kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыке 5 класс. Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность программы - это охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный и видео-ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыке 5 класс. Рабочая программа. »

Департамент образования Администрации мо г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2014 г.

заседания НМС

«Согласовано»

29.08.2014 г.

«Утверждено»

приказ № 303-о от 29 августа 2014 г

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

Костюкевич Е.Ф.

Ямполец Н.И.

_______________

______________

_______________



Рабочая программа по Музыке

Прокопенко Надежда Константиновна

Ступень: II

Класс: _5_

Срок реализации:_1_

Разработана на основе: Примерные программы основного общего образования по Искусству 5-9: проект - 2-е М: Просвещение, 2010. Рабочие программы. Музыка Искусство 5-9 классы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, - М.: Просвещение, 2010 г.

Учебник: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская;- М. : Просвещение, 2012.



Салехард

2014


Пояснительная записка


  1. Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО

  • Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»


  1. Цели изучения курса

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


  1. Особенности в содержании и структуре предмета.

Особенности в содержании и структуре предмета состоят в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа му­зыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углуб­ления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных пред­ставлений о единых закономерностях развития музыки и жиз­ни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, твор­ческое постижение мира через искусство, обеспечивает в це­лом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодей­ствию и сотрудничеству в современном поликультурном про­странстве.


Главная идея

  1. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный и видео-ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.





Таблица тематического распределения количества часов по содержательным линиям



№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Авторская

программа

Рабочая программа по

классам

5 кл.

6 кл.

7кл.








1.

Музыка как вид искусства.

35 ч.

35 ч.

19

8

8

2.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

35 ч.

35 ч.

5

16

14

3.

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

35 ч.

35 ч.

11

11

13


Всего

105 ч

105 ч

35 ч

35 ч

35 ч


Итого:

105 ч

105 ч

105ч


  1. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.

Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Технология личностно-ориентированного обучения. Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Технология проблемного обучения. Поиск истины, самостоятельный поиск верных решений и правильных ответов на уроке происходит во время постановки проблемных задач, как педагогом, так и самими учащимися:

  • Сравнить прослушанные произведения, найти общие и отличительные черты произведений.

  • Узнать по стилю, мелодизму, характеру исполнения, кто автор музыкального произведения.

  • Какому народу принадлежит данная музыка, композиторская или народная.

  • Какие звучат инструменты, какой жанр музыкального произведения и т.д.

Здоровьесберегающие технологии: слушание успокаивающей музыки, динамические паузы под музыку, ритмичные движения под музыку, музыкальные игры. Применение данной технологии способствует тому, что дети не устают на уроке. Активность на уроке на любом этапе – высокая.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: индивидуальная, групповая, коллективная работа с учащимися. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, музыкальной викторины, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 5-7х классов начальной школы в форме итоговых тестов в конце 1 и 2 полугодия.


  1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по «Искусству» образовательный компонент «Музыка» для V - VII классов; сборника рабочих программ «Музыка. Искусство» (предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская). Сборник рабочих программ соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ООО и примерным программам по предмету «Музыка». Основанием для выбора УМК Критской Е.Д. является соблюдение преемственности с программой по музыке в начальной школе.

Данный УМК способствует формированию опыта музыкально-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в музыкальных произведениях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире. Программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов музыкально-творческой деятельности учащихся. Организация различных видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта.

При работе по учебной рабочей программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Е.Д. Крицкая, Г. П. Сергеева.

  1. Межпредметные связи.

Рабочая программа по музыке для 5-7х классов предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Литература», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История». Продолжает развитие авторского курса предмета «Музыка».


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, ука­занных в Базисном учебном плане образовательных учрежде­ний общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5 - 7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Личностные результаты изучения музыки отражают:

  • формирование целостного представления о поликультур­ной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляюще­гося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отно­шении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в про­цессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • наличие определенного уровня развития общих музыкаль­ных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целе­направленной и содержательной музыкально-учебной де­ятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творче­ских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразу­мевают:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение не­обходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жиз­ни общества и видение своего предназначения в ней;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаи­мосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной де­ятельности, выбор средств и способов ее успешного осу­ществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искус­ства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечест­венной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произве­дений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкально­го искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного му­зыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкаль­ного языка, отдельных произведениях и стилях музыкаль­ного искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классифика­ции различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информа­ционно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими уме­ниями и навыками для реализации собственного творче­ского потенциала.


