МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Адаптированная программа Первый год обучения
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Адаптированная программа Первый год обучения
В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Адаптированная программа Первый год обучения »
Западно - Казахстанская область
Методический кабинет отдела образования
Бурлинского района
Музыкальная литература
Адаптированная программа
Первый год обучения
Составитель: преподаватель ГККП «Детская музыкальная школа Бурлинского районаЗКО» Колесникова М.В.
Аксай, 2014г
Содержание:
1.Пояснительная записка ……………………………………………….2 2. Ожидаемые результаты……………………………………………….3 3. Учебно – тематический план………………………………………....3 4. Содержание программы ……………………………………………...9 5. Заключение………………………………………………………….. 15 6. Приложение…………………………………………………………. 18 7. Список используемой литературы. ………………………………...21
Пояснительная записка
«Мировая музыкальная литература» - одна из обязательных учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в ДМШ и ДШИ.
Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.
Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.
-формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи:
-Целенаправленное и систематическоеразвитиемузыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
-Воспитаниеоснов аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;
-Формированиепрактических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования.
Требования к уровню освоения предмета
Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы учащиеся первого года обучения предмета «Мировая музыкальная литература» учащийся должен знать:
- средства музыкальной выразительности,
- музыкальные формы,
- музыкальные жанры.
Учащийся должен уметь:
- анализировать музыкальное произведение;
- владеть выразительной и грамотной речью;
- уметь различать формы, жанры, средства выразительности.
Учащийся должен владеть навыками:
- самостоятельно работать с учебной литературой,
- следить за музыкальным текстом по нотному материалу,
- выражать свои впечатления от прослушанной музыки.
Учебно - тематический план
№
Тема
№
Содержание
занятия
Музыкальный материал
1.
Музыка и мы
1.
Музыка в нашей жизни
К.В.Глюк Ария Орфея «Потерял я Эвридику» из третьего действия оперы «Орфей»
2.
Выразительные средства музыки
2.
Как говорит музыка? Мелодия – «душа» музыки
Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге»; М.И.Глинка Полька; Л. ван Бетховен «Сурок»; Ф.Шопен Ноктюрн №2, ми-бемоль мажор
3.
Основные элементы музыкального языка
Ф.Шуберт Вальс си минор; Ф.Шопен Прелюдия №20; русская народная песня «Ничто в полюшке не колышется»; Ф.Шуберт Музыкальный момент фа минор; И.С.Бах Инвенция ре минор
3.
Семейства музыкальных инструментов
4.
Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты
Н.Паганини Кампанелла; П.И.Чайковский Вариации на тему рококо; К.Дебюсси Прелюдия №8 «Девушка с волосами цвета льна» (в перело жении для арфы)
5.
Духовые инструменты
И.С.Бах Сицилиана из сонаты для флейты и клавесина; Б.Марчелло Концерт для гобоя с оркестром до минор;В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром; А.Н.Скрябин Этюд №12 ( для трубы)
Р.Щедрин Концерт для оркестра Р.Щедрин «Озорные частушки»
12.
Виды оркестров
С.А.Чернецкий Салют Москвы; В.А.Андреев Вальс «Фавн»; Т.Монк «Свидание после полуночи»
5.
Песня
13.
Певческие голоса
Русские народные песни «Ай, во поле липенька» «Ноченька» И.О.Дунаевский «Марш весёлых ребят»; А.В.Александров «Священная война»
6.
Музыкальные жанры
14
15.
Музыкальные жанры. Общая характеристика.
Марш
Н.А.Римский –Корсаков Колыбельная Волховы из оперы «Садко»; Марш Преображен ского полка; И.Штраус Вальс «На прекрасном голубом Дунае» С.Прокофьев Марш из сборника «Детская музыка»; Дж.Верди Марш из оперы «Аида»; Ф.Мендельсон «Песня без слов», №27, Свадебный марш из увертюры «Сон в летнюю ночь»
7.
Музыка и движение
16.
Танец в музыке
П.И.Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик»; М.П.Мусоргский Гопак ио оперы «Сорочинская ярмарка»; Дж.Россини «Неаполитанская тарантелла»
Л.Боккерини Менуэт; Б.Сметана Полька из оперы «Проданная невеста»; Г.Венявский Мазурка для скрипки с
оркестром; М.Огинский Полонез ля минор; К.М.Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
17.
Контрольный урок
8.
Музыка и слово
18
Народная песня в творчестве русских классиков
М.П.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина»; Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко с хором из оперы «Садко»; П.И.Чайковский Концерт для фо-но с оркестром №1, финал Ф.Шуберт «Форель», М.П.Мусоргский «В углу» из вокального цикла «Детская»
9.
Музыкальные формы
19
Музыкальные формы. Общая характеристика. Простые формы
Ф.Шопен Прелюдия №7; П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Смелый наездник»
20
Вариации. Форