kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Слушание музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор» и «Народные инструменты»

срок реализации 3 года

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Слушание музыки"»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

г.Саянск, мкр.Юбилейный, дом 55







ПО.02.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор» и «Народные инструменты»



Срок реализации – 3 года












г.Саянск


2015

Пояснительная записка



В самой природе человека лежит интерес к музыке. Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит звуки окружающего мира. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека.

В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружён музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон. Для того чтобы ребёнок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.

Восприятие музыки - процесс трудоёмкий. Для развития способности к восприятию нужны как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия. Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности - во время пения, игры на инструменте, слушания музыки. И чем раньше научить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребёнок раскроется эмоционально.

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.

Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Слушание музыки» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение». Возраст поступающих в первый класс - с шести лет шести месяцев до девяти лет. Срок освоения программы - 3 года.



Программа создана с учётом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение учащимися знаний, слуховых навыков, позволяющих воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

- подготовку учащихся к систематическому изучению курса музыкальной литературы.



Цель программы – приобщение учащихся к искусству, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, расширение кругозора, а также развитие творческих способностей детей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.



Задачи курса:

Формирование культуры слушания и осознанного отношение к музыке.

Накапливание опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений, стилей.

Формирование развития интереса детей к познанию классической музыки, желания слушать и понимать музыку.

Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

Формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

Формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих активно и осознанно слышать музыку, понимать её язык, элементы музыкальной речи.

Опираясь на эмоциональную отзывчивость и увлеченность детей, создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний учащихся;

Выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации.

Создание предпосылок позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области искусства.



Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1 – 3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз неделю по 1 часу.



Необходимое техническое оснащение занятий



Учебные аудитории для групповых занятий должны быть оснащены:

клавишным инструментом: пианино, рояль;

аудио- и видеоаппаратурой;

учебной мебелью: досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами;

наглядными пособиями.

































































Объём учебного времени,

предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета





Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах






Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

количество недель аудиторных занятий

32

33

33

недельная нагрузка в часах

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

Аудиторные занятия (в часах)

98

1

1

1

Самостоятельная работа (в часах)

49

0,5

0,5

0,5

Максимальная учебная нагрузка по предмету

147

1,5

1,5

1,5





Самостоятельная работа может быть использована на дополнительное прослушивание музыкальных произведений, выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев), чтение дополнительной литературы и обмен мнениями на основе полученных впечатлений. Объём времени в неделю, отводимый на самостоятельную работу обучающихся, определён с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.



Формы и методы контроля, критерии оценок

Проверка знаний - одно из средств управления учебной деятельностью. Контроль, за учебной работой по слушанию музыки предполагает наличие определённых требований: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. Основная форма контроля на уроках слушания музыки – опрос (индивидуальный, фронтальный). При индивидуальном опросе педагог имеет возможность обстоятельно проверить знание одного из учащихся. Фронтальный опрос позволяет в течение ограниченного времени осуществить проверку знаний большинства учащихся. За различные ответы, домашнюю работу выставляется оценка.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Основными видами контроля и учёта успеваемости обучающихся по предмету «Слушание музыки» являются: текущий контроль и промежуточная аттестация.

Текущий контроль осуществляется в рамках аудиторных занятий и направлен на выявление общего уровня подготовки и качества овладения учащимися учебного материала. Форма проведения текущего контроля может быть представлена в виде: фронтального опроса, тестирования, небольшой письменной работы, музыкальной викторины или проверки домашнего задания.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля работы учащихся. Промежуточная аттестация позволяет определить качество реализации учебного процесса, уровень теоретической и практической подготовки учащихся, а также уровень умений и навыков сформированных на определённом этапе обучения. Основная форма проведения промежуточной аттестации – контрольный урок, который проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в конце каждой четверти.

Итоговая аттестация по предмету проходит в виде контрольного урока. Оценка, полученная на контрольном уроке в конце третьего года обучения, заносится в свидетельство об окончании школы.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Система оценок успеваемости обучающихся в рамках промежуточной и итоговой аттестации основана на пятибалльной шкале, дифференцированной в абсолютном значении. В рамках текущего контроля на основе пятибалльной шкалы допустимо применением плюсов и минусов.




Оценка «5» («отлично»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- владение музыкальной терминологией;

- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Оценка «4» («хорошо»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- владение музыкальной терминологией;

- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Оценка «3» («удовлетворительно»):

- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;

- не уверенное владение музыкальной терминологией;

- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- не владение музыкальной терминологией;

- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.





Методические рекомендации

Еще в 20-е годы двадцатого столетия Б. Асафьев и Б. Яворский дали определение предмету «Слушание му­зыки»: «Слушание музыки — это формирование культуры восприятия». А музыкальное вос­приятие лежит в основе всех видов музыкальной деятель­ности. Формирование способности эстетически восприни­мать музыкальное произведение начинается с развития слуховой наблюдательности. Задача педагога состоит в том, чтобы обучать слуховому «наблю­дению-осмыслению течения музыки, ее развития, происхо­дящих в ней процессов, и наблюдая, делать выводы и обоб­щения» (Б. Асафьев). Необходимо подвести учащихся «к по­стижению процессуальности (это суть музыки), а также сохра­нить эмоциональную свежесть и непосредственность восприятия при всевозрастающей интеллектуальной углуб­ленности». При данной постановке вопроса важна не сум­ма знаний, а приобретение умений и навыков. Программа «Слушания музыки» направлена именно на приобретение первоначальных умений и навыков и ориентирована, как сказано выше, на интеллектуальное развитие ребенка бо­лее чем на выучку и на учение»...

Учебный предмет «Слушание музыки» ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробужде­ние интереса, формирование эстетического вкуса и практи­ческих музыкальных умений. В работе с детьми 7 — 9 лет важнейшим фактором обучения становится именно после­днее — практическая, творческая и часто игровая деятельность. Насыщение методов обучения практическими упражнени­ями вызывает большую активность детей.

Активное восприятие музыки — это напряжение внима­ния, памяти, слухового аппарата. Для активизации воспри­ятия необходимо помнить о следующем (вновь обратимся к тезису Б. Асафьева): «...поменьше давать готовых определений, побольше вызывать на это детей, то есть подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой». Кроме того, многие закономерности музыки даются сначала в ощущениях (практические и игровые задания способствуют этому), а поз­же углубляются и складываются в понятия: «Термин должен обоб­щать уже известное, но не предшествовать неизвестному».

Итак, в центре внимания на уроке «Слушания музыки» само музыкальное произведение и восприятие его детьми. Для дос­тижения поставленных на уроке целей в работе с младшими школьниками необходимо использовать весь жизненный опыт детей, опираясь на их чувственное восприятие и знания из других областей образования (русский язык, математика, природоведе­ние...). Большую помощь оказывает обращение к аналогиям с двигательными, речевыми и пространственными явлениями.

Всегда хорошо срабатывают вопросы-ловушки и ролевые установки («мы с вами — ученые-музыканты», далее следует постановка задачи). Сам способ формулирования вопросов очень важен. Например, дети всегда хорошо реагируют на вопросы типа: как ведет себя верхний (нижний) голос в поли­фонии, или на что похожа мелодия, с чем связано звучание темы (с пением, речью, движением...), что случится, если уб­рать бас (изменить лад, ритм, тембр, фактуру...) и т. д.

Очень часто в работе с детьми мы использу­ем то, что они еще не умеют, но будут уметь. Мы имеем здесь дело с так называемыми зонами ближайшего и дальнего зна­ния. Зона ближайшего знания — это, в нашем случае, навыки и умения, а дальнего — представления и ощущения детей. Данная формула связана с принципом развивающего (опе­режающего) обучения, разработанного подробно в обще­образовательной школе (система развивающего обучения Д. Эльконина, В. Давыдова). Основные ее положения та­ковы:

  • активное участие детей в самообучении;

  • быстрый темп прохождения курса;

  • высокий уровень теоретических знаний.

Однако при этом мы не просто берем материал более стар­шего класса. Необходима другая постановка процесса обуче­ния: теория не «разжевывается», но дается в таком контексте системы, при котором из одной точки можно видеть целое (например, проследить путь ключевой интонации в сонатной форме от начала до конца, «пробежав» перед прослушивани­ем глазами по нотам, анализируя ход событий, связанных с этим мотивом). Очень часто при таком подходе музыкальное произведе­ние (любая звучащая иллюстрация) становится «внешним поводом для внутренних размышлений». Можно, например, вернуться к уже прослушанным произведениям и подумать, насколько разнообразно работает такой приём развития, как повтор: в «Охоте» А. Вивальди из концерта «Осень» созда­ется эффект «близко-далеко» (соотношение forte — piano), в пьесе К. Дебюсси «Снег танцует» передается эффект зву­козаписи, а у В. Моцарта в «Маленькой ночной серенаде» представляется возможным поиск устойчивости (вопросы — ответы). При изучении темы «Программная музыка» (2 класс), можно вернуться к музыке вступления «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского и подумать о том, насколько музыкальное содержание шире объявленной программы.

Такой подход заставляет вновь и вновь возвращаться к уже знакомому материалу, помогает активизировать слуховую де­ятельность детей. Также, он является основанием важного методического приема в процессе развивающего обучения: изучать новое на старом, пройденном материале, а уже ос­мысленные факты закреплять на новой музыке. Закрепле­ние пройденного на новом материале позволяет осуществ­лять контроль в нетрадиционных творческих формах, в том числе и письменных (об этом речь пойдет ниже).