  1. Содержание учебного предмета, курса. (ФГОС)

Основное содержание образования в примерной програм­ме представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкаль­ная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентиро­ваны на сохранение преемственности с курсом музыки в на­чальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—ХVШ вв., зарубежная и русская музыкальная культура Х1Хв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, асареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.



  1. Учебно-тематический план (ФГОС)

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Количество часов

1.

Музыка как вид искусства.

19

2.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

5

3

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

11


Итого:

35


Количество часов, распределено исходя из расчёта _1_часа в неделю в течение всего учебного года.




Требования к уровню подготовки учащихся ФГОС


Учащиеся должны знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

должны уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио и телепередач и др.);

  • выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Циклограмма тематического контроля


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Стартовая диагностика

1









Диагностическая работа (тест, музыкальная викторина)




1



1



самостоятельная работа










Проверочная работа










Решение

проектной

задачи










Итоговая

проверочная

работа










Предъявление достижений ученика за год.









1


Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

42. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224



MULTIMEDIA – поддержка предмета


1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.



















Календарно-тематическое планирование

п/п

урока в четв.

Наименование разделов, тем

Содержание урока

Планируемые результаты (УДД)

СОТ

технологии

Формы контроля

Дата

Корректировка


Предметные

Метапредмет

ные

Личностные


«Музыка вид искусства» (19 ч)



I четверть


1.

1

Основы музыки: интонационно-об­разная, жанровая, стилевая.

Интонация как носитель образного смысла, многообразие интонаци­онно-осмысленных музыкальных построений. М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»; П. Чайковский. Симфония №4; Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые осно­вы музыки как вида искусства.


Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.).

Передавать в разнообразной му­зыкально-творческой деятельнос­ти общие интонационные черты исполняемой музыки.


Песня - презентация «Моя Россия»


Модуль «Музыка как вид искусства


Модуль «Вокальная музыка.

Романс»

Урок изучения новых знаний..

5.09



2

2

Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.


Интонация как источ­ник элементов музыкальной речи (мелодии, ритма и др.) и харак­тера музыки.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Русские народные песни:

«А мы просо сеяли»,

«Бояре, а мы…», «Уж ты, поле моё».

НРК. Песни народов крайнего севера.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.).

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Модуль «Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства»


Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа.

12.09



3

3

Музыка вокальная, симфоническая и теат­ральная.

Современное разно­образие вокальной, симфониче­ской и театральной музыки. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений.

Исследовать разнообразие и спе­цифику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической).


Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов»



Расширение и углубление знаний.

19.09



4

4

Музыка вокальная, симфоническая и теат­ральная; вока-льно-инструмента-ль­ная и камерно-инструментальная.

Особенности вокально-инструментальной и камерно-инструменталь­ной музыки.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.

Оценивать и соотносить харак­терные черты творчества отдель­ных отечественных и зарубежных композиторов.

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

Модуль «Певческие голоса: сопрано альт, тенор, бас, дискант и другие»


Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа.

26.09



5

5

Музыкальное искусство: истори­ческие эпохи, стилевые направле­ния, национальные школы и их традиции, творчество выдающих­ся отечественных и зарубежных композиторов.

Художественные направления, сти­ли и жанры классической и со­временной музыки. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П.И. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку отдельных выдаю­щихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля).

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.


Владеть отдельными специаль­ными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Модуль

«Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов»

Урок закрепление знаний

3.10



6

6

Музыкальное искусство: истори­ческие эпохи, стилевые направле­ния, национальные школы и их традиции, творчество выдающих­ся отечественных и зарубежных композиторов.

