Новые преобразования на базе современных экономических, социальных и культурных факторов, диктуют дополнительный подход к процессу образования и воспитания детей. Сегодняшним школьникам сложно ориентироваться в ценностях окружающего мира. Хоровое пение подразумевает коллективную форму деятельности и то, как ребята научаться выстраивать свои отношения в коллективе друг с другом, сыграет в будущем важную роль в их социальном становлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа хоровой студии»
Программа
хоровой студии
Пояснительная записка
Хоровое пение, является наиболее доступной формой деятельности, активно вовлекающей детей в творческий процесс. Оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство, способствующее воспитанию вкусов учащихся, повышению общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт.
Программа направлена на воспитание вокалиста-хориста.
По содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – досуговой;
Занятия в студии рассчитаны на длительный срок обучения. Это объясняется специфичностью певческой деятельности, т.к. в работу может влиться ребенок на любом этапе, в зависимости от своих природных и наработанных до этого способностей. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий и временной подход.
Новые преобразования на базе современных экономических, социальных и культурных факторов, диктуют дополнительный подход к процессу образования и воспитания детей. Сегодняшним школьникам сложно ориентироваться в ценностях окружающего мира. Хоровое пение подразумевает коллективную форму деятельности и то, как ребята научаться выстраивать свои отношения в коллективе друг с другом, сыграет в будущем важную роль в их социальном становлении.
Песенный материал играет смысловую роль в воспитательном процессе. Репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения для конкретной группы детей. Имеет место варьирование (транспонирование, переложение).
Хоровое сольфеджио разработано на основе методического пособия «Хоровое сольфеджио» Георгия Александровича Струве. Хоровое сольфеджио как комплекс музыкальных приемов и упражнений вобрало в себя все лучшее из музыкальной педагогики прошлого и настоящего (З. Кодаи, К.Орф, П. Ванхаубе, Д. Кабалевский и др.).
Для методики данной программы характерно следующее:
развитие способностей, умений и навыков на основе заинтересованности и творческой активности детей с учетом их музыкальных возможностей. Хоровое пение становится одним из видов приобщения детей к музыке, как личнозначимый для них процесс музыкально-исполнительской деятельности.
Программа рассчитана на уровень подготовки детей, предъявляемый к требованиям районного, городского, областного, российского уровня смотров, конкурсов, фестивалей.
Новизна программы прослеживается в целесообразности разновозрастной комбинации при подборе детей. Это объясняется специфичностью певческой деятельности, т.к. в работу студии может влиться ребенок на любом этапе и в любом возрасте, в зависимости от своих природных и наработанных до этого способностей. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий и временной подход.
В нашем случае, хоровое сольфеджио оказывается единственным средством развития музыкальной грамотности детей. Поэтому нами отобраны те необходимые темы из элементарной теории музыки, которые возможно усвоить детям в рамках нашей программы. Они даются по мере необходимости непосредственно на хоровых занятиях. Все выделенные темы, прежде всего, касаются применения знаний и навыков, полученных на практических занятиях хора. Упражнения хорового сольфеджио являются вокальными распеваниями, и способствуют развитию музыкальной грамотности, гармонического слуха и т. д.
Основополагающим принципом педагогической деятельности является принцип обучающего, развивающего и воспитывающего характера обучения. Он направлен на воспитание личностных качеств учащегося, в их социокультурном становлении.
Актуальность хоровых занятий в их многогранной деятельности. Сочетание исполнительской, пропагандистской, учебно-образовательной и воспитательной работы оказывает влияние на формирование нравственной личности ребенка.
Программа ориентирована:
-на постижение детьми певческой культуры через овладение вокально-хоровой техникой: выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Вокально-хоровая техника - главнейший элемент воспитания, который дает возможность юным певцам по-настоящему понять художественный образ и проникнуть в глубину музыки. Словом, формирование певческих навыков и умений является одним из условий полноценного музыкального воспитания.
-на воздействие пением на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
-на развитие мотивации к познанию и творчеству: « что хочу узнать?», «что надо сделать, чтобы овладеть знанием?», «самореализация, как выражение художественной личности!». «Мотив должен побудить учиться!»
-на приобщение детей к общечеловеческим ценностям: мы должны формировать гуманные, чуткие отношения между ними, показать жизненность и нужность того, чему мы их учим. На общеобразовательном пространстве эта «чаша» весов - должна перевешивать, особенно в наше время, когда моральные ценности зачастую разительны друг от друга.
