Особенности в содержании и структуре предмета состоят в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: индивидуальная, групповая, коллективная работа с учащимися. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, музыкальной викторины, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 5-7х классов начальной школы в форме итоговых тестов в конце 1 и 2 полугодия.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по «Искусству» образовательный компонент «Музыка» для V - VII классов; сборника рабочих программ «Музыка. Искусство» (предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская). Сборник рабочих программ соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ООО и примерным программам по предмету «Музыка». Основанием для выбора УМК Критской Е.Д. является соблюдение преемственности с программой по музыке в начальной школе.
Данный УМК способствует формированию опыта музыкально-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в музыкальных произведениях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире. Программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов музыкально-творческой деятельности учащихся. Организация различных видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта.
При работе по учебной рабочей программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Е.Д. Крицкая, Г. П. Сергеева.
Рабочая программа по музыке для 5-7х классов предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Литература», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История». Продолжает развитие авторского курса предмета «Музыка».
Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5 - 7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—ХVШ вв., зарубежная и русская музыкальная культура Х1Хв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, асареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
42. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
№ п/п | № урока в четв. | Наименование разделов, тем | Содержание урока | Планируемые результаты (УДД) | СОТ технологии | Формы контроля | Дата | Корректировка | |
Предметные | Метапредмет ные | Личностные | |
«Музыка вид искусства» (19 ч) | |
I четверть | |
1. | 1 | Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. | Интонация как носитель образного смысла, многообразие интонационно-осмысленных музыкальных построений. М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»; П. Чайковский. Симфония №4; Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» | Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства. | Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). | Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. | Песня - презентация «Моя Россия» Модуль «Музыка как вид искусства Модуль «Вокальная музыка. Романс» | Урок изучения новых знаний.. | 5.09 | | |
2 | 2 | Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. | Интонация как источник элементов музыкальной речи (мелодии, ритма и др.) и характера музыки. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Русские народные песни: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле моё». НРК. Песни народов крайнего севера. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. | Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Модуль «Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства» | Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа. | 12.09 | | |
3 | 3 | Музыка вокальная, симфоническая и театральная. | Современное разнообразие вокальной, симфонической и театральной музыки. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов. Вокализ. С. Рахманинов. Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова | Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. | Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической). | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов» | Расширение и углубление знаний. | 19.09 | | |
4 | 4 | Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вока-льно-инструмента-льная и камерно-инструментальная. | Особенности вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. | Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. | Оценивать и соотносить характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов. | Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. | Модуль «Певческие голоса: сопрано альт, тенор, бас, дискант и другие» | Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа. | 26.09 | | |
5 | 5 | Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. | Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П.И. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. | Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля). | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. | Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. | Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов» | Урок закрепление знаний | 3.10 | | |
6 | 6 | Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. | Основные признаки исторических эпох, стилевых направлений, национальных школ в музыке русской и западноевропейской традиции. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Колыбельная» А. Лядов | Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. | Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. | Исполнять музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием. | Модуль «Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов» | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 10.10 | | |
7 | 7 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструменталь-ной). | Стиль как отражение мироощущения композитора. «Этюд №12» Ф. Шопен «Прелюдия№7» Ф. Шопен «Прелюдия №20» Ф. Шопен «Вальс №7» Ф. Шопен Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и совреме-нные интерпретации). Рапсодия на тему Паганини С.Рахманинов. Вариации на тему Паганини В. Лютославский. «Скрипка Паганини» В. Мигуля. | Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимо-дополнения средств выразительности | Воплощать различные по смыслу интонации в различных видах учебной деятельности. | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | | Расширение и углубление знаний. | 17.10 | | |
8 | 8 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструменталь-ной). | Общие и специфические черты индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Понимать специфику деятельности композитора, поэта, художника на основе взаимодополнения средств выразительности | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. | Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений. | Модуль «Оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (1882) и «Сказка о Царе Салтане» (1900)» | Урок обобщения тем 1 четверти. | 24.10 | | |
9 | 9 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструменталь-ной). | Исполнение музыки как искусство интерпретации. Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский. Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский. | | Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | Модуль «Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов» Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта» «Приключения Буратино | Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа. | 31.10 | | |
II четверть | |
10 | 1 | Интонационная выразительность исполнения вокальной и инструментальной музыки. | Интонационная выразительность исполнения вокальной и инструментальной музыки. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия» | понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности. | | Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации. | | Урок изучения новых знаний. | 14.11 | | |
11 | 2 | Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). | Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы и балета. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Модуль «Музыкально-театральные жанры. Балет» Модуль «Балет П.И. Чайковского «Спящая Красавица, "Щелкунчик" | Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа. | 21.11 | | |
12 | 3 | Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). | Музыка как «главное действующее лицо» (на примере сказки, басни, рассказа и т. д.), программная музыка «Шахерезада» Римский-Корсаков; «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Вступление к опере «Садко». | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством. | Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации). | Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений | Модуль «Музыкально-театральные жанры. Опера» Модуль «Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898 | Расширение и углубление знаний. | 28.11 | | |
13 | 4 | Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). | Многообразие связей музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством. | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | | Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа. | 5.12 | | |
14 | 5 | Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). | «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). Из Музыкальных иллюстра-ций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. | Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | | Урок закрепление знаний | 12.12 | | |
15 | 6 | Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). | Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое -уродливое). | Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. | Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства. | | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 19.12 | | |