Основные признаки исторических эпох, стиле­вых направлений, национальных школ в музыке русской и запад­ноевропейской традиции. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов. «Колыбельная»

А. Лядов

Самостоятельно определять ха­рактерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

Передавать в разнообразной му­зыкально-творческой деятельнос­ти общие интонационные черты исполняемой музыки.


Исполнять музыкальные произве­дения различных жанров в соответствии с их интонационно-об­разным содержанием.

Модуль

«Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов»

Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

10.10



7

7

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструменталь-ной).


Стиль как отражение мироощуще­ния композитора.

«Этюд №12» Ф. Шопен

«Прелюдия№7» Ф. Шопен «Прелюдия №20» Ф. Шопен «Вальс №7» Ф. Шопен Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и совреме-нные интерпретации).

Рапсодия на тему Паганини С.Рахманинов.

Вариации на тему Паганини В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Понимать специфику деятельнос­ти композитора, поэта и художни­ка на основе взаимо-дополнения средств выразительности

Воплощать различные по смыслу интонации в различных видах учебной деятельности.

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


Расширение и углубление знаний.

17.10



8

8

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструменталь-ной).


Общие и специ­фические черты индивидуального творчества выдающихся компози­торов прошлого и современности

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.


Понимать специфику деятельнос­ти композитора, поэта, художни­ка на основе взаимодополнения средств выразительности

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.


Принимать участие в драмати­зации музыкальных произведений различных стилевых направле­ний.

Модуль

«Оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (1882) и «Сказка о Царе Салтане» (1900)»


Урок обобщения тем 1 четверти.

24.10



9

9

Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструменталь-ной).


Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.


Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Модуль

«Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов»

Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта»

«Приключения Буратино

Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа.

31.10



II четверть


10

1

Интонационная выразительность исполнения вокальной и инстру­ментальной музыки.

Интонационная выразительность исполнения вокальной и инстру­ментальной музыки.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»

понимание интонационно-образной природы музыкально­го искусства, средств художественной выразительности.


Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации.


Урок изучения новых знаний.

14.11



11

2

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).

Взаимодействие му­зыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

  • Балет П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагменты).

Воспринимать и выявлять внут­ренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобра­зительным искусством

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.


Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Модуль «Музыкально-театральные жанры. Балет»


Модуль

«Балет П.И. Чайковского «Спящая Красавица,

"Щелкунчик"


Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа.

21.11



12

3

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).

Музыка как «главное действующее лицо» (на примере сказки, басни, рассказа и т. д.), программная музыка «Шахерезада» Римский-Корсаков; «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Вступление к опере «Садко».

Воспринимать и выявлять внут­ренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобра­зительным искусством.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные ин­тонации заданного или самостоя­тельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровиза­ции).

Принимать участие в драмати­зации музыкальных произведений различных стилевых направле­ний

Модуль

«Музыкально-театральные жанры. Опера»


Модуль

«Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898


Расширение и углубление знаний.

28.11



13

4

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).

Многообразие связей му­зыки с изобразительным искусст­вом (живописью, скульптурой).

Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Воспринимать и выявлять внут­ренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобра­зительным искусством.

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.


Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа.

5.12



14

5

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).

«Музыкальные портреты», карти­ны природы («музыкальная живо­пись»). Из Музыкальных иллюстра-ций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон

Воспринимать и выявлять внут­ренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.


Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


Урок закрепление знаний

12.12



15

6

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).

Музыкальные, литератур­ные и зрительные образы, их еди­ная жизненная основа, общие и специфические черты. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Воспринимать и сопоставлять

художественно-образное содержа­ние музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое -уродливое).

Исследовать значение литерату­ры и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и раз­личии выразительных средств му­зыки, литературы, изобразитель­ного искусства.


Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

19.12



16

7

Компози­тор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.


Компози­тор - поэт - художник: общность тем, взаимодополнение вырази­тельных средств Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.А. Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В. А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.А. Моцарт.

Анализировать и обобщать мно­гообразие связей музыки, литера­туры и изобразительного искус­ства.

Находить ассоциативные связи между художественными образа­ми музыки и другими видами ис­кусства.


Применение полученных знаний о музыке как виде искус­ства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач.



