Программа по слушанию музыки. Срок обучения 3 года.
Программа по слушанию музыки. Срок обучения 3 года.
Пояснительная записка.
Среди предметов музыкально-теоретического цикла основные – это сольфеджио и музыкальная литература. По учебному плану предмет «Музыкальная литература» начинается с 4 класс (7-летнего обучения), в итоге самый благоприятный возраст – 6-10 лет, остается без внимания в смысле развития начального музыкального мышления, восприятия, понимания музыкального произведения. Предмет «Слушание музыки», который введен в учебный план в 1-3 классах, как раз позволяет восполнить данные «потери», ведь этот предмет не только приобщает начинающих музыкантов к шедеврам музыкальной культуры, а, в первую очередь, направлен на развитие самых различных навыков, которые необходимы для воспитания грамотного слушателя.
Цели и задачи
Предмет «Слушание музыки» ориентирован, в большей степени, на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание определенных правил, терминов и понятий. Это все буде в старших классах, когда ребенок уже осознанно будет понимать поставленные перед ним задачи.
Цель программы – создать предпосылки для музыкального развития учащихся, воспитать культуру слушания музыкального произведения. Научить ребенка слушать музыку сосредоточенно, осознанно, пытаясь понять, о чем она рассказывает.
Важно добиваться следующих результатов:
- освоение некоторых первоначальных понятий, терминов, создание «базы» первоначальных знаний;
- постараться увлечь ребенка, сделать процесс прослушивания ярким, осознанным, эмоциональным.
Данная рабочая адаптированная программа основана на авторской программе и методическом пособии Н.А. Царевой, преподавателя Московского музыкально-педагогического колледжа. Приложение к данной программе являются три пособия: «Уроки госпожи мелодии» - 1 класс, «Беседы маэстро Контрапункта» - 2 класс, «Рассказы тетушки Ферматы» - 3 класс.
Планирование тем данной программы дано в приблизительном виде, так как каждый педагог находится в разных условиях, это позволяет «варьировать» темы уроков, что-то исключить, что – то добавить (на усмотрение педагога), некоторые темы могут быть расширены, а некоторые сокращены.
В процессе работы, апробирования данной программы, в тематический план были включены темы, посвященные временам года (1 класс), более подробное ознакомление с «Детским альбомом» П.И. Чайковского (2 класс). Темы «Трехчастная форма» (3 класс), «Музыкальные стили» (2 класс) и некоторые другие (по усмотрению педагога), уместно включать для изучение в сильных группах.
Формы работы на уроке.
Преобладающая форма работы на уроке – это урок-беседа, в каждый урок целесообразно включать повторение предыдущего материала. Опрос детей следует проводить фронтально. Кое-что записывать в специальную тетрадь – название произведения, автора, термины.
Самый доступный и удобный способ выражения своих мыслей, впечатлений для детей 1 класс, которые ещё с трудом могут писать – это рисунок. Почти на каждом уроке, если позволяет время, такой вид деятельности, как «Я рисую музыку» является одной из основных форм работы.
Домашние задания – нетрудные, в первом классе возможно исключение домашних заданий, во 2 и 3 классах задания должны быть очень краткими, простыми.
Сроки реализации данной программы.
Программа рассчитана на три учебных года. Уроки проводятся один раз в неделю по 45 минут.
Формы подведения итоговых занятий.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки. Формы контрольных уроков могут быть разные – урок-беседа, фронтальный опрос по пройденным темам, рассказ и другое, то есть, самые простые и доступные.
Планирование и структура курса.
Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала, как влияет на характер музыки темп, лад, ритм и другие средства музыкальной выразительности.
Второй год обучения посвящен изучению способов развития музыки, развитие и раскрытие образного содержания произведения.
Третий год обучения – задачи восприятия художественного целого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по слушанию музыки. Срок обучения 3 года. »
Пояснительная записка.
Среди предметов музыкально-теоретического цикла основные – это сольфеджио и музыкальная литература. По учебному плану предмет «Музыкальная литература» начинается с 4 класс (7-летнего обучения), в итоге самый благоприятный возраст – 6-10 лет, остается без внимания в смысле развития начального музыкального мышления, восприятия, понимания музыкального произведения. Предмет «Слушание музыки», который введен в учебный план в 1-3 классах, как раз позволяет восполнить данные «потери», ведь этот предмет не только приобщает начинающих музыкантов к шедеврам музыкальной культуры, а, в первую очередь, направлен на развитие самых различных навыков, которые необходимы для воспитания грамотного слушателя.
Цели и задачи
Предмет «Слушание музыки» ориентирован, в большей степени, на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание определенных правил, терминов и понятий. Это все буде в старших классах, когда ребенок уже осознанно будет понимать поставленные перед ним задачи.