16 | 7 | Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. | Композитор - поэт - художник: общность тем, взаимодополнение выразительных средств Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.А. Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В. А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.А. Моцарт. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. | Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | | Урок обобщения тем 1I четверти. | 26.12 | | |
III четверть | |
17 | 1 | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | Музыка и её влияние на человека, его чувства и мысли, характер и деятельность, отношение к жизни. Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский. Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. | Модуль «Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов» Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта» «Приключения Буратино | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 16.01 | | |
18 | 2 | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. | Музыка борьбы и надежды, утешения и опоры. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджественского | Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. | Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов. | Модуль «Музыкально-театральные жанры: оперетта, мюзикл» Видео фрагменты мюзикла «Кошки», «Снегурочка. Пьеса-сказка А.Н.Островского | Урок изучения и новых знаний | 23.01 | | |
19 | 3 | Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. | Общее представление о значении музыки в жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Песня об Александре Невском» хор «Вставайте, люди русские». | Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных, вокальных, театральных). | Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл. | Модуль «Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата» Видеофрагм. из х/ф «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 30.01 | | |
«Музыкальный образ и музыкальная драматургия». (5 ч) | |
20 | 4 | Всеобщность музыкального языка. | Музыкальный язык: его характерные особенности (мелодические тембровые, ритмические, приемы построения и др.) смысловое и эмоциональное содержание. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). Гаврилин «Снег идет». Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. | Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. | Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. | Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. | | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 6.02 | | |
21 | 5 | Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. | Музыкальный образ как воплощение творческого замысла композитора, отражение звучания жизни (размышлений, поступков, действий, чувств, переживаний). Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Б. Кабалевский «Помните», «Наши дети», «Реквием» стихи Р. Рождественского. | Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. | Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. | Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. | Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания». | Урок изучения и закрепления новых знаний | 13.02 | | |
22 | 6 | Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. | Круг музыкальных образов (лирические,драматические, героические, романтические и др.), их взаимосвязь и развитие. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Ледовое побоище», «Мертвое поле» «Въезд Александра во Псков». | Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности | Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения. | Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов. | Модуль Оратория, кантата» Видеофрагменты из х/ф «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 20.02 | | |
23 | 7 | Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. | Яркость и контрастность образов. М.К. Чюрлениса. Фуга; Прелюдия ми минор; М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». | Различать характерные признаки видов искусства. | Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музы- ки различного образного содержания). | Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов. | | Урок закрепление знаний | 27.02 | | |
24 | 8 | Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. | Профессиональная композиторская музыка и народное музыкальное творчество. «Детский уголок» К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н. Римский – Корсаков. | Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности | Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания). | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. | 6.03 | | |
«Музыка в современном мире: традиции и инновации». (11 ч) | |
25 | 9 | Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. | Значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа. «Детский уголок» К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н. Римский - Корсаков | Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. | Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения. | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. | | Урок изучения и закрепления новых знаний – беседа. | 13.03 | | |
26 | 10 | Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. | Истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиции и образцы действ, обрядов музыкального фольклора разных стран мира. Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы. | Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. | Принимать участие в создании музыкально-театральных композиций в классическом стиле. | | Урок обобщения тем III четверти. | 20.03 | | |
IV четверть | | | | | | | | Урок изучения и закрепления новых знаний –беседа. |
27 | 1 | Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). | Русская народная музыка: устность, коллективность, напевность, импровизационность, песенность. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. | Называть основные жанры русского народного музыкального творчества. | Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действий. | Самостоятельно исследовать многообразие видов русских народных инструментов и особенности их звучания. | | Урок изучения и закрепления новых знаний | 3.04 | | |
28 | 2 | Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). | Основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Осознавать характерные черты музыкального творчества народов России и других стран. | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. | Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки. | | Урок изучения и закрепления новых знаний | 10.04 | | |
29 | 3 | Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. | Музыкально-инструментальное творчество: характерные черты, тематика и др. М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В. Гартмана. | Называть основные жанры русского народного музыкального творчества. | Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действий. | Самостоятельно исследовать многообразие видов русских народных инструментов и особенности их звучания. | | Комбинированный урок. | 17.04 | | |
30 | 4 | Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. | Различные исполнительские типы художественного общения (игровое, соревновательное и др.).Русские народные наигрыши; Светит месяц – р.н.п. Камаринская – П. Чайковский. Пляска скоморохов Н. Римский-Корсаков. «Волшебный смычок» - норвежская народная песня. | Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы. | Эмоционально воспринимать народную музыку и участвовать в исполнении народных игр, обрядов, действия). | Импровизировать в народном духе в коллективном или ансамблевом пении, движении. | | Урок изучения и закрепления новых знаний. | 24.04 | | |
31 | 5 | Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. | Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева | Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. | Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. | Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков. | | Комбинированный урок | 1.05 | | |
32 | 6 | Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. | Обращение композиторов к народному музыкальному творчеству, специфика перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п. «Реченька» - бел. нар. песня, «Солнце, в дом войди» - грузинская «Вишня» - японская песня «Аисты» - узбекская песня Концерт №1 П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» Г.Свиридов. | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | Называть основные жанры русского народного музыкального творчества. | Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки. | | Урок закрепления знаний. | 8.05 | | |
33 | 7 | Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. | Музыкальный фольклор народов России и других стран. Хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку», Детский альбом» П. И. Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский | Овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала | Осознавать характерные черты музыкального творчества народов России и других стран. | Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки. | Модуль «Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов» | Урок обобщения и систематизации знаний. | 15.05 | | |
34 | 8 | Музыкальная культура своего региона. | Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора народов севера. | Рассказывать о музыкальной культуре своего региона (края, республики и т. д.). | Самостоятельно исследовать особенности этнической музыки. | Видео зарисовки «Песни севера» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | 22.05 | | |
35 | 9 | Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. | Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. | Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. | Импровизировать в народной и академической манере исполнения. | | | Урок – концерт | 29.05 | | |