Урок обобщения тем 1I четверти.

26.12



III четверть


17

1

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Музыка и её влияние на человека, его чувства и мысли, характер и деятельность, отношение к жиз­ни. Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский

Осознавать и рассказывать

о влиянии музыки на человека.

Принимать участие в коллектив­ной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятель­ности знакомые литературные и зрительные образы.

Модуль

«Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов»

Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта»

«Приключения Буратино

Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

16.01



18

2

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Музыка борьбы и надежды, утешения и опоры. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджественского

Оценивать музыкальные произ­ведения

с позиции красоты и правды.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Самостоятельно выбирать вид

учебной деятельности для выра­зительного воплощения музыкаль­ных образов.

Модуль

«Музыкально-театральные жанры: оперетта, мюзикл»

Видео фрагменты мюзикла «Кошки», «Снегурочка. Пьеса-сказка А.Н.Островского

Урок изучения и новых знаний

23.01



19

3

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Общее представ­ление о значении музыки в жиз­ни каждого человека и человеческого общества в целом. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

«Песня об Александре Невском» хор «Вставайте, люди русские».

Раскрывать особенности музы­кального воплощения поэтических текстов.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокоху­дожественных произведений или их фрагментов (инструменталь­ных, вокальных, театральных).

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл.


Модуль

«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»

Видеофрагм. из х/ф «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские».

Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

30.01



«Музыкальный образ и музыкальная драматургия». (5 ч)


20

4

Всеобщность музыкального языка.

Музыкальный язык: его характер­ные особенности (мелодические тембровые, ритмические, приемы построения и др.) смысловое и эмоциональное содержание. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). Гаврилин «Снег идет». Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Понимать характерные особен­ности музыкального языка и пе­редавать их в эмоциональном исполнении.

Воспринимать и сравнивать му­зыкальный язык в произведениях

разного смыслового и эмоцио­нального содержания.

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.


Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

6.02



21

5

Жизненное содержание му­зыкальных образов, их характеристика и построение, взаимо­связь и развитие.

Му­зыкальный образ как воплощение творческого замысла композито­ра, отражение звучания жизни (размышлений, поступков, дейст­вий, чувств, переживаний). Тема защиты Родины в произведениях раз­личных видов искус­ства.

Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Б. Кабалевский «Помните», «Наши дети», «Реквием» стихи Р. Рождественского.

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведе­ниях разных форм и жанров.

Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.


Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания».


Урок изучения и закрепления новых знаний

13.02



22

6

Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Круг музыкальных образов (лири­ческие,драматические, героиче­ские, романтические и др.), их взаимосвязь и развитие. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Ледовое побоище», «Мертвое поле» «Въезд Александра во Псков».

Воплощать всевозможные музы­кальные образы в основных видах учебной деятельности

Обдумывать исполнение в соот­ветствии с музыкальным образом произведения.


Импровизировать в разных ви­дах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставле­ния образов.

Модуль

Оратория, кантата»

Видеофрагменты из х/ф «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские».

Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

20.02



23

7

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.

Яркость и контрастность образов. М.К. Чюрлениса.

Фуга; Прелюдия ми минор; М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Различать характерные признаки видов искусства.


Подбирать необходимый мате­риал для выполнения творческих проектов (презентации музы- ки различного образного содержания).

Инсценировать фрагменты клас­сических опер русских и зарубеж­ных композиторов.


Урок закрепление знаний

27.02



24

8

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.

Профессиональная композиторская музыка и народное музыкальное творчество. «Детский уголок» К. Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К. Дебюсси «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н. Римский – Корсаков.

Воплощать всевозможные музы­кальные образы в основных видах учебной деятельности

Подбирать необходимый мате­риал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания).

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.


Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

6.03



«Музыка в современном мире: традиции и инновации». (11 ч)


25

9

Народное музыкальное творчест­во как часть общей культуры наро­да.

Значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа. «Детский уголок» К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н. Римский - Корсаков

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведе­ниях разных форм и жанров.

Обдумывать исполнение в соот­ветствии с музыкальным образом произведения.


Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.


Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа.

13.03



26

10

Музыкальный фольклор раз­ных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.

Истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиции и образцы действ, об­рядов музыкального фольклора разных стран мира. Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

Анализировать и обобщать ха­рактерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Принимать участие в создании музыкально-театральных компо­зиций в классическом стиле.


Урок обобщения тем III четверти.

20.03



IV четверть








Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа.

27

1

Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).

Русская на­родная музыка: устность, коллек­тивность, напевность, импровизационность, песенность. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Называть основные жанры рус­ского народного музыкального творчества.


Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, об­рядов, действий.

Самостоятельно исследовать

многообразие видов русских на­родных инструментов и особен­ности их звучания.


Урок изучения и закрепления новых знаний

3.04



28

2

Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).

Основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, час­тушки, разновидности обрядовых песен. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Осознавать характерные черты музыкального творчества народов России и других стран.

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.


Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки.


Урок изучения и закрепления новых знаний

10.04



29

3

Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Музыкально-инструмен­тальное творчество: характерные черты, тематика и др. М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки».

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В. Гартмана.

Называть основные жанры рус­ского народного музыкального творчества.


Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, об­рядов, действий.

Самостоятельно исследовать

многообразие видов русских на­родных инструментов и особен­ности их звучания.


Комбинированный урок.


17.04



30

4

Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Этническая музыка.

Различные исполнительские типы художественного общения (игровое, соревновательное и др.).Русские народные наигрыши; Светит месяц – р.н.п. Камаринская – П. Чайковский. Пляска скоморохов Н. Римский-Корсаков. «Волшебный смычок» - норвежская народная песня.

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действия).

Импровизировать в народном духе в коллективном или ансамб­левом пении, движении.


Урок изучения и закрепления новых знаний.

24.04



31

5

Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

Понимать значение народного музыкального творчества в сохра­нении и развитии общей культуры народа.

Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочине­ний русских и зарубежных клас­сиков.


Комбинированный урок


1.05



32

6

Музыкальный фольклор раз­ных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.

Обращение компози­торов к народному музыкальному творчеству, специфика перево­площения народной музыки в произведениях композиторов. «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п. «Реченька» - бел. нар. песня, «Солнце, в дом войди» - грузинская

«Вишня» - японская песня «Аисты» - узбекская песня

Концерт №1 П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» Г.Свиридов.

Осознавать и рассказывать

о влиянии музыки на человека.

Называть основные жанры рус­ского народного музыкального творчества.


Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки.


Урок закрепления знаний.

8.05



33

7

Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Этническая музыка.

Музыкальный фольклор народов России и других стран. Хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку», Детский альбом» П. И. Чайковского.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский

Овладение практическими уме­ниями и навыками для реализации собственного творче­ского потенциала

Осознавать характерные черты музыкального творчества народов России и других стран.

Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки.

Модуль

«Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов»

Урок обобщения и систематизации знаний.

15.05



34

8

Музыкаль­ная культура своего региона.

Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкаль­ным творчеством своего региона.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора народов севера.

Рассказывать о музыкальной культуре своего региона (края, республики и т. д.).

Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки.

Видео зарисовки «Песни севера»


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

22.05



35

9

Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные.

Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Импровизировать в народной и академической манере исполнения.



Урок – концерт

29.05




26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыке 5 класс. Рабочая программа.

Автор: Прокопенко Надежда Константиновна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по музыке по Критской"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-po-kritskoi"
    ["file_id"] => string(6) "255254"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447882904"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа XXI век" "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-xxi-viek"
    ["file_id"] => string(6) "198956"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428492676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа "Волшебный мир музыки и танцев""
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_volshiebnyi_mir_muzyki_i_tantsiev"
    ["file_id"] => string(6) "466815"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1524074920"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Музыка, 1 класс. Рабочая программа."
    ["seo_title"] => string(31) "muzyka1klassrabochaiaproghramma"
    ["file_id"] => string(6) "261727"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449175384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Рабочие программы "
    ["seo_title"] => string(20) "rabochiie-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "116742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412602939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства