Программа внеурочной деятельности "В волшебном мире музыки"
Программа внеурочной деятельности "В волшебном мире музыки"
Программа предназначена для музыкального обучения учащихся 2-4 классов во внеурочной деятельности. Рассчитана на 2 года обучения и позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей. Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "В волшебном мире музыки"»
Программа внеурочной деятельности
в начальной школе
(для учащихся 2-4 классов)
художественно-эстетического направления
«В волшебном мире музыки»
Пояснительная записка
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, внеурочная деятельность входит в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Поиск оптимальных путей совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся привел к необходимости создания той сферы в школе, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно.Дополнительное образование школьников через вокально-хоровые кружки позволяют решить эти задачи.
Направление: художественно-эстетическое.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Правильно организованное обучение должно привести к воспитанию эстетического отношения к музыке, чтобы музыка вызывала у детей эмоциональный отклик, чтобы любовь и интерес обучающихся к песням народного творчества, русских, советских, зарубежных композиторов переросли в потребность к ней. Занятия в студии позволяют развивать у ребят интерес к вокальному искусству, это повышает не только их музыкальную культуру, но и уровень школьной эстрады. Занятия музыкально-творческой и концертной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, развитию эстетического вкуса, дают прекрасную возможность для творческой самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала и самоутверждения.
Детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Это время наиболее благоприятно для развития образного мышления, воображения, эмоционально-чувственной сферы его личности. Учитывая психологические особенности этого возраста, целесообразно развивать у детей творческое восприятие действительности.
Влияние музыки на развитие творческой деятельности ребенка очень велико. Ее можно рассматривать как объект восприятия (слушания), предмет обучения, но можно подойти к ней и как к неотъемлемой части повседневной и бытовой жизни – типа сна и еды.
Музыка непосредственно и сильно воздействует на эмоциональное состояние человека. Она развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; в области ощущения, восприятия и слуха – от умения различать отдельные музыкальные звуки к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Ребенку важно не только понимать и любить музыку, но и научиться выразительно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте.
Самое главное – уметь применить свой музыкальный опыт в жизни.
Особенно актуален этот вопрос в современных условиях, когда все больше появляется так называемых «домашних детей», не посещающие детские дошкольные учреждения. Родители этих детей объединены одной общей проблемой – с одной стороны, пониманием необходимости разностороннего развития своих детей для наилучшей адаптации в условиях современной деятельности и предстоящей учебы в школе, с другой стороны, невозможностью или неумением обеспечить собственными силами такое развитие, придать ему системный, научно обоснованный характер.
Данная программа является составной частью комплексной программы обучения детей во внеурочной деятельности.
В содержательном плане программа базируется на основных принципах Концепции нравственно-эстетического развития детей, что находит отражение в формулировках ее целей и задач.
Практическая значимость программысостоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.
К обучающимся приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Занятия музыкой во внеурочной деятельности предоставляет соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого обучающегося.
Цель программы: Основная цель программы духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков, а так же формирование музыкальной культуры у ребенка на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его роли и социальном назначении, а так же создание условий для самореализации обучающихся в области искусства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Эти задачи решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
- знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
- содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального слух на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, формируя сначала избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
- развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх; импровизации маленьких песен, попевок;
- формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь, танцевать.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности учащихся.
Обзор новой методической литературы.
Накопление материала, аудио — записей для использования на занятиях.
Специфика программы
Программа предназначена для музыкального обучения детей во внеурочной деятельности. Ритм обучения зависит от одаренности и способности детей. Состав групп из 10-15 человек позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Тематика всей программы включает в себя необходимые вопросы формирования музыкальности детей, но в каждом конкретном случае важную роль играют индивидуально-психологические особенности педагога и ученика, педагога и группы, творческий подход к проведению занятий, степень готовности всех детей или ладе одного ребенка к занятиям.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе. Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры. Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие. За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
мотивации детской деятельности;
отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса: Тематические занятия, мероприятия; Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения; Игры – викторины, игры – загадки; Творческие мастерские; Музыкальные путешествия. Художественные акции учащихся в школьном социуме. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок. На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок; Создание коллективных творческих проектов; · Публичные выступления; Участие в творческих конкурсах различного уровня; · Школьные фестивали искусств; Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи. У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание. Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2. Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”.
Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”.
Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Содержание программы
В основу музыкального обучения входят три основных направления:
1.Слушание музыки;
2.Пение и развитие вокально-хоровых навыков;
3.Музыкально-дидактические игры.
Слушание музыки
Содержание программы включает в себя:
а) восприятие музыкального произведения:
- ознакомление с музыкальными произведениями;
- воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
- умение понимать характер музыки (веселая – грустная, бодрая – спокойная и т.д.);
- приобретение навыков культуры слушания музыки;
- формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений и первоначальных сведений о музыке.
б) развитие слуха и голоса, умение:
- различать звуки по высоте (высокие, средние, низкие);
- замечать изменения в звучании (тихо, громко);
- различать тембры различных инструментов, музыкальных игрушек (барабан, погремушки, бубен, металлофон);
- различать динамику музыкальных произведений.
Пение и развитие вокально-хоровых навыков
Это направление включает в себя:
а) певческие навыки и умения:
- певческая установка;
- вокальные навыки;
- хоровые навыки;
- звукообразование;
- дикция;
б) вокальные навыки:
- звукообразование (петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша);
- дыхание (брать дыхание между короткими музыкальными фразами);
- дикция (произносить слова внятно, правильно);
в) хоровые навыки:
- строй (чистота интонаций): правильно передавать мелодию простых попевок;
- ансамбль (слаженность): вместе начинать и заканчивать песню. Учить детей петь напевно, спокойно.
- петь выразительно (ускоряя, замедляя, ослабляя звучание в пределах до, ре); правильное передавая мелодию, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы;
- самостоятельно начинать и заканчивать песню;
- петь индивидуально и коллективно.
В процессе усвоения певческих навыков необходимо учить детей петь протяжно, точно интонируя, подстраиваясь к тону, заданному взрослым, выражая свое эмоциональное отношение к содержанию песни.
Музыкально-дидактические игры
В рамках этого направления перед преподавателем встают задачи:
- совершенствование у детей навыков творческой передачи действий отдельных персонажей;
- воспитание внимания к выразительности движений.
Хоровод: воспитание у детей умение выразительно передавать музыкально-игровые образы при инсценировании песни (отмечать в движении динамику в вариациях каждого куплета: от умеренного к очень умеренному звучанию, соответственно от спокойного к более энергичному движению, отмечать ритм припева хлопком и притопом).
Игра: обучение умению различать разнохарактерные части музыкального произведения, соблюдая темповые, ритмические особенности, организованно действовать всем коллективом.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Учащийся научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Учащийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Учащийся научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Учащийся получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Учащийся научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащийся получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№
урока
Тема занятий
Кол-во часов
1
Введение. Знакомство с голосовым аппаратом
1ч
2-3
Детские песни в нашей жизни
2ч
4
Песенки из мультфильмов
1ч
5-6
Колыбельные песни
2ч
7
Осенние песни
1ч
8-9
Музыкальные игры и загадки
2ч
10
Волшебная страна звуков.
1ч
11
В гостях у сказки
1ч
12
Добрым быть совсем не просто…
1ч
13-14
Новогодний карнавал
2ч
15
Хороводные песни и шутки
1ч
16
Необычные звуки и голоса
1ч
17-18
Веселей встречай друзей
2ч
19
Весенний вальс
1ч
20
Мелодии дня
1ч
21-22
Музыкальные инструменты
2ч
23-24
Краски музыки и голоса
2ч
25-26
Музыкальная страна
2ч
27-28
Весело-грустно.
