Просмотр содержимого документа
«Программа по ХОРУ - начальная школа»
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ХОР «Поющая гимназия»
Возраст детей 7 – 10 лет
Учитель музыки гимназии №9 города Новосибирска
Самышкиной Тамары Александровны
Пояснительная записка
Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. Хоровое пение занимает важное место в программе дополнительного образования и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства, есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Цель программы:
Создание детского хорового коллектива, основы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к вокально-хоровому творчеству;
Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;
Воспитание учащегося через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;
Развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и целеустремлённость, а также чувства потребности в саморазвитии.
Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа
В хор принимаются все дети, желающие петь и выступать перед сверстниками, учителями, родителями, и имеющие различные музыкальные способности.
Предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые, индивидуальные и сводные.
Занятия все годы обучения проводятся три раза в неделю по 2- часа в неделю в течение года.
Возраст детей первого года обучения – 7-10 лет,
Количество обучающихся в группе – 25 чел. и более
Состав хора – не постоянный (с учетом выпуска 4 класса и вновь прибывшие первоклассники).
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: концерты, конкурсы, участия в музыкальных фестивалях.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Планируется участие хора в районных, окружных и городских конкурсах, которые позволят оценивать результаты обучения (качество приобретённых умений и наработанных навыков исполнительского мастерства).
тематический план
для начинающих.
№
Тема
Практика (часов)
1
Вводное занятие
1
2
Формирование первоначальных слуховых представлений
5
3
Первоначальное знакомство с характером музыкальных произведений
5
4
Элементарное сольфеджио
3
5
Работа по развитию ритмических навыков
10
6
Развитие вокально-хоровых навыков
10
7
Работа по координации слуха и голоса
10
8
Работа над репертуаром
20
9
Концертная деятельность
4
Итого:
68 часов
Содержание программы для новичков коллектива.
Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены хориста.
Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или ниже. Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.
Характер произведения. Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.
Элементарное сольфеджио. Знакомство с нотами, длительностями. Детям показывают и объясняют, что звуки в музыке имеют разную длительность (долготу звучания). Знакомство с музыкальными терминами.
Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.
Работа над репертуаром.
«Для того, чтобы развить голос, надо начать учиться петь».
Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.
Контролируемые умения и навыки:
— Формирование первоначальных слуховых навыков
— Развитие слуховых навыков
— Интонированное пение
— Знание текста и мелодии
— Умение передать характер произведения
— Культура исполнения
Примерный репертуар (по выбору учителя)
Русская народная песня «Земелюшка-чернозём»
Русская народная песня «Осень»
Немецкая народная песня «Гусята»
Т. Попатенко «Грибники»
Г. Струве «Новогодний хоровод»
Украинская народная песня «Веснянка»
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
А. Заруба «Первоклассник»
Тематический план для
основного состава коллектива.
№№
Тема
Практика
+ теория
1
Вводное занятие
1
2
Певческая установка и дыхание:
- постановка корпуса
- обучение дыханию
- виды дыхания
5
3
Звуковедение и дикция.
Различные виды атак:
- звукообразование и звуковедение
- развитие артикуляционного аппарата
-развитие дикционных навыков
-дыхательная гимнастика
9
4
Ансамбль и строй:
- выработка унисона
- устойчивое интонирование одноголосного пения
- знакомство с элементами двухголосия
10
5
Формирование исполнительских навыков
15
6
Сольфеджирование
3
7
Работа над репертуаром
20
8
Концертная деятельность
5
Итого:
68 часов.
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.
Певческая установка и дыхание.
Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Звуковедение и дикция.
Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе.
Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.
Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение.
Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него.
Контролируемые умения и навыки:
— Воспитание понимания дирижёрского жеста
— Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов
— Развитие слуховых навыков
— Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость)
— Знание и передача текста и мелодии произведения
Примерный репертуар (по выбору учителя)
Французская народная песня «Братец Яков» (канон)
Норвежская народная песня «Камертон» (канон)
В. Кикта «Всюду музыка живёт»
А. Заруба «Страшная история»
Г. Струве «Моя Россия»
Я. Дубравин «Добрый день»
Русская народная песня «В сыром бору тропина»
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»
П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Содержание
Вводное занятие. Знакомство с основным направлением деятельности ансамбля, режимом работы. Инструктаж по технике безопасности в помещении для занятий. Беседа о правилах личной гигиены певца и охране голосового аппарата. Профилактические меры заболевания горла в холодное время и в период вирусной инфекции.
Вокально-хоровая работа
Дыхание. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхательной мускулатуры. Вокальные упражнения на различные виды техники на свободном ровном вдохе и медленном экономном выдохе.
Артикуляция и звукообразование
Наработка умений артикуляционной подвижности. Продолжение работы по формированию навыков грамотного, правильного речевого произношения. Отслеживание свободной работы артикуляционного аппарата и гортани во время пения.
Многоголосие
Эта работа включает в себя введение полифонического двухголосия (на имитационной основе или самостоятельном движении голосов). Этот вид вокально-хоровой работы может быть различным по исполнению:
солист - хоровой ансамбль
сопрановая партия - альтовая партия
группа солистов - хоровой ансамбль
В работе с двухголосным произведением необходимо сольфеджирование. Вокальная индивидуальная работа с солистами также необходима, как для укрепления качества работы в хоровом ансамбле в целом, так и для развития вокальных певческих возможностей наиболее способных детей и их мотивации к занятиям.
Вокальная (сольная) и ансамблевая работа над репертуаром.
Этот вид деятельности делится на несколько этапов:
Подготовительный этап - прослушивание и знакомство с новой музыкой и анализ нотного текста, мелодии, начало разучивания.
Основной этап - впевание в музыкальный материал по группам хорового ансамбля (сопрано, альты) с выявлением трудных интонационных мест (скачки, звуковедение в распевах), а также отработка дикционных погрешностей. Работа в произведениях a capella. Вокальная работа без помощи дирижёра (наработка умений самоконтроля).
Завершающий этап - работа над художественным образом. Сценическое воплощение музыкального образа. Ансамблевая
работа с солистами без участия дирижёра, что требует самоконтроля и саморегуляции в коллективе поющих.
Музыкально-исполнительская работа
Включает в себя работу над музыкально-интонационным строем в хоровом ансамбле, стилем произведения, художественным образом, сценическим мастерством и т.п.
Концертная деятельность
Это средство общения с различными представителями слушателей (подростки-сверстники, учителя школы, ветераны ВОВ, родители...). Это также участие в районных, окружных, городских конкурсах и фестивалях, что даёт возможность накопить сценический опыт, расти профессионально и пропагандировать хоровое пение. Желание участвовать в концертных и конкурсных выступлениях является мотивацией к активному обучению и профессиональному росту учащихся, выявляет наиболее способных и ярких исполнителей, помогает избавиться от личных комплексов (стеснительности, неуверенности в себе). Занимаясь и выступая в коллективе, учащиеся чувствуют опору и поддержку друг друга, что сплачивает их. Широкий диапазон тем и образов в музыкальных произведениях расширяет кругозор детей и даёт позитивный импульс к дальнейшему художественному развитию и саморазвитию, повышает самооценку.
Дополнительный репертуар к дальнейшему развитию.
Русская народная песня «В сыром бору тропина»
Русская народная песня «У зари-то, у зореньки»
Норвежская народная песня «Волшебный смычок»
В. Филатова, Ф. Чуев «Победа в наследство»
В. Филатова «Голосок России»
Е.Подгайц «Речкина песня»
Старинные солдатские и военные песни (Сборник фонохрестоматий 3-4 класс)
П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
И.Бах «За рекою старый дом»
Методическое обеспечение программы
Основные формы работы с детьми в хоре (хоровом ансамбле):
каждый участник хора (хорового ансамбля) проходит не менее двух раз в год прослушивание с целью отслеживания динамики музыкального развития и выявления проблемных моментов (слуховые или интонационные трудности и др.) для оказания своевременной помощи.
Теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений.
Данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у детей. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого ребенка требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в хоре (хоровом ансамбле).
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста детского коллектива и объективной оценки его возможностей.
Список использованной литературы
Г. А. Струве. Хоровое сольфеджио. М., 1988.
Г. А. Струве. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах. М., 1985.
Г. А. Струве. Школьный хор. М., 1981.
В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. 1996.
Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В. Г. Соколова. М., 1981.
Поёт детская хоровая студия «Веснянка». Сост. Л. П. Дуганова, Л. В. Алдакова. М., 2002.
Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка. Методические материалы – сост. И. В. Калиш. М., 1999.
Песни и хоры. Библиотека детского хормейстера. Учебно-методическое пособие – сост. М. И. Славкин. М., 1999.