Образовательная программа « Хоровой класс» 1-5 классы
Образовательная программа « Хоровой класс» 1-5 классы
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально–хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся в творческой атмосфере, приобщает детей к духовным и культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа « Хоровой класс» 1-5 классы»
Образовательная программа « Хоровой класс» 1-5 классы
Автор программы:
Самышкина Тамара Александровна
учитель музыки МБОУ гимназии № 9
г. Новосибирска
Содержание
1.Поясниельная записка
2.Срок реализации учебного предмета
3.Требование к уровню подготовки обучающихся
4.Формы и методы контроля над результатом обучения, система оценок
5.Прогнозируемый результат
6. Объем, вид и форма учебной работы по учебному предмету «Хоровой класс» со сроком реализации 1 – 5
7.Учебно – тематический план по учебному предмету «Хоровой класс»
1-5 класс
- Содержание учебного предмета по классам 1 –2 .
-Содержание учебного предмета по классам 3 – 5 .
8.Требования к условиям реализации образовательной программы «Хоровой класс»
9.Методическое обеспечение учебного процесса и методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
10.Список литературы и средств обучения
1.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана для дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, и включает в себя собственный опыт работы преподавателя в области учебного предмета.
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально–хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся в творческой атмосфере, приобщает детей к духовным и культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
При приеме на обучение по программе, учебного предмета «Хоровой класс», проводится отбор детей с целью выявления творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных.
Цель образовательной программы:
- привить интерес у обучающегося, к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- выработать у обучающихся комплекс личностных качеств, способствующих освоению учебной информации в соответствии с программными требованиями;
- развить навыки творческой деятельности , в том числе коллективного музицирования;
- научить ребёнка давать объективную оценку своему труду, уважительно относиться к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;
- воспитать навыки понимания причин успеха (неуспеха) собственной деятельности, определять наиболее эффективный способ достижения результата;
- подготовить одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи образовательной программы:
- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов в деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой. Привить учащемуся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании.
- научить детей основам хорового искусства, вокально–хоровым особенностям хоровых партитур, художественно – исполнительским возможностям хорового коллектива, профессиональной терминологии;
- научить исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- приобщать учащихся к «золотому» фонду народной, классической и современной хоровой музыки;
- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность.
Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.
2.Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 7 до 12 лет, составляет 5 лет. Продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39-40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели
3.Требование к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки учащегося должен обеспечивать целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы комплекса знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Хоровой класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание характерных особенностей хорового пения, вокально – хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения в составе вокального - хорового коллектива;
- умение самостоятельно разучивать вокально – хоровые партии;
-умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- приобретения навыка в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- приобретения навыка публичных выступлений.
Результатом освоения программы «Хоровой класс», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основного вокально – хорового репертуара;
- знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно – исполнительских возможностей хорового коллектива;
- знание основ дирижерской техники;
- знание профессиональной терминологий;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слов и музыки.
4.Формы и методы контроля над результатом обучения.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом, и выполнят обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Показателем эффективности любого процесса служит конечный результат. Система контроля за процессом развития учащихся , наполняется новым содержанием, появляется возможность анализировать рост навыков, темпы развития, ученика, объем проделанной работы.
Текущий контроль – наиболее оперативная проверка результатов. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться:
- концерты,
- прослушивания,
- индивидуальное пение,
Так же текущий контроль заключается в проверке программного материала и может быть проведен в форме мини – концерта.
Промежуточная аттестация может проводиться в виде мини – концертов (классных), конкурсов, фестивалей…
Использование разных форм открытых концертов дает возможность всем найти свою концертную площадку, своего слушателя, а следовательно, способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.
5.Прогнозируемый результат.
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- развитие навыка пения по нотам;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и acappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
6.Объем, вид и форма учебной работы
дополнительной общеобразовательной программы музыкального искусства
Хоровой класс.1 – 5 (6)
Форма
Вид учебной работы
Объем часов
1 -5 кл.
Групповая и мелкогрупповая
Максимальная учебная нагрузка (всего)
353,5
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
231
Практические занятия
231
Самостоятельная работа обучающегося (всего).
82,5
Групповая
Консультации
40
В структуру образовательной программы по предмету «Хоровой класс», входят следующие виды учебной работы:
- Аудиторная учебная нагрузка
- Внеаудиторная (самостоятельная) работа
- Консультации.
1.Аудиторные занятия – это занятия проводимые в рамках урока. 1 класс – 1 час в неделю. Данный вид занятий обеспечивает изучение учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Изучение предмета осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек) и групповых (численностью от 10 человек). Хоровые учебные коллективы подразделяются на младшие , старше, сводные хоры.