2ч
29-30
Летний день, замечательный праздник
2ч
30часов
Содержание учебной программы1 год обучения
Введение. Знакомство с голосовым аппаратом
Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Что такое голос? Как нужно беречь голос. Певческая посадка и постановка корпуса. Форма: Занятие-беседа.
Детские песни в нашей жизни
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
Песенки из мультфильмов
Содержание.Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
Колыбельные песни
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
Осенние песни
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма: занятие – знакомство.
Музыкальные игры и загадки
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма.Практическая, дидактические и музыкальные игры.
Волшебная страна звуков
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска. Форма. Занятие – исследование.
В гостях у сказки
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
Добрым быть совсем не просто…
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Занятие – впечатление.
Новогодний карнавал
Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
Хороводные песни и шутки. Игры
Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры. Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Необычные звуки и голоса
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
Веселей встречай друзей
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Форма. Тематическое занятие.
Весенний вальс
Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма: Литературно – музыкальная гостиная.
Мелодии дня
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Комплексное занятие.
Музыкальные инструменты от древности до современности
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
Краски музыки и голоса
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Форма. Занятие – исследование.
Музыкальная страна
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Весело – грустно
Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
Летний день, замечательный праздник
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты первого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Требования к уровню подготовки детей
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- слушать внимательно музыкальное произведение, чувствовать его характер;
- узнавать мелодии песен;
- различать звуки по высоте;
- петь протяжно и четко произносить слова;
- начинать и заканчивать песню вместе;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки и самостоятельно менять их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
\
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
№
урока
Тема занятий
Кол-во часов
1
Введение. Летние впечатления
1ч
2
Осень: поэт, художник, композитор
1ч
3-4
Озорные песенки из мультфильмов
2ч
5-6
Танцуют и поют все дети
2ч
7
Звуки и краски голоса
1ч
8-9
Песни детских кинофильмов
2ч
10
Зима: поэт, художник, композитор
1ч
11-12
Новогодний калейдоскоп
2ч
13-14
Вокальный портрет сказочных героев
2ч
15
Картины природы в песнях и сказках
1ч
16
Музыкальная шкатулка
1ч
17
Весна: поэт, художник, композитор
1ч
18-19
Россия – Родина моя
2ч
20-21
Добрым быть совсем не просто
2ч
22-23
Маленькая страна – школа моя
2ч
24-25
Музыкальные инструменты
2ч
26
Лето: поэт, художник, композитор
1ч
27-28
Музыкальная страна
2ч
29
Картины природы в песнях, хороводах, сказках.
1ч
30
Сколько песен мы с вами вместе
1ч
30 часов
Содержание учебной программы 2 год обучения
Введение. Летние впечатления Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно. Форма. Занятие- беседа.
Осень: поэт, художник, композитор Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Озорные песенки из мультфильмов Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду. Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).
Танцуют и поют все дети! Содержание. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего. Форма. Комплексное занятие.
Звуки и краски голоса Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух. Форма. Занятие – исследование.
Песни детских кинофильмов Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка». Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
Зима: поэт, художник, композитор Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год. Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
Вокальный портрет сказочных героев. Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев. Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
Картины природы в песнях и сказках Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. Форма. Занятие – рассуждение.
Музыкальная шкатулка Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Форма. Занятие – знакомство.
Весна: поэт, художник, композитор Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Россия – Родина моя Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
Добрым быть совсем не просто Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте. Форма. Тематические занятия.
Маленькая страна – школа моя Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Форма. Комплексное занятие.
Музыкальные инструменты
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
Лето: поэт, художник, композитор Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Музыкальная страна
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Картины природы в песнях и сказках Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. Форма. Занятие – рассуждение.
Сколько песен мы с вами вместе… Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты второго года обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008. 2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000. 4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.
1. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004. 2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998. 3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005. 4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
Перечень учебно-методического обеспечения программы