Преобладающая форма работы с младшими школьниками - это уроки-беседы, в которые, наряду с диалогом, педагог может вно­сить краткие объяснения, рассказы, практические задания, т. к. возраст детей требует разнообразия форм обучения и быстрой смены видов деятельности. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспомина­ние, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоя­тельной аналитической работы, урок-настроение, комплексный урок.

Однако в центре любого урока всегда стоит звучащая Му­зыка и эмоциональный отклик на нее. Необходи­мо учесть эту существенную деталь при ознакомлении с по­урочными планами.

Способы показа музыкального произведения могут быть различ­ными:

  1. Дети слушают музыкальное произведение (без коммен­тариев педагога и без объявления названия), а затем дают характеристику темам и музыкальному образу в целом, пы­таются определить название.

  2. До прослушивания музыкального произведения педа­гог обсуждает с детьми, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, задан­ного в программе или в названии. После прослушивания про­изведения дети находят подтверждение или опровержение собственным предположениям.

В работе с маленькими детьми необходимо помнить о сле­дующем: опираясь на яркое эмоционально-чувственное воспри­ятие, нужно стремиться к обобщенной характеристике музы­кального образа, не привязывать его к конкретной предметности.

Домашние задания должны быть увлекательными и нетрудны­ми. Как вариант, можно предложить детям записать названия произведений и подобрать к ним эпитеты, принести на урок нотные примеры на пройденную тему из собственного испол­нительского репертуара, найти в словарях или справочных изданиях какие-либо сведения о композиторах и музыкальных инструментах. Дети любят сочинять музыкальные примеры, и, конечно, рисовать. Вообще, рисунки возможны не только по таким очевидным темам, как «Снег танцует», но и по нео­жиданной теме — «Кульминация». Удивительно, что дети мо­гут столь остроумно и обобщенно отразить это явление в ри­сунках!

К практическим и творческим формам работы дома и в классе относятся краткие письменные работы, часто в форме тестов: не­обходимо выбрать нужное слово из данных (средства выра­зительности, эпитеты).

В 1 классе дети могут написать на уроке до 6 эпитетов печатными буквами. Во 2 классе они пишут более свобод­но и смогут не просто записать ряд эпитетов, но и отме­тить элементы музыкальной речи, создающие образ. К кон­цу 2 класса свое впечатление о небольшом музыкальном произведении дети уже способны выразить в более-менее связном рассказе (с предварительной беседой и комплек­сом продуманных вопросов). В 3 классе педагог может про­вести ряд письменных работ с целью закрепления пройден­ных тем на незнакомом музыкальном материале: это и определение первичного жанра, и определение элемен­тов музыкальной речи, способствующих созданию образа. Также можно провести ряд работ по определению простых форм. И, наконец, в итоговой работе дети смогут выявить и свое отношение к музыке, и собственные аналитические возможности.

Возможно, не всегда нужно ставить оценки за письмен­ную работу, но поощрять за удачные находки необходимо. Критерии оценок могут быть разными. Они зависят от ин­дивидуального продвижения учащихся, а также не столько от того, что написал ученик, но от того, что подразумевал под написанным. Вопрос о том, как педагог должен читать детс­кие работы, требует особого разговора.

Что же касается оценок за устную работу на уроке, то они должны отражать скорее большую или меньшую активность ребенка, чем его выучку, ведь слишком мал еще запас проч­ности знаний в такой сложной материи, где многое не под­дается формальному определению.

Заключительное напутствие педагогам связано с тем, как относиться к предлагаемому музыкальному материалу. Составитель не настаивает, чтобы на уроках прозвучало все, пред­ложенное в программе. Некоторые же произведения мож­но заменить или вовсе от них отказаться. Однако многие примеры обойти вниманием нельзя. Все зависит от груп­пы учащихся, ее продвижения вперед, а также от того, на­сколько сам педагог согласен с тем или иным музыкальным примером. Если педагог имеет более интересный и яркий, на его взгляд, музыкальный материал, помогающий лучше раскрыть тему, то это можно только приветствовать. В дан­ном случае вновь уместно вспомнить замечательные слова из книги А. Лагутина: «Хороший современный урок - своего рода педагогическое произведение, ... где расчет и вдохновение высту­пают в неразрывном единстве». Поэтому любые усилия педа­гога, ведущего «Слушание музыки», будут состоятельными лишь тогда, когда педагог отнесется к программе по-насто­ящему творчески, а также будет учитывать реальные воз­можности и способности своих учеников.







Учебно-тематический план

I год обучения

№ темы

Название темы

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Легенды о происхождении музыки.

3

1

2

2.

Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад.

6

2

4

3.

Метроритм, пульсация в музыке.

4,5

1,5

3

4.

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства.

4,5

1,5

3

5.

Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения:

а) пьесы – портреты;

б) пьесы – пейзажи;

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:

в) пьесы – настроения;

г) пьесы – игровые сценки

6

2

4

6.