Цель программы – создать предпосылки для музыкального развития учащихся, воспитать культуру слушания музыкального произведения. Научить ребенка слушать музыку сосредоточенно, осознанно, пытаясь понять, о чем она рассказывает.
Важно добиваться следующих результатов:
- освоение некоторых первоначальных понятий, терминов, создание «базы» первоначальных знаний;
- постараться увлечь ребенка, сделать процесс прослушивания ярким, осознанным, эмоциональным.
Данная рабочая адаптированная программа основана на авторской программе и методическом пособии Н.А. Царевой, преподавателя Московского музыкально-педагогического колледжа. Приложение к данной программе являются три пособия: «Уроки госпожи мелодии» - 1 класс, «Беседы маэстро Контрапункта» - 2 класс, «Рассказы тетушки Ферматы» - 3 класс.
Планирование тем данной программы дано в приблизительном виде, так как каждый педагог находится в разных условиях, это позволяет «варьировать» темы уроков, что-то исключить, что – то добавить (на усмотрение педагога), некоторые темы могут быть расширены, а некоторые сокращены.
В процессе работы, апробирования данной программы, в тематический план были включены темы, посвященные временам года (1 класс), более подробное ознакомление с «Детским альбомом» П.И. Чайковского (2 класс). Темы «Трехчастная форма» (3 класс), «Музыкальные стили» (2 класс) и некоторые другие (по усмотрению педагога), уместно включать для изучение в сильных группах.
Формы работы на уроке.
Преобладающая форма работы на уроке – это урок-беседа, в каждый урок целесообразно включать повторение предыдущего материала. Опрос детей следует проводить фронтально. Кое-что записывать в специальную тетрадь – название произведения, автора, термины.
Самый доступный и удобный способ выражения своих мыслей, впечатлений для детей 1 класс, которые ещё с трудом могут писать – это рисунок. Почти на каждом уроке, если позволяет время, такой вид деятельности, как «Я рисую музыку» является одной из основных форм работы.
Домашние задания – нетрудные, в первом классе возможно исключение домашних заданий, во 2 и 3 классах задания должны быть очень краткими, простыми.
Сроки реализации данной программы.
Программа рассчитана на три учебных года. Уроки проводятся один раз в неделю по 45 минут.
Формы подведения итоговых занятий.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки. Формы контрольных уроков могут быть разные – урок-беседа, фронтальный опрос по пройденным темам, рассказ и другое, то есть, самые простые и доступные.
Планирование и структура курса.
Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала, как влияет на характер музыки темп, лад, ритм и другие средства музыкальной выразительности.
Второй год обучения посвящен изучению способов развития музыки, развитие и раскрытие образного содержания произведения.
Третий год обучения – задачи восприятия художественного целого.
Календарно-тематический план.
1 класс
№
Тема
Кол-во
часов
дата
1.
Вводное занятие. Знакомство с классом, предметом.
Характеристика музыкального звука
2.
«Слушаем тишину». Как с нами разговаривают композиторы. Понятия f, p, темп, громкость (динамика), высота звука.
3.
«Три колокольчика» - характеристика высоты и длительности звука на примере звучания колоколов. Слушание колокольных звонов, история колоколов.
4.
Мажор, минор, характеристика окраски ладов в сочетании с пройденными понятиями (f, p, темп, громкость (динамика), высота звука.)
5.
«Музыкальные часы» - пульс, доли, метр
6.
«Музыкальный шаг» - метроритмическое своеобразие музыки. Сильная и слабая доли такта, осознание метроритмического своеобразия музыки, музыкального шага – его тяжести, легкости, плавности и т.д.
7.
Танцевальные движения в музыке. Связь танцевальных движений с темпом, размером и другими средствами музыкального языка. Характер, настроение.
8.
Время года – осень. Краски осени. Средства выразительности, которые используются при создании осеннего настроения.
9.
«Вновь звучат колокола» и другие инструменты симфонического оркестра. Тембр как средство выразительности.
10.
«Вы слышите море?» - мелодический рисунок, волнообразное строение мелодии в пьесах. Вершина мелодической волны – кульминация.
Кантилена и скерцо.
11.
Секрет речитатива. Песенно-речитативные мелодии, инструментальный речитатив. Беседа об органе.
12.
«Разговор о пламенном человеке» - беседа о композиторе Л. Бетховене.
13.
«Сказка в музыке». Сказочные сюжеты в музыке. Что такое балет? Как устроен спектакль. Что такое дивертисмент, пантомима. П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
14.
Время года – зима
15.
Музыкальная интонация. Связь интонации с первичными жанрами – пение, речь, движение, интонация вздоха, жалобы. Колыбельные песни.
16.
«Вслушайся в интонацию и ты узнаешь, кто я» - разные типы музыкальной интонации – удивление, вопрос, угроза, насмешка, хвастливость и т.д.
17.
Тутти, соло. Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
18.
Время года – весна.
19.
Гомофония. Полифония. Фактура.
20.
Сказочные сюжеты в музыке – обобщение. Анализ интонаций, фактуры, динамики, лада и других средств выразительности. М. Мусоргский «Картинки с выставки», А. Лядов «Кикимора», П.И. Чайковский «Баба-Яга» и др.
21.
«Океан – море синее» - изображение стихии воды в музыке. Разные способы изложения темы, красочность гармонии, тембр, регистр, фактура и т.д.
22.
Изображении стихии огня и света в музыке.
Роль ритма, мелодии, фактуры.
23.
Симфонический оркестр. Как устроен симфонический оркестр. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», герои сказки-инструменты оркестра.
2 класс
№
Тема
Кол-во часов
дата
1.
Музыкальный образ.
Музыкальная тема и способ её изложения, связь образа с замыслом композитора. Повторение тем 1 класса
2.
Какие средства участвуют в создании музыкального образа – лад, темп, штрихи, ритм и т.д.
Смена музыкального образа при смене музыкально-тематического материала. Как меняются средства музыкальной выразительности.
3.
«Золушка и её сестры» - добро и зло в музыкальных произведениях. Средства выразительности, используемые при создании контрастных образов.
4.
«О том, как сделать музыку живой». Основные приемы развития в музыке: повтор, секвенция, контраст.
5.
Понятие «Содержание музыки» - возможности воплощения через музыкальную речь мыслей и чувств человека.
6.
«Музыкальные герои». Как, каким тоном «разговаривает» с нами герой, как он ведет себя в разных обстоятельствах. Герой-рассказчик, герой-оратор, герой-персонаж.
7.
П.И. Чайковский «Детский альбом». Знакомство с сборником. Танцы, их происхождение (встречающиеся в альбоме). «Путешествие по разным странам» - песни, которые встречаются в альбоме.
8.
Основные приемы развития в музыке (продолжение).
Мотив-фраза-предложение. Период.
9.
Вариационный способ развития музыки.
Вариации из детского репертуара. Основной способ развития – повтор с изменением.
10.
Тема, её развитие. Мотивная работа. Способ развития тематизма в более крупных масштабах (сонатина, соната, симфония).
11.
Кульминация как определенный этап развития темы. Способы достижения кульминации.
12.
Полифония. Способы развития в полифонической музыке.
Инвенция, фуга.
13.
Подголосочная полифония. Вариации как способ развития и как форма.
14.
Выразительные возможности вокальной музыки. Состав вокального ансамбля. Соотношение вокальных голосов.
15.
Программная музыка – что это?
Для чего нужна программа.
16.
Сказочные герои в музыке. Образы сказочных героев – интонация и другие средства выразительности.
17.
Комические образы в музыке. Применение уже известных приемов развития в новой интерпретации.
18.
«Рецепты синьора скерцо» - жанр скерцо, произведения скерцозного характера.
19.
Приемы создания комических образов. Метроритмическое движение как выражение пластики персонажа. Особенности развития.
Народное творчество. Значение слов: народ, творчество. Отличие народных песен от авторских. Жанры народной песни. Инструменты народного оркестра, старинные инструменты.
2.
Народный календарь.
Календарно-обрядовые песни.
3.
Былины. Исторические песни.
Содержание былин, герои, события.
4.
Лирические, протяжные песни. Особенности этих песен, содержание, тип развития.
Плачи.
5.
Городская песня.
Музыкальные жанры.
6.
Марши. Маршевая музыка.
Маршевость.
7.
Танец и танцевальность. Народные и бальные танцы. Характер, пластика движений.
8.
Музыкальная форма – что это? Вступление, его значение, формы вступления.
Вступление как самостоятельная часть.
9.
«Знакомьтесь – тема!» - особенности изложения темы.
Период как начальная из всех форм.
Период как самостоятельное произведение (произведения, написанные в форме периода), как часть в более крупных произведениях.
10.
Простая двухчастная форма.
11.
Обычаи и традиции зимних праздников.
12.
Трехчастная форма.
13.
Форма рондо.
14.
Вариационная форма.
15.
Масленица. Характер песен, ладоинтонационные особенности.
16.
Весенне-летний цикл праздников.
17.
Симфонический оркестр. История музыкальных инструментов. Обобщение и закрепление материала 3 класса
Используемая литература
Предмет «Слушание музыки». Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Изд. Москва «ПРЕСС-СОЛО» 1998 г.