Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение)
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор,соч. 40 № 1 Ф.Шопена).Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля.
Музыкальный материал:
Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 №1. Фрагмент (слушание);
Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1.Фрагмент (слушание);
М. Равель. Болеро (слушание);
Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там-тамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения)
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание);
Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание);
П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение);
М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение).
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.
Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).
Музыкальный материал:
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия
«Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 слушание);
Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание);
Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);
И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение);
Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение)
Тема 3 «Красота и правда в искусстве и жизни» (18 ч.)
Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание);
Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение)
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А.Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А.Моцарта).
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание); В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);
Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А.Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение)
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П.Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик»).
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);
П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение);
П.Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение)
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.
Музыкальный материал:
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение)
Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармони (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Симфония № 40. I часть.Фрагмент (слушание);
Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение)
Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Художественный материал:
П о э з и я
А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент.
М у з ы к а
Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание).
Песенный репертуар:
Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение)
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.
Музыкальный материал:
Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание)
Связь между образами музыки и визуальных искусств. Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки.
Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет Мир»).
Музыкальный материал:
И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание);
В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (Да будет мир) (пение);
Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение)
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Художественный материал:
Ж и в о п и с ь
М. Чюрленис. Фуга.
М у з ы к а
И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).
Песенный репертуар:
Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г.Струве (пение);
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение)
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (в исполнении учителя) (слушание;
С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание);
Г. Струве, стихи С.Маршака. Пожелание друзьям (пение);
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение)
Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание);
Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание)
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты №2 для оркестра И. С. Баха).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние)
Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
Музыканты. Немецкая народная песня (пение)
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике.
Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).
Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение)
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
Музыкальный материал:
К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание);
О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание);
М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение)
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса).
Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.
Музыкальный материал:
К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание);
Т. Альбиони. Адажио (слушание)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Распределение учебного материала по курсу 6 класса
(базовый уровень)
№
п / п
Наименование
разделов
программы
Всего часов
Из них
Примерная (или авторская) программа
Рабочая программа
Практические работы
Проверочные
работы
1
Введение. Инструктаж по ТБ
1
1
-
-
2
Тема 1. В чем сила музыки
7
7
-
1
3
Тема 2. «Преобразующая сила музыки»
8
8
-
1
Тема 3 «Красота и правда в искусстве и жизни»
18
18
-
1
9
Резерв
1
1
-
ВСЕГО
35
35
-
3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить уча¬щимся возможность:
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и разви¬тия образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных компози¬торов, приводить примеры их произведений;
• уметь по характерным признакам определять принадлеж¬ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели¬гиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (на¬родных, классического репертуара, современных авто¬ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му¬зыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре¬тацию замысла композитора;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эсте¬тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ
Формы контроля знаний и умений обучающихся по МУЗЫКЕ:
В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:
– самостоятельная работа
– краткая самостоятельная работа;
– викторины
- кроссворды
- беседа
Применяется для оценки и коррекции учебного материала по пропедевтическому курсу, главам:
Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Самостоятельная работа - работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Является необходимым этапом любой темы в курсе пропедевтики. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно с привлечением родителей. Работа выполняется без помощи учителя.
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам. Кратковременная самостоятельная работа: Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания. Беседа по теме: его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
музыкальный инструмент: пианино.
Диски с музыкальными произведениями.
Художественные репродукции.
Учебно-методический комплект
«Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка. 6 класс. М: Просвещение, 2014,– 168 с
Музыка. 6 класс. Хрестоматия музыкального материала /Сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, М: Просвещение, 2014, – 158 с.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс. М: Просвещение, 2014,– 64 с.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия музыкального материала (2 CD, MP3).
Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5–6 классы, М: Просвещение, 2014, – 208 с.
Интернет-ресурсы
1. Музыкальная энциклопедия http://www.music-dic.ru/
2.Музыкальный энциклопедический словарь
http://www.dict.t-mm.ru/enc_sl/m/muzyi.html
3.Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства http://muzyka.net.ru/
4. http://www.informika. ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
5. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
6. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
7. http://shishkinles.ru/shishkinles/umuziki/umuziki/Uroki_muzyki/ - видеоуроки по музыке.