-насоздание условий творческой самореализации личности ребенка: участие детей в культурно-массовых мероприятиях района, города, области.
-на эстетическое воспитание:
знакомство с музыкальной культурой прошлого и настоящего времени. Встречи с композиторами, актерами, художниками и т.д.
-на взаимодействие с родителями:
мы стараемся подключать их к тому, чтобы вместе формировать в детях такие качества как «ответственность», «самостоятельность», вместе помогать им: напоминать, подсказывать как лучше, ощущать «ситуацию успеха», вместе с ними радоваться удачам и переживать неудачи.
Цель программы:
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников.
Задачи:
-привить любовь и уважение к пению как предмету искусства;
-способствовать формированию основных певческих навыков;
-научить детей выявлять средства певческой выразительности;
-обучить основам музыкальной грамоты;
-способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
-привить основы художественного вкуса;
-способствовать формированию активности и сознательности через мотивацию учения и творческую самореализацию;
Отличительные особенности данной образовательной программы:
Темп обучения хоровому пению самым непосредственным образом соотнесен с потребностями и имеющимися интонационными возможностями детей, в то время как стандартизированные программы ДМШ и ДШИ строго регламентированы по времени, годам обучения и дифференцированы по способностям детей.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловленаспиральной последовательностью освоения программы:
специфичным для процесса формирования певческих навыков является то, что на протяжении всех лет обучения пению перед детьми ставятся одни и те же цели, задачи, только они постоянно усложняются, варьируются, даются в разном «оформлении». Чтобы дети не уставали от предъявляемых одних и тех же требований, нам приходится использовать различные приемы и методы, с помощью которых нам удается поддерживать интерес детей к занятиям.
Ожидаемые результаты по периодам:
Первоначальный период формирования длится с начала обучения до первого, явно выраженного улучшения по основным параметрам: относительно чистое интонирование по всему диапазону, стабилизация певческой установки, преобладание мягкой атаки, расширение диапазона голосов (в пределах сексты), улучшение дикции. Соответственно происходит и изменение - тембра (светлеет).
Второй период характерен тем, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам к более стойким положительным результатам. Происходит постепенное, еще весьма незначительное освобождение от излишнего напряжения в дыхании, дальнейшее изменение тембра, улучшение дикции, нормализуется способ звукообразования и певческая установка, появляется чистота интонирования и музыкальная отзывчивость на певческое звучание.
Третий период характеризуют следующие признаки: основные певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, способе звукообразования, качестве тембра, значительно расширяется диапазон, дикция становится еще лучше, дыхание более уравновешенным. Дети в этом периоде демонстрируют хорошую певческую установку и достаточную музыкальную эмоциональность.
Формы занятий групповые (15-20 человек)
Режим занятий и сроки реализации:
3 раза в неделю по 1 (1,5) ч.
Основным методом диагностирования результативностиво время обучения, является метод педагогического наблюдения. Из урока в урок учишь ребят овладевать своим голосом, телом, вниманием, артистизмом. Овладение ими, является первым результатом детских и педагогических усилий, который обнаруживает готовность детей к проявлению главного - участия в концертно-исполнительской деятельности. Не всегда первый опыт исполнительской деятельности удачен и интересен другим, он очень значим для детей. С этого момента начинается активное взросление ребенка в собственной певческой деятельности, осознание себя частицей общей художественно-эстетической деятельности коллектива. Таким образом, определяется значимость вокально-хоровой исполнительской деятельности, как главного элемента положительного социально-культурного опыта детей в их музыкальном образовании.
Содержание курса.
Методическая эффективность программы проявляется в непосредственной связихорового исполнительства с хоровым сольфеджио. Это способствует глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара.
Младшая эстрадная группа.
Вокально-хоровое исполнительство.
Главным в методике преподавания является умение учителя ориентировать детей на осмысливание певческой деятельности.
Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения предстает во многих аспектах:
-это непосредственное первое эмоциональное впечатление;
-анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана;
-работа по разучиванию и усвоению материала, призванная помочь накоплению вокально-хорового мастерства, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения;
-заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.
Певческая установка: умение держаться свободно и ненапряженно; корпус и шея выпрямлены, подбородок слегка приподнят. За правильной певческой установкой необходимо следить на каждой репетиции, т.к. от нее во многом зависит выработка верных вокальных навыков, особенно дыхания.
Дыхание:плечи не должны подниматься; работают мышцы живота и нижние и верхние отделы грудной клетки; вдох активный, но спокойный (через нос), с задержкой дыхания.