Музыкальная интонация

3

1

2

7.

Сказки о музыкальных инструментах. Голоса музыкальных инструментов:

а) скрипка и виолончель;

б) флейта и фагот;

в) гобой и кларнет;

г) валторна и труба;

д) литавра и барабан;

е) фортепиано и клавесин

9

3

6

8.

Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

1,5

0,5

1

9.

Сказочные сюжеты в музыке

3

1

2

10.

Животные, птицы и рыбы в музыке.

3

1

2

11.

Движения под музыку. Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

3

1

2


Контрольный урок

1.5

0,5

1


ИТОГО

48

16

32



II год обучения

№ темы

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

1.

Времена года в музыке. Разные явления природы в музыке. Осень в музыке.

3

1

2

2.

Зима в музыке. Зимние народные обряды и песни.

3

1

2

3.

Весна в музыке. Весенние обряды и песни. Веснянки.

3

1

2

4.

Лето в музыке. Летние праздники, обряды и песни.

3

1

2


Контрольный урок

1,5

0,5

1

5.

Детский фольклор

1,5

0,5

1

6.

Народные музыкальные инструменты

1,5

0,5

1

7.

Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган

3

1

2

8.

Инструменты духового и эстрадного оркестра

3

1

2


Контрольный урок

1,5

0,5

1

9.

Содержание музыкальных произведений. Программная музыка

7,5

2,5

5

10.

Музыкальный инструмент – человеческий голос

3

1

2

11.

Виды ансамблей и хоров

3

1

2


Контрольный урок

1,5

0,5

1

12.

Элементарные формы и жанры:

а) Песня. Куплетная форма;

б) Марш. Трехчастная форма;

в) Танец: полька, вальс, менуэт

4,5

1,5

3

13.

Жанры песни, марша, танца в характеристике образа:

а) А.Рыбников «Волк и семеро козлят»

4,5

1,5

3


Контрольный урок

1,5

0,5

1


ИТОГО

49,5

16,5

33









III год обучения

№ темы

Название темы

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

1.

Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

6

2

4

2.

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма.

6

2

4


Контрольный урок

1,5

0,5

1

3.

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

6

2

4

4.

. Содружество муз.

а) музыка и слово;

б) музыка и живопись

3

1

2


Контрольный урок

1,5

0,5

1

5.

Программная музыка:

а) А.Лядов «Кикимора»;

б) А.Лядов «Волшебное озеро»;

в) Р. Шуман «Весёлый крестьянин»;

г) Р. Шуман «Дед – Мороз»

д) Н. А. Римский – Корсаков Три чуда. Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»

е) Э. Денисов «Пение птиц»

10,5

3,5

7

6.

Комические и фантастические образы в музыке. Приемы развития.

3

1

2


Контрольный урок

1,5

0,5

1

7.

Симфонический оркестр

4,5

1,5

3

8.

«Музыка – душа танца»

П.Чайковский «Лебединое озеро»

С.Прокофьев «Золушка»

И.Стравинский «Петрушка»

4,5

1,5

3


Контрольный урок

1,5

0,5

1


ИТОГО

49,5

16,5

33


Итого часов в курсе

147

49

98




Содержание предмета


I год обучения


Тема 1. Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? (2 часа)

Основная форма занятий начального периода обучения – беседа. От педагога требуется умение вызвать у детей интерес к общению.

В начале изучения данной темы проводится беседа, в ходе которой учащиеся узнают:

а) что такое музыка?

б) когда она появилась?

в) для чего музыка нужна людям?

Мифы разных народов о возникновении музыки. О силе музыкального искусства (Орфей, Садко).

Музыкальный материал:

Г. Струве, слова И. Исаковой. «Музыка». Е. Крылатов, слова Ю. Энтина «Где музыка берёт начало».

Домашнее задание: история в картинках на тему:

а) «Я и музыка»; б) «Мир, где нет музыки». Придумать сказку о происхождении музыки.


Тема 2. Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад (4 часа)

На первых уроках необходимо анализировать пьесы с одним главным определяющим элементом музыкальной речи. Важно не только констатировать элементы музыкального языка, но и выявлять их роль в создании музыкального образа.

Умение различать свойства звука – основа развития музыкальных способностей. Разделить все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Необходимо использовать живописные иллюстрации и стихотворения (например, «Разные звуки» Е.Королевой).

Динамические оттенки – музыкальные краски, один из важных секретов превращения звука. Для того чтобы развить у детей умение различать разные по силе звуки, рекомендуется выполнять специальные, развивающие эту способность игры.

«Читаем сказку». Читать сказку (например, «Про кота Василия») с динамическими оттенками, меняя силу голоса. Заменить произношение слов «тихо», «громко», «чуть потише» и т.д. на цветное изображение («громко» - красный, «тихо» - «розовый). Вместо русских слов произносить итальянские «пиано», «форте», меняя при этом силу голоса.