Внеаудиторная (самостоятельная 0,5 часа в неделю ) работа направленна на выполнение домашнего задания обучающимися , посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности.
Консультации проводятся с целью подготовки хора к творческим концертам, конкурсам и тд. Консультации могут проводится рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Эти виды работы обеспечивают высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно – нравственного развития и художественного становления личности.
7.Учебно – тематический план.
Учебный предмет «Хоровой класс». 1-5 класс
№ темы
Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа.
Количество часов
1-5 классы
Тема 1.
Содержание учебного материала
Психологические процессы:
1.Ощущения в хоре.
2.Восприятие.
3.Внимание. Память и ее развитие. Мышление.
4.Понимать основные дирижерские жесты: «вступление», «дыхание», «начало», «окончание» звучания (пения).
9.Звуковедение , владение приемом legato , non legato, staссato.
10.Развитие вокального слуха, осознание чистоты интонации, движение мелодии.
11.Пение двух-, трехголосия, а также a cappella. Работа над вертикальным строем.
108
Тема 3.
Содержание учебного материала
Разучивание хорового произведения
1.Ознакомление хора с литературным текстом и музыкой произведения.
2.Разбор содержания, выявление художественных образов.
3.Установления взаимосвязи содержания литературного текста с музыкальными средствами выразительности.
4.Работа над культурой звука, дикцией, строем, ансамблем, соблюдением всех средств выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация и т.д.), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста.
108
ВСЕГО:
231
За учебный год в младшем хоре должно быть пройдено 15 – 17 произведений, в старшем хоре должно быть пройдено 13 – 15 произведений.
Примерная программа концертного выступления
учащихся 1 – 2 класса.
Русская народная песня «Как пошли наши подружки».
А. Лядов «Зайчик».
В. Витлин «Дождинки».
Л. Бетховен «Пастушья песня».
Н. Римский – Корсаков «Здравствуй, гостья зима»
Русская народная песня «Как в лесу – лесочке» (обр. С. Полонского)
Ж. Металлиди «В перед смотрящий».
3 – 5 класс.
П. Чайковский «Легенда»
Д. Каччини «Ave Maria»
К. Монтеверди «Канцонетта»
М. Глинка «Жаворонок»
Русская народная песня «Со вьюном я хожу» (обр. В. Попова )
Русская народная песня «Земелюшка чернозем»(обр. А. Логинова)
Е. Крылатов «Крылатые качели»
Содержание учебного предмета по классам.
1 – 2
Цель:
- заложить основы хоровой вокально-исполнительской деятельности;
- развитие вокально-технических и музыкально-художественных навыков ;
- расширение параметров вокально- хорового исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голосов на всём диапазоне);
- развитие музыкального слуха;
Задачи:
- формирование певческой установки, постановка певческого дыхания;
- формирование начальных навыков певческой интонации в диапазоне
1,5 октавы, формирование навыка исполнения унисона;
- развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
- развитие навыков артикуляции(активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);
- развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука(с целью активизации звукообразования);
- развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
- формирование навыка слияния тембров голосов при хоровом пении.;
- сглаживание переходных звуков;
- формирование ощущения головного и грудного резонирования;
- развитие навыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нонлигато;
- развитие навыков двухголосного пения;
- развитие динамического ансамбля;
- работа над стилистическими особенностями произведений, формирование первоначальных навыков слаженности при работе в коллективе;
Содержание учебного материала.
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания
( диафрагма как главная дыхательная мышца ), резонаторы ( головной, грудной ). Необходимо объяснить и показать учащимся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).
Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации.Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров.В работу рекомендуется включать произведения а cappela. Это могут быть русские народные песни, каноны.
Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция).Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука.
При работе над репертуаром, необходимо уделять достаточно внимания художественному образу, смысловой направленности произведения.Активизировать работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
Научить слаженности при совместной работе. С первых занятий способствовать проявлению их инициативы. Репертуар хору формируется так, чтобы способствовать и укреплению детских голосов.
20.М.Мусоргский «Песенка про камора» (из оперы «Борис Годунов»)
21.П.Чайковский «Осень»
22.Беларусская народная песня , обр. С.Полонского «Сел комарик на дубочек»
23.р.н.п., обр. Ю.Тихоновой «Скок, скок, поскок»
24.р.н.п., обр. В.Кирюшина «Дон – дон»
25.р.н.п., обр. Л.Лядова «В сыром бору тропинка»
26.р.н.п., обр. Ю.Сонова «А я по лугу»
27. р.н.п., обр. Ю.Тихоновой «Как у наших у ворот»
Содержание учебного предмета по классам. 3 – 5
Цель:
- расширение параметров вокально- хорового исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении,
- формирование у учащихся эмоционально – ценностного отношения к хоровой музыки,
- развитие музыкального восприятия; способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления; творческого воображения певческого голоса.
- знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокально – хоровые особенности хоровых партитур, художественно – исполнительские возможности хорового коллектива , способствующих дальнейшему поступлению в профессиональные учреждения.
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
- развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
- развитие навыков вокального интонирования (работа над чистотой интонирования хроматических звуков в мелодии);
- развитие беглости голосов на легато и стаккато;
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыку;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективам;
- усовершенствование навыка исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Содержание учебного материала
Продолжается работа по формированию свободного, ненапряженного звучания голоса, развитие звуковысотного диапазона. Развитие подвижности голоса: от медленного до умеренно быстрого; исполнению попевок на разнообразные слоги с различными штрихами и динамическими оттенками. Формирование вокального слуха. Так же продолжается работа по сохранению и развитию техники звукообразования: активной артикуляции, округленного, прикрытого звучания гласных, активного чистого произношения согласных. Постановка певческого дыхания, активизация работы диафрагмы, совершенствование навыка «цепного» дыхания, связного пения. Усовершенствования работы по формированию основных хоровых навыков. Старший хор исполняет преимущественно многоголосные произведения. Поэтому перед коллективом стоит задача: дальнейшее развитие хоровых навыков, таких как строй и ансамбль.
- хорового ансамбля: формирование метроритмического, динамического, тембрового, дикционного ансамбля, как внутри хоровых партий, так и между ними.
- хорового строя: формирование сознательного отношения учащихся к интонированию высоты тона, чувства непосредственного связанного с тембром, динамикой, другими выразительными свойствами художественного образа.Одним из действенных средств улучшение хорового строя является пение без сопровождения инструмента. Оно воспитывает слух и голос учащихся на основе наиболее естественно звучащего натурального, свободного строя, что имеет большое значение в воспитании интонационного чутья и гармонического слуха.
Особое внимание уделяется гармоническому слуху. Это необходимо в связи с углубленной работой над строем в хоре. Исполнение многоголосия требует гармонического способа интонирования. При работе с произведением продолжается усовершенствование навыка пения по нотам.
10.А.Бородин (хор из оперы «Князь Игорь») «Улетай на крыльях ветра…»
11.Д.Перголези «Stabat Mater» (Allegro)
12.Ю.Тугаринов «Осень, рыженькая осень»
13.Ю.Тугаринов «В цирке»
14.Ю.Тугаринов «Снежинка»
15.В.А.Моцарт «Слава солнцу, слава миру» (канон)
16.В.А.Моцарт «Зимний сон сковал поля» (канон)
17.Р.Шуман «Маленький этюд» (вокализ)
18.Ш.Гуно «Хор девушек» (из оперы «Фауст»)
19.Рождественские колядки «Ночь тиха»
20.Рождественские колядки «Небо и земля»
21.Л.Хайтова «Музыкальные картинки»
22.Шаинский «Веселая фуга».
23.Старинный русский шуточный канон «Два каплуна»
8.Требования к условиям реализации образовательной программы «Хоровой класс»
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, необходимо создать комфортную, развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер – классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)
организации посещения обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.).
Уроки хорового пения в расписании должны иметь свое определенное и устойчивое время. Стабильность в расписании – необходимое условие плодотворной учебной работы.
Для занятий хоровым пением необходимо материально – техническое обеспечение:
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
- библиотеку,
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» должно соответствовать Сан П И Н ( не менее 2 кв.метров на одного человека, высотой не ниже 4 метров)
9.Методические рекомендации.
Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словестные, наглядные, а так же по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, повторение, контроль.
Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики:
- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- увлеченность и интерес;
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дидактические закономерности обучения характеризуются такими качествами, как:
- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;
- осознание целей обучения;
- значимость для детей усваиваемого репертуара;
- сложности произведения.
Четкая структура занятий имеет в детском хоре особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными.
Пение представляет собой наиболее доступный для детей вид музыкальной деятельности, являясь в то же время достаточно сложным творческим процессом.
Методические приемы обучения пению обуславливаются общими воспитательными задачами, особенностями коллективного и индивидуального пения школьников на всех этапах обучения.
Педагогические приемы связанны с последовательным разучиванием песен и обучением детей певческим навыкам в различных возрастных группах.
В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности.
Одним из необходимых условий правильного певческого звучания голоса является певческая установка.
Певческая установка – это правильное, удобное и естественное физическое положение ребенка во время пения: прямое положение корпуса и головы создает благоприятное условие для естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате.
При прямой осанке, свободной шеи грудная клетка сама собой принимает положение вдоха и плавного выдоха. При прямом положении головы голосовой аппарат так же освобождается от напряжения.
На занятиях хоровых пением на этом этапе чередуется пение сидя и стоя. Стоя петь удобнее. Стоять надо чуть расставив ноги, для лучшей опоры; плечи свободные, мягкие; руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять могут дети 5-10 минут, потом сесть или подвигаться.
Певческую установку надо закреплять постоянно, пока не выработается устойчивый навык.
Одним из самых распространенных недостатков у детей этого возраста является зажатость нижней челюсти. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушениях физиологии певческого процесса
Необходимо так же следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.
Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, т.е. стремление выразить ярко и правдиво характер и содержание музыки заставляет преподавателя и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит осваивать технические основы певческого процесса.
Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом.
Музыкальный материал, исполняемый в качестве вокально-хоровых упражнений, делится на две категории:
I – упражнения, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения.
II – упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направлены они на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения.
Развитию гармонического слуха учащихся немало способствует пение канонов. «Часы», «Братец Яков», «Здравствуй, Петя-петушок». Каноны рекомендуется заканчивать большим фермато с замиранием голоса. Это воспитывает навык цепного дыхания, филировки.
Особое внимание обращается на выработку основных певческих свойств голоса – звонкости, полетности. Чтобы научить детей естественному, красивому пению необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки.
Основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы и таким образом делают прием понятным.
Выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок». Умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его на целую фразу в пении – важная задача в выработке навыков певческого дыхания.
Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании – первое требование в обучении пению. Умение петь legatoсоставляет важнейшее качество голоса. На базе имеющихся навыков певческого дыхания, прививаются навыки цепного дыхания упражнение: гамма целыми нотами в нисходящем движении. Возобновлять дыхание следует тихо, не нарушая общей стройности звучания.
В детском хоровом пении применяется и мягкая и твердая атака звука. Мягкая атака – основа певческого звучания. Звук воспроизводится осторожно, без толчка. При твердой атаке необходимо следить чтобы звук не был крикливым, форсированным.
Условиями гармоничного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы.
Обратить внимание на особенности звучания округлых гласных.
Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования являются показ голосом самого педагога, демонстрация правильного звучания и ошибок.
Интенсивному развитию музыкального слуха способствует пение a cappella. Хороший унисон в хоре – основа чистого многоголосного пения.
Подвижность и неусидчивость ребят заставляет искать разные формы в работе над вокально-техническими навыками.
Используя игровые моменты на хоровых занятиях, педагог добивается атмосферы эмоциональной отзывчивости. Дети любят исполнять песни с игровым, задорным, комическим содержанием.
Игровые формы исполнения
- подражание педагогу
- пение цепочкой
- жестами, хлопками
- соревнование групп и сольно
- «зрители» и «артисты»
- пантомимой (характер, исполнение)
- использование звуковых фонаций
- вокализация на слоги, гласные
- использование шумовых инструментов
- игры с пением (хороводные)
- драматизация песни
В процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому произведению.
Важно отметить, что не все запланированные произведения надо доводить до концертного состояния. Некоторые произведения хор изучает в рабочем порядке.
Работа над хоровым произведением
А) Разбор
Разбор текста и музыки в доступной форме.
Средства выразительности: темп, размер, характер, ритм, динамика.
Б) Исполнение
Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом.
Разучивать произведения можно различными методами: учить по слуху, с применением высотного тактирования, с опорой на нотную запись, сольфеджируя.
В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними.
Задачи самые разные: в одной песне – первое знакомство, в другой – работа над фразой, в третей – соединение мелодии с аккомпанементом, в четвертой – работа над элементами двухголосья и т.д.
Работа над несколькими произведениями разной сложности и объема стимулирует вокальное и музыкальное развитие учеников.
При переходе из младшего хора в старший, хор продолжается работа над развитием музыкальных способностей, освоением вокала, расширением навыков многоголосного пения, исполнительских навыков.
Каждое занятие начинается с распевания. Рекомендуется использовать фонопедические упражнения В. Емельянова. Целью фонопедических упражнений является расширение координационных и тренажных задач работы над голосом, стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
Упражнения могут делится на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:
1) голосовые сигналы доречевой коммуникации
2) управление артикуляционной мускулатурой
3) произвольное управление регистрами
4) выработка певческого вибрато
5) формирование механизма прикрытия звука
Также используются распевания А. Яковлева. Они состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Они носят универсальных характер, имеют относительную стабильность, периодически пополняют группу приемов.
Распевание в старшем хоре включает элементы хорового сольфеджио. Вся работа ведется только по партитурам.
«Концентрический» метод М. Глинки является функционалом вокальной школы и основой методики певческого воспитания. Сущность метода такова:
1. Развивать голос следует из примерных звуков.
2. Диапазон – всего лишь несколько тонов.
3. Работать надо постепенно, без торопливости.
4. Петь на умеренном звучании.
5. Уделять внимание качеству звучания и свободе при пении.
Работа над воспитанием звука неотделима от работы над развитием певческого дыхания.
Требование к хоровому певцу – уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч и сохраняя вдыхательную установку, экономно расходовать взятый воздух, столько, сколько требует фраза, предложение.
Дыхание развивается постепенно: мышечное чувство формируется по мере укрепления дыхательной мускулатуры.
Певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения с осознанием музыкальной фразировки. Для работы над развитием певческого дыхания хорошо использовать русские народные песни, отличающиеся от контиленности звучания.
Ведь для достижения широкой напевности и устойчивой выразительной интонации и пользуется «цепным» дыханием. При воспитании «цепного» очень важно научить хористов делать вдох в середине выдержанного звука.
Быстрый, но вместе с тем спокойный, несудорожный вдох обеспечит четкую работу дыхательного аппарата, а значит и образование так называемого «опертого звука».
Одним из важнейших принципов вокального воспитания является осуществление постоянной органической связи каждого певческого навыка с вокальным словом: дыхание и слово, звукообразование и слово, дикция и слово.
Старший хор исполняет преимущественно многоголосные произведения. Поэтому перед коллективом стоит новая задача: дальнейшее развитие хоровых навыков, таких как строй и ансамбль.
Чистота интонации и строя способствует сформированное «ладовое чувство», заключающее в способности слышать тяготение между музыкальными звуками, основанными на ладовых тяготениях в основном к тонике и другим, тонически определенным звукам. Чувство лада необходимо как в унисонном, так и в многоголосном пении. Развитию этого чувства помогают упражнения, заключающиеся в пении различных звукорядов, трезвучий с точным интонированием главных ступеней лада, составлением мажорных и минорных последовательностей. Большое значение приобретает пение небольших каденций с ясными ладовыми тяготениями.
Одним из действенных средств улучшения хорового строя является пение без сопровождения инструмента. Оно воспитывает слух и голос учащихся на основе наиболее естественно звучащего натурального, свободного строя, что имеет большое значение в воспитании интонационного чутья и гармонического слуха.
Строй – это чистое, точное интонирование в одноголосном и многоголосном пении. Когда на хоровом занятии царит атмосфера легкой приподнятости, увлеченности работой, отсутствует скука, однообразие – это весьма благотворно влияет и на сохранении интонационного строя.
Одним из важнейших требований хорового ансамбля является единообразие в характере звукообразования, произношения, дыхания, нюансировки. В многоголосном пении трудности ансамбля возрастают. Кроме мелодического, выступают еще и требования гармонического ансамбля. Партии голосов должны сливаться в единое целое, связываться единством нюансировки, ритмики, тембра.
Подбор репертуара.
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, пласт народной музыки, произведения духовной и современной музыки. При отборе музыкального материала важную роль играет принцип незаменимости той или иной музыки для каждого данного возраста, ее художественная ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
Репертуар хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов. Главным «собирательным» принципом можно считать подчинение отбора репертуара учебно-воспитательным задачам.
Благодатный материал для вокально-хоровой работы – русские народные песни, которые чаще всего исполняются многоголосно и без сопровождения.
Одно из важных средств вокального воспитания и развития в детском хоре заключается в том, что одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренируют вокальный аппарат хористов. Серьезное внимание заслуживает анализ произведения в тембровом отношении.
Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса надо представлять себе в какой мере могут повлиять на характер звучания такие элементы произведения, как тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, штрихи, динамика, поэтический текст, эмоциональная насыщенность.
Разумный отбор материала обеспечивает возможность для всестороннего музыкального развития участников хора, позволяет соблюдать гармоничность в обучении и следовать принципу художественного и технического единства.
Основные группы хоровых произведений, использующих в работе с детским хором: популярные детские песни, современная хоровая музыка, народные песни России и ближнего зарубежья, произведения композиторов-классиков, духовная музыка.
10.Список литературы и средств обучения
1.М.С.Осенева, В.А.Самарин «Хоровой класс и практическая работа с хором» - М., Академия, 2003г.
2.Приказ министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012года, об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе.
3.П.Г.Чесноков «Хор и управление им», Москва 1961год.
4.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» методические рекомендации. Под редакцией Л. Масловой Новосибирск «Наука» 1991