Необходимо в начальной работе использовать упражнения на правильное распределение свободного, равномерного дыхания.
Артикуляция, дикция и звуковедение: обучение пению связано с умением перестроится с речевой функции на певческую. Певческий звук осуществляется на гласных, поэтому особая роль принадлежит упражнениям, на вокализацию мелодии на отдельные гласные и вокализацию с чередованием гласных. Результатом такой целенаправленной работы становится единообразная манера пения гласных.
Согласные звуки следует произносить предельно кратко и четко. Некоторые из них требуют утрированного произношения (р, л, н, б).
Характер звуковедения зависит от содержания произведения. От младшего хора нельзя требовать громкого пения. Голосовой аппарат очень нежный, любая форсировка звука может привести к утомлению и заболеванию связок. В работе с младшим хором следует добиваться мягкого, непринужденного пения.
Внимание к слову – особенность русской вокальной школы. Особенное значение в работе над словом определил М.И.Глинка: « В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают эти ресурсы».
Ансамбль и строй: полная согласованность в исполнении между всеми участниками хора или группы на основе активного, творческого донесения идейно-художественного замысла произведения. Для достижения этой цели руководителю необходимо целенаправленно работать над умением петь с одинаковой силой, следить за тембровой слитностью звучания, точностью и четкостью ритмического рисунка, чистотой интонирования, эмоциональным восприятием слова.
Поэтому на начальном этапе очень полезно использовать в репертуаре русские народные песни. Их ритмическая организация тесно связана со словом, а мелодическое построение темы опирается на легко улавливаемое ладовое тяготение ступеней.
Для достижения интонационной слаженности певцов необходимо постоянно воспитывать активное отношение к строю. Только сознательное усвоение закономерностей интонирования ступеней, интервалов и аккордов в ладу позволит добиться полноценного звучания в хоре. Поэтому на каждой репетиции вокальные распевания включают в себя упражнения хорового сольфеджио, которые способствуют развитию музыкальной грамотности, ладофункциональному слуху, развитию чувства ритма. В первую очередь они даются на интонирование ступеней в ладу. Среди упражнений хорового сольфеджио важное место должно занимать чтение нот с листа, слушание двухголосной музыки с отслеживанием конкретного голоса.
Желательно, чтобы эти упражнения предваряли работу над репертуаром. Педагог, имея в виду определенную задачу, сам составляет соответствующие упражнения.
Уже на первых репетициях необходимо приучать ребят петь упражнения, а капелла. Такое пение вырабатывает слуховую память, снимает боязнь «слышания» своего голоса, вырабатывает чистоту интонации, ответственность и самоконтроль.
Под хоровым пением подразумевается, прежде всего, пение многоголосное. В младшем хоре преобладающее место занимает одноголосное пение, но элементы двухголосия можно вводить параллельно с этой работой. Предварительно дети классифицируются по партиям. Для освоения этого навыка необходимо давать двухголосные упражнения. Все упражнения желательно выписывать на доске, т. к. для активизации работы полезно менять зрительную позицию от пения по нотным листам к пению по нотной доске.
Средняя эстрадная группа.
Именно к 12 годам заканчивается формирование голосовой мышцы, укрепляется система дыхания, голос приобретает большую силу и устойчивость. Это позволяет активизировать вокальную работу в группе. В то же время этот период требует осторожного отношения к детскому голосу. Лучшая охрана голоса - в системности занятий, что позволяет укреплять голоса детей и сглаживает переход детского голоса во взрослый.
Певческая установка:
Проводимая работа в младшем возрасте, конечно, сформировала основные навыки певческой установки, но и в старшем возрасте необходимо акцентировать на этом внимание ребят. Возможно изменение ребят по голосам в партиях.
Работа над дыханием:
Как уже говорилось, формирование навыков продолжается путем усложнения упражнений. Расширяется диапазон голоса, продолжительность звучания в партиях.
Более глубокое дыхание позволяет требовать большей силы звучания. Важное значение для силы звучания имеет владение дыханием на выдержанном звуке. Такая проблема решается с помощью приема «цепного дыхания». Необходимо соблюдать правило: после вдоха вступать тише остальных ребят. Активный вдох и постепенность выдоха – основа слитности и стройности звучания.
Артикуляция, дикция и звуковедение:
Работа над звуком ведется все годы, несмотря на возраст. Повзрослевшие голоса ребят, не должны приводить при громком пении к форсировке, крику, а при самом тихом - к сиплости, беззвучности. Репертуар следует подбирать исходя из возможностей данного коллектива, его диапазона.