«Цветное эхо». Необходимо превратить звуковое эхо в краски с помощью набора оттенков одного цвета. С помощью красок нарисовать динамический план пьесы.

«Ветерок и волны». Дети свободно располагаются по классу. Руками и телом они изображают движение волн: небольших – на piano и больших – на forte. Движения импровизированные.

Выразительные возможности регистра. Умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров закрепляется в процессе игры «Подумай и отгадай». Ход игры: детям раздаются карточки с изображениями (медведь, девочка, птичка). Необходимо определить, кому принадлежит мелодия.

Выразительные возможности лада рекомендуется изучать на основе сказки «О братьях Мажоре и Миноре». Работа с карточками. Мажор и минор также можно изобразить «солнышком» и «тучкой»

Музыкальный материал: М.Старокадомский «Зайчик», В.Ребиков «Медведь», М.Красев «Воробышки», Р.Ромм «Птичка», Г.Левкодимов «Тихая и громкая музыка», Э.Григ «Шествие гномов», С.Майкапар «Мотылёк», Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», Л.Бетховен «Лендлер», П.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Баба – Яга». Г. Свиридов «Парень с гармошкой». С. Майкапар «Пастушок». С. Майкапар «Эхо в горах».

Домашнее задание: нарисовать предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; подобрать загадки; изображать на инструменте звон колоколов различной величины; придумать и озвучить диалог Дюймовочки и Великана (Медведя и Воробья).


Тема 3. Метроритм, пульсация в музыке (3 часа)

Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и ходом часов. Сильные и слабые доли в доли такта. Метрическое своеобразие музыки и чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага». Перед прослушиванием музыкальных примеров рекомендуется представлять ритмическую и пластическую модель пьесы.

К.Сен-Санс «Карнавал животных»:

«Кенгуру» - прерывистый ритм

«Антилопы» - короткие длительности

«Слон» - равномерный ритм

Научиться различать длинные и короткие звуки, а также, познакомиться с разнообразными ритмическими рисунками (узорами).

Рекомендуется использовать музыкальные игры с мячом. Возможна инсценировка стихотворения С.Маршака «Мяч».

Музыкальный материал: К.Сен-Санс «Карнавал животных», В. Гаврилин «Тройка», «Танцующие куранты» М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Прогулка).

Домашнее задание: изобразить в звуках шаги героев сказки «Теремок».






Тема 4. Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства (3 часа)

Основное внимание акцентируется на осознание выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. Дается понятие вокальной, кантиленой, инструментальной мелодии. Различные типы мелодического рисунка. Интонация, мотив, фраза, предложение.

Музыкальный материал: Е. Крылатов «Крылатые качели» Ф.Шопен «Ноктюрн», Es-dur, Ф.Шуберт «Ave, Maria», В.Шаинский «Улыбка», В.А.Моцарт «Симфония g-moll», гл.п.; П.Чайковский «Похороны куклы», «Болезнь куклы». А. Лядов «Колыбельная», «Кикимора».

Домашнее задание: найти свои примеры на разные типы мелодического рисунка.


Тема 5. Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения (5 часов)

Пьесы – портреты:

Д.Кабалевский. «Клоуны», «Плакса», «Злюка», «Упрямый братишка».

А. Гречанинов «Весельчак».

П.Чайковский «Детский альбом» (Мама). Т. Корганов «Болтушки»; М. П. Мусоргский «Два еврея богатый и бедный».

Пьесы – пейзажи:

Г.Свиридов «Метель» (Весна и осень)

А.Вивальди «Времена года»

С.Прокофьев «Детская музыка» (Утро. Вечер)

Э.Григ «Утро»

Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию:

Пьесы – настроения:

А.Гречанинов «В разлуке», «Недовольство», «Жалоба», «Мой первый бал»

Б. Тобис «Негритёнок грустит», «Негритёнок улыбается».

Д. Тюрк «Грустное настроение». Н. Мясковский. «Беззаботное настроение».

Пьесы – игровые сценки:

Э.Григ «Шествие гномов» - С.Прокофьев «Игра в лошадки»

Р.Шуман «Верхом на палочке» - П.Чайковский «Игра в лошадки»

Домашнее задание: сделать рисунок к любому произведению.


Тема 6. Музыкальная интонация (3 часа)

Типы интонаций. Колыбельные. Роль тембра, регистра, динамики и других компонентов музыкального языка в создании интонаций угрозы, насмешки, скороговорки, плача, вопроса, фанфары, призыва.

Интонировать детские стихи, сочинять на них песенки. Читать стихи с неправильной интонацией, определяя элементы речи, не соответствующие данному характеру. Петь и играть интонации м.2, м.3, ч.4.

Музыкальный материал: П.Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»; В.А,Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый»; А.Гречанинов «В разлуке»; М.И.Глинка «Рондо Фарлафа»; К.Глюк «Мелодия»; М.Мусоргский «Плач Юродивого»; В. Калинников «Киска».

Домашнее задание: сочинить интонации для любимых сказочных героев. Озвучивать сказки музыкальными интонациями.


Тема 7 Сказки о музыкальных инструментах. Голоса музыкальных инструментов (6 часов)

Знакомство с музыкальными инструментами – важный этап на пути к музыке. Самый эффективный способ освоения инструментальных тембров – сравнение. Целесообразно сопоставлять звучания контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано – клавесин. Истории возникновения музыкальных инструментов. Желательно использование доступного интересного материала. Возможен вариант построения уроков в виде сказочного путешествия в страну Музыкальных инструментов.

Музыкальный материал: на усмотрение преподавателя. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру».

Домашнее задание: подготовить рассказ о своем музыкальном инструменте; рисунок любого музыкального инструмента.


Тема 8. Музыкальные инструменты – сказка С.Прокофьева «Петя и волк» (1 час)

Сопоставление героя сказки и инструментального тембра. Повторение изученных музыкальных тембров. Полезно провести игру «Чей голос звучит?» (определить звучание, подобрать необходимую иллюстрацию)


Тема 9. Сказочные сюжеты в музыке (2 часа)

Анализ интонаций, регистрового объёма, динамики, лада и других выразительных средств после прослушивания всего музыкального произведения.

Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» (Баба-Яга); М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Гном, Избушка на курьих ножках); А.Лядов «Кикимора» (вступление, экспозиция).


Тема 10. Животные, птицы и рыбы в музыке. Музыкальный зоопарк. (2 часа)

Анализ интонаций, регистрового объёма, динамики, лада, и других средств музыкального языка при анализе музыкальных произведений о животных.

Домашнее задание: нарисовать своё любимое животное, подумать, как можно было бы изобразить его в музыке.

Музыкальный материал: К. Сен – Санс. Цикл «Карнавал животных». «Королевский марш льва», «Антилопы», «Куры и петухи», «Кукушка в чаще леса», «Лебедь», «Аквариум».


Тема 11. Танцевальная музыка. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные) (3 часа)

При изучении темы внимание детей фиксируется на предназначении музыки в повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. Необходимо показать разные виды маршей – детский, игрушечный, военный, траурный, сказочный.

Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы национальных танцев – русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (полонез, мазурка). Рекомендуется показ картинок, изображающих национальные костюмы и движения. Можно разучить некоторые движения. При прослушивании необходимо обратить внимание детей на жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм).

Музыкальный материал: С.Прокофьев «Марш»; П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; М.Глинка «Марш Черномора»; Н.Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея»; Ф.Мендельсон «Свадебный марш»; П.Чайковский «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома»; В.А.Моцарт «Менуэт»; Я.Сибелиус «Грустный вальс»; Л.Боккерини «Менуэт»; М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ф.Шопен «Мазурка», «Полонез A-dur»; А.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон».

Домашнее задание: сочинить мелодию (марш, полька, вальс).


Контрольный урок. Обобщающее занятие по пройденным темам. (1час)


II год обучения.


Тема 1. Времена года в музыке. Разные явления природы в музыке. Осень в музыке. (2 часа).

Многие композиторы, наблюдая окружающий мир, стремились передать в звуках ход времени, изменения состояний природы. Говорим о любимых временах года. Рассматриваем художественные репродукции. Читаем стихи. Слушаем музыкальные произведения, посвящённые осени.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Осенняя песня. Октябрь» из цикла «Времена года». А. Вивальди «Охота» из цикла «Времена года».

Домашнее задание: Подбор стихов. Нарисовать иллюстрации осени.


Тема 2. Зима в музыке. Зимние народные обряды и песни. (2 часа)

Продолжаем знакомиться с изображением времён года в музыке. Чем интересна зима? Святки. Разыгрывание святочных обрядов. Рождество. Масленица. Обычаи, гадания. Особые приготовления к праздникам.

Музыкальный материал: А. Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковский. «У камелька», «Святки», «Масленица» Н.Римский-Корсаков Проводы масленицы из оперы «Снегурочка». Колядки.

Домашнее задание: сочинить колядку, нарисовать чучело Масленицы и её проводы.


Тема 3. Весна в музыке. Весенние обряды и песни. (2 часа)

Встреча весны. Образы птиц. Весенние заклички. Описание подготовки к полевым работам. Чтение стихов о весне. Просмотр репродукций.

Музыкальный материал: А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». П. И. Чайковский «Песнь жаворонка», «Подснежник», из цикла «Времена года». Веснянки.

Домашнее задание: сочинить песню-веснянку, нарисовать иллюстрации к пройденным произведениям.


