Адаптированная программ для хора 4-8 классов разработана на основе типовых программ: «Постановка певческого голоса», «Музыкально-певческое воспитание детей», «Детский академический хор». Необходимость введения хорового искусства обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания. В процессе изучения курса хорового искусства обучающиеся осваивают основы индивидуального и хорового исполнительства, развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор, приобретают опыт сценического выступления.
Цель и задачи.
Целью настоящей программы является воспитание художественного вкуса обучающихся и развитие культуры, а также охрана и воспитание детского голоса. Хоровое пение - это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей. В ходе достижения этих целей, решаются задачи:
- накопление музыкально – слуховых впечатлений.
- совершенствование музыкального слуха.
- овладение вокально-хоровыми навыками.
- изучение элементов музыкальной грамотности.
- воспитание музыкально-эстетического вкуса.
-воспитание организованности. Умения работать в коллективе.
-развитие слуха, внимания. Памяти.
- расширение музыкального кругозора.
- развитие голосовых данных.
Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В которое входит: развитие вокальных навыков, строй, ансамбль. Работа над исполнением вокального произведения.
Общий курс занятий по хоровому искусству 4-8 классы.
составляет 68 часов в год (2 час в неделю).
Групповые занятия проводятся по школьному расписанию.
Программа предусматривает посещение концертов
хоровой и симфонической музыки.
Для обучения в хоровом классе необходимо аудио видео аппаратура.
Сборники песен.
Диски с выступлениями хоровых коллективов.
5. Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Хоровое искусство» ученик должен
овладеть следующими ЗУН:
- иметь навык правильной певческой постановки.
-уметь петь, вместе ориентируясь на жест дирижера.
- знать элементы музыкальной грамоты.
- владеть навыком пения без сопровождения.
- исполнять свою партию в двухголосном произведении.
- знать все музыкальные произведения, изученные в классе.
Учет ЗУН проводится в следующих формах:
- Тематические и отчетные концерты, участие в школьных мероприятиях.
- Участие в конкурсах и фестивалях.
6. Формы организации общеобразовательного учреждения и семьи.
- Программа предусматривает организацию совместной работы
учреждения и семьи.
- Проведение развлекательно-познавательных мероприятий внутри
занятий « Музыкальный КВН», «Новый год», «8 Марта», «Последний звонок», направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.
-участие хорового коллектива во всех школьных мероприятиях.
Содержание программы.
№
п/п
наименование разделов и тем занятий.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
по плану
фактич.
по плану
фактич.
по плану
фактич.
1
Вокальная работа.
22
22
21
21
1
1
2
Распевание хора.
22
22
21
21
1
1
3
Работа над ансамблем и хоровым строем
22
22
22
12
4
Хоровой репертуар.
2
2
Итого:
68ч
Тематическое планирование.
№
п/п
наименование разделов и тем занятий.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
по плану
фактич.
по плану
фактич.
по плану
фактич.
Раздел I. Вокально-хоровая работа в хоре.
. 1
Певческая установка.
3
3
2
2
1
1
2
Певческое дыхание.
5
5
4
4
1
1
3
Атака звука.
5
5
4
4
1
1
4
Артикуляция
4
4
3
3
1
1
5
Дикция.
5
5
4
4
1
1
Итого:
22ч
Раздел II. Распевание хора.
6
Система упражнений.
18
18
17
17
1
1
7
Фонопедическая система Емельянова.
4
4
3
3
1
1
Итого:
22
Раздел III. Работа над ансамблевым и хоровым строем.
8
Ансамбль ( унисонный , ритмический, дикционный)
17
17
17
17
9
Строй (двухголосие)
5
5
5
5
Итого:
22
Раздел IV. Хоровой репертуар.
10
Стили хоровых произведений
1
1
11
Разучивание хоровых произведений
1
1
Итого:
2ч
Всего:
68ч
61ч
7ч
Список литературы:
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
Е. Лиманская. Я хочу петь в хоре. Хоровая хрестоматия. Самара
Композиторы – классики для детского хора, вып.1.М. «Музыка» 2001
О. Хромушин. Зачем остывать костру. С-Пб: «Композитор» 2004
Ю. Чичков. Избранные песни для детей. М:, 1988
Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре. – М., «Музыка», 1988
«Детский хор», вып.7. Сост. И. Марисова. – М., «Музыка», 1988
Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М., «Музыка», 1988
«Поёт детская хоровая студия «Веснянка»», песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. Авторы-сост. Л. Дуганова, Л. Алдахова. – М., «Владос». 2002