Одной из главных задач в развитии голоса является воспитание и совершенствование смешанного типа звукообразования. Следует давать упражнения на сглаживание регистров. Это поможет выработать гладкий, спокойный переход регистров и одинаково красивое звучание на всем диапазоне.
Внимательного отношения требуют голоса мальчиков. В случае, когда мутация проходит сложно, следует освободить их от пения.
Вокальные распевания:
В старшей группе распеванию отводится большее время, чем в младшей. Упражнения усложняются двухголосным и трехголосным (четырех.) пением, разнообразием динамических оттенков, атакой звучания.
Вокалисты обязательно должны знать поставленную цель в каждом упражнении, уметь оценивать свое исполнение, заниматься самоанализом. Но все это должно проходить под четким контролем хормейстера.
Строй и ансамбль:
Самые главные требования на этом возрастном этапе предъявляются к стройности звучания группы. Репертуар усложняется и требования усиливаются. За этот период у ребят углубляются музыкально-теоретические знания, которые помогут справиться с новыми интонационными трудностями в работе над партией. Пение должно быть «умное», осознанное. В гармонических упражнениях хормейстеру необходимо анализировать с ребятами все сложные интонации, учить «предслышать» последующий звук, интонацию. Предслышание – главный показатель качества строя. Сознательное воспроизведение каждого звука со строгим самоконтролем является залогом успеха в этой работе.
Работа на индивидуальных занятиях продолжает развивать индивидуальные способности певца, основываясь на тех же принципах, что и в групповых занятиях.
2. Хоровое сольфеджио
«Хоровое сольфеджио» включает методические приемы и упражнения для развития музыкального слуха, памяти, чувства метра-ритма. Занятия предполагают коллективное пение с соблюдением всех правил хорового пения. Занятия по хоровому сольфеджио предваряют работу над репертуаром, являются одновременно распевочным материалом.
Цель – формирование навыков многоголосного пения.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО
ХОРОВОМУ СОЛЬФЕДЖИО
включает три раздела:
1. Развитие мелодического и гармонического слуха, изучение основ музыкальной грамоты;
2. Развитие ладофункционального слуха;
3. Развитие чувства ритма.
Каждый из этих разделов изучается одновременно, по степени усвоения и усложнения упражнений.
Многие упражнения хорового сольфеджио выполняются с нарочитой нюансировкой. Это упражнения на реакцию пения по руке дирижера.
План занятий второго этапа по хоровому сольфеджио:
Повторение и закрепление предыдущего материала:
- ладоинтонационная работа, определение и пение ступеней в ладу.
- пение упражнений по нотам, по «руке» в форме игры «я- дирижер» (самостоятельная работа детей с нотным материалом).
- тон, полутон, диез, бемоль (понимание значения знака, его написание).
- выкладывание ритмического рисунка на заданный текст, индивидуальная работа с ритмическими карточками.
- самостоятельное разучивание и анализ певческой деятельности.
Репертуар имеет возможность изменяться. Это связано с тем, что плановая песня может сложно восприниматься коллективом или солистом. Также в работе может появиться потребность в репертуаре для незапланированного мероприятия. Также может возникнуть сложность с поиском фонограммы и ее технической обработки.
Методическое обеспечение программы:
1. Наличие кабинета, актового зала, концертмейстера.
2. Нотная доска, папки с партиями, упражнениями.
3. Инструмент, микрофоны, видео и аудиоаппаратура, компакт-диски.
5. Сборник музыкальных игр.
Список литературы.
1. Русская вокально-хоровая школа. Учебное пособие для вузов. К.Ф.Никольская-Береговская.
2. Хоровое сольфеджио». Методическое пособие для детского хора по развитию музыкальной грамотности. Г. Струве.
Двухголосное пение в младшем хоре. Соколова.О.П.
Настольная книга школьного учителя-музыканта. Ю.Б.Алиев.
«Школа хорового пения». В.Попов и Л. Тихеева.
«Поем по нотам». Методическое пособие для детских хоровых студий. В.В. Кирюшин.
План мероприятий эстрадно-хоровой студии
Месяц
Мероприятие
Место проведения
cентябрь
Выступление на празднике «День знаний»
лицей№2
октябрь
Выступление на празднике «День пожилого человека»
Поздравление учителей на «День учителя»
лицей№2
декабрь
Участие в новогодних праздниках
лицей№2
февраль
Участие в празднике, посвященному 70-летию годовщины Победы в Сталинградской битве
Участие в I туре (II,III тур) конкурса «Детские фантазии»