Задачи музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
- Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми
певческих навыков;
- Освоение детьми приёмов игры на детских музыкальных инструментах;
- Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных
двигательных образов в играх и драматизациях;
- Стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной
деятельностью.
Старший дошкольный возраст.
Задачи музыкального восприятия – слушания – интерпретации:
- Обогащение слухового опыта при знакомстве с основными жанрами,
стилями и направлениями в музыке;
- Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных
композиторов;
- Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе
музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
- Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами
художественной выразительности.
Задачи музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
- Развитие умений чистого интонирования в пении a cappella и на два голоса;
- Освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового
музицирования;
- Стимулирование самостоятельной деятельности по сочинению танцев, игр,
оркестровок;
- Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной
музыкальной деятельности.
Критерии диагностики.
Младший дошкольный возраст.
Низкий.
У ребёнка неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности. Эмоциональный отклик на музыку незначительный. Ребёнок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения. Не соотносит тембр музыкального инструмента с его названием, интерес и желание играть на инструментах ситуативны. Интонирование заменяет проговаривание слова на одном звуке.
Средний:
Интерес к музыке неустойчив. Ребёнок участвует в музыкальной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению произведения; вслушивается в музыку, но может отвлекаться. Не всегда точно передаёт ритм. В движениях часто копирует других детей. Проявляет интерес и желание играть на музыкальных инструментах. Интонирует несколько звуков, слышит движение мелодии.
Высокий:
Ребёнок вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются эмоциональные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение музыки. В движении передаёт различный метроритм. Активен в элементарном музицировании. Владеет приёмами игры в две ложки, на треугольнике, бубенцах, копытцах, доске. Хорошо интонирует большинство звуков, пение протяжно. Чисто интонирует заданную музыкальную фразу, может спеть знакомую песенку с музыкальным сопровождением.
Средний дошкольный возраст.
Низкий:
Ребёнок прослушивает музыкальное произведение, не вникая в его содержание. Музыка не вызывает соответствующего музыкального отклика. Ребёнок отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения. Поёт на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается. Затрудняется в повторении заданного ритмического рисунка. Проявляет минимальную творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.
Средний:
Ребёнку не удаётся до конца проследить за динамикой музыкального образа. Эмоциональные реакции не всегда адекватны. Интерпретирует простую по содержанию и форме музыку, ожидает помощи взрослого. Интонирует несложные мелодические обороты. Движения выполняет ритмично, но просит повторить образец. Характеризуется репродуктивным, слабо связанным с музыкой исполнением ролей в музыкальных играх, хороводах, драматизациях.
Высокий:
Ребёнок понимает структуру музыкального произведения и может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально – художественного образа. Различает выразительный и изобразительный характер в музыке. Владеет элементарными вокально – хоровыми приёмами в области сольмизации, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов. Ритмично музицирует и понимает изображения ритмослогов, слышит сильную долю в 2 – х и 3 – х дольном размерах. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
Старший дошкольный возраст.
Низкий:
Ребёнок активен только в нескольких видах музыкальной деятельности. Не узнает музыку известных композиторов. Имеет слабые навыки сольфеджирования и вокального пения. Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой. Не принимает активного участия в театрализации. Слабо развиты музыкальные способности.
Средний:
Ребёнок понимает средства музыкальной выразительности, умеет проанализировать музыку. Узнаёт интонацию того или иного композитора, но не уверен в своих ответах. Затрудняется проявлять активность на концерте, вечере досуга, празднике. Иногда ошибается во владении приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Интонирует чисто, но не солист.
Высокий:
У ребёнка развита культура слушательского восприятия. Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов. Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках. Активен в театрализации, где включается в ритмо – интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания. Проговаривает ритмизировано стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
Перечень пособий для музыкальных занятий.
Авторы
Название
Ирина Бодраченко
Музыкальные игры в детском саду для детей 3 – 5 лет.
Ирина Бодраченко
Музыкальные игры в детском саду для детей 5 – 7 лет.
М.А.Михайлова, Е.В. Горбина
Поём, играем, танцуем дома и в саду.
Н.Б. Улашенко
Музыка. Разработки занятий. Младшая группа.
Н.Г. Кононова
Музыкально – дидактические игры для дошкольников.
Елена Поплянова
Кто стоит на трёх ногах? (музыкальные загадки)
Г.И. Анисимова
100 музыкальных игр для развития дошкольников.
(старшая и подготовительная гр.)
В.А. Шереметьев
Хоровое пение в детском саду
В.А. Шереметьев
Хоровое пение в детском саду часть II
М.Ю.Гоголева
Логоритмика в детском саду
(старшая и подготовительная гр.)
Е.С. Анищенкова
Логопедическая ритмика.
Е.А. Дубровская
Ступеньки музыкального развития.
Р.Л. Бабушкина,
О.М. Кислякова
Логопедическая ритмика
Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.
Е.Г. Ледяйкина, Л.А. Топникова
Чудеса для малышей
(музыкальные занятия, праздники и развлечения).
Е.А. Кашигина
Осенние праздники.
Н.Н. Топтыгина
Праздники для дошкольников
(игры, пляски, волшебные сказки).
М. А. Михайлова
Праздники в детском саду.
Г.Ф. Вихарева
Веселинка
(методическое пособие для муз. руководителей).
Е.А. Гомонова
Весёлые песенки для малышей круглый год.
Г. А. Лапшина
Календарные и народные праздники в детском саду (весна)