Тема 4. Лето в музыке. Летние праздники, обряды и песни. (2 часа)

Продолжаем наблюдать, как изображены времена года в музыке. Чтение стихов о лете. Просмотр репродукций. Знакомство с летними обрядами.

Музыкальный материал: А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». П. И. Чайковский «Белые ночи. Июнь». Н. А. Римский – Корсаков «Полёт шмеля».

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся произведению.


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)

Тема 5. Детский фольклор (1 час)

Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Считалки. Дразнилки.

Музыкальный материал: на выбор педагога.

Домашнее задание: сочинить мелодию в народном стиле (потешка, считалка). Вспомнить и записать известные детские считалки.


Тема 6. Народные музыкальные инструменты (1 час)

Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. Особенности звучания русских народных инструментов.

Музыкальный материал: на усмотрение преподавателя.


Тема 7. Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа и орган (2 часа)

Устройство инструментов. Характер звучания. Назначение инструментов. Выразительные возможности.

Музыкальный материал: П.Чайковский фрагмент из балета «Щелкунчик», К.Дебюсси «Прелюдия» (арфа), И.С.Бах Органные сочинения, С.Франк «Андантино».


Тема 8. Инструменты духового и эстрадного оркестра (2 часа)

Состав оркестра. История возникновения оркестров. Репертуар.

Музыкальный материал: старинные вальсы в исполнении духового оркестра, эстрадный оркестр О.Лундстрема, современный эстрадный оркестр.


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)


Тема 9. Содержание музыкальных произведений. Программная музыка (5 часов)

Слушаем музыку и размышляем о ней. Необходимо использовать чтение поэтических текстов, иллюстрации, загадки, песенный материал.


Музыкальный материал: Музыкальный зоопарк: А. Гедике «На слонах в Индии». Г. Галынин «Медведь» А. Наседкин «Медведь играет на фаготе» Э. Хагагортян «Игра в лошадки» Р. Шуман «Кукушка – невидимка» А. Шнитке «Кукушка и дятел» К. Лоншан – Друшкевичова «Воробышек» С. Майкапар «Мотылёк» Д. Львов – Компанеец «Утки идут на речку» С. Слонимский «Лягушки».

Сказочное путешествие с героем драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к понравившемся произведениям.


Тема 10. Музыкальный инструмент – человеческий голос (2 часа)

Женские певческие голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Мужские певческие голоса – тенор, баритон, бас.

Музыкальный материал: А.Алябьев «Соловей», Н.Римский-Корсаков Ария Снегурочки, П.Чайковский Ариозо Татьяны «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин», А. П. Бородин Ария Игоря из оперы «Князь Игорь». В. А. Моцарт Каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать», романсы в исполнении Д. Хворостовского, С. Лемешева.

Тема 11. Виды ансамблей и хоров (2 часа)

Вокальные ансамбли: дуэт (согласия, противоречия), терцет и трио, квартет, квинтет.

Хоры детские, женские и мужские.

Инструментальные ансамбли: дуэты, трио, квартет.

Музыкальный материал: трио «Не томи, родимый» из 1-го действия М.Глинки «Иван Сусанин», терцет из 1-го действия оперы А.Даргомыжского «Русалка», «Какое чудное мгновенье…» из 1-го действия оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

Инструментальные ансамбли: дуэты различных инструментов, на усмотрение преподавателя.

Хоры детские, женские и мужские, смешанные на усмотрение преподавателя.


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)


Тема 12. Элементарные формы и жанры (4 часа)

Сравнивая песню, танец, марш, учащиеся определяют характерные черты каждого жанра, знакомятся с куплетной и трехчастной формой.

Песня. Куплетная форма.

Марш. Трехчастная форма.

Танец. Полька, вальс, менуэт.

Музыкальный материал: детские песни, пьесы. П. И. Чайковский «Детский альбом».


Тема 13. Жанры песни, марша, танца в характеристике образа (3 часа)

Музыкальный материал: А.Рыбников «Волк и семеро козлят».


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)



III год обучения


Тема 1. Язык музыки. Мелодия и её разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи (4 часа)

Основное внимание концентрируется на осознании выразительной роли мелодии как основы музыкального образа. Изучая ритм, следует дать понятия метра как пульс и ритма как заполнения основных пульсирующих долей. Ритмический орнамент. Необходимо дать ритмические формулы марша, вальса, мазурки, польки, тарантеллы.

Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности.

Музыкальный материал: пьесы, пройденные ранее: А.Рубенштейн «Мелодия», Р.Шуман «Грёзы» М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; В. А. Моцарт «Ах! Скажу я вам мама…» Ж. Бизе «Волчок»; К. Сен – Санс «Королевский марш льва», «Лебедь».


Тема 2. Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма (4 часа)

Роль музыки в выражении чувств и словесного содержания текста песен. Анализ жанров вокальной музыки.

Музыкальный материал: Романсы русских композиторов (А.Варламов, А.Алябьев, М.Глинка, А.Даргомыжский), ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро» Ф. Шуберт «Форель».


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)


Тема 3. Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации. (4 часа)

Музыкальный материал: И.С.Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору педагога), Ф.Шопен. Прелюдии, мазурки, вальсы, этюды. В.А.Моцарт Соната A-dur, III ч., П.Чайковский «Времена года», С.Рахманинов Прелюдия cis-moll,


Тема 4. Содружество муз (2 часа)

Музыка и слово. Из истории оперы. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор.

Музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане», хор «О-хо-хо-нюш-ки», М.Глинка Опера «Руслан и Людмила, ансамбль «Какое чудное мгновенье», П.Чайковский Опера «Евгений Онегин», ариозо Ленского.

Музыка и живопись. Портрет, пейзаж, батальная сцена в музыке и живописи.

Музыкальный материал: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», Р.Шуман «Карнавал» (Арлекин, Пьеро), П. И. Чайковский «Мужик на гармонике играет» П. Чайковский «Времена года», С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)


Тема 5. Программная музыка (7 часов)

Слушаем музыку, размышляем о ней.

Музыкальный материал: А.Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», М.Равель «Волшебный сад», Р. Шуман «Весёлый крестьянин» «Дед – Мороз»; Н. А. Римский – Корсаков Три чуда. Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»; Э. Денисов «Пение птиц».


Тема 6. Комические и фантастические образы в музыке: приемы развития (2 часа)

Изложение музыкального материала в неожиданной интерпретации.

Музыкальный материал: М.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», Н.Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка», М. П. Мусоргский « Гном» из цикла «Картинки с выставки». Э. Григ «В пещере горного короля».


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час)


Тема 7. Симфонический оркестр (3 часа)

«Биографии» музыкальных инструментов. Партитура. Дирижёр.

Музыкальный материал: аудио приложение «Инструменты симфонического оркестра».




Тема 8. «Музыка – душа танца» (4 часа)

Из истории балета.

Музыкальный материал: П.Чайковский «Лебединое озеро» С.Прокофьев «Золушка И.Стравинский «Петрушка». Просмотр фрагментов балета.


Контрольный урок. Обобщающее занятие по темам четверти (1 час).



Ожидаемые результаты обучения по программе

Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание музыки» является:

  • наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

  • умение проанализировать и рассказать о своём впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.























Список литературы:

1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». М.: «Владос», 2003

2. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические рекомендации). Пенза, 2000.

3. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. М.: «Музыка», 1998.

4. Владимирова О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб.: «Советский композитор», 1984.

5. Владимирова О. «Слушание музыки». 1 год обучения. Учебное пособие для ДМШ и ДШИ. СПб.: 2008.

6. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. СПб.: «Советский композитор», 1984.

7. Головинский Г., Ройтерштейн М. Книга о музыке. М.: «Советский композитор», 1998.

8. Зильберквит М. Мир музыки, М.: «Детская литература», 1998.

9. Зимина А. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. М.: «Композитор», 1993.

10. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский композитор», 1984.

11. Музыкальная энциклопедия. Т. 1-6. М., 1974-1982.

12. Первозванская Т. Учебное пособие «Слушаем музыку» 1- 3 класс СПб.: 2004.

13. Самин Д. Сто великих композиторов. М.: «Вече», 1999.

14. Смолина Е. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: «Академия развития», 2007.

15. Тэтчелл Д. «Детская музыкальная энциклопедия». М.: «Астрель», 2003

16. Творческие портреты композиторов. Справочник. М.: «Музыка», 1990.

17. Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я». СПб.: «Композитор», 2003

18. Фролов А. «Музыкальная литература» 3 класс. СПб.: «Композитор», 2003

19. Фролов А. «Музыкальная литература» 4 класс. СПб.: «Композитор», 2005

20. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. 1-3 класс. М.: «Росмэн», 2005.

21. Шерман Р., Селдон Ф. «Классическая музыка» (полный курс). М.: «Астрель», 2009




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Слушание музыки"

Автор: Хамлатова Татьяна Владимировна

Дата: 03.10.2017

Номер свидетельства: 430701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по музыке для 7 класса коррекционной школы-интерната VIIIвида "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-7-klassa-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viiivida"
    ["file_id"] => string(6) "155755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421321434"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа по слушанию музыки. Срок обучения 3 года. "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-slushaniiu-muzyki-srok-obuchieniia-3-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "190633"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427201476"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по Музыке и пению для 3 класса VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-i-pieniiu-dlia-3-klassa-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "199206"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428523496"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Слушание музыки. Музыкальная литература»"
    ["seo_title"] => string(74) "programma_uchiebnogo_priedmieta_slushaniie_muzyki_muzykal_naia_litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "428087"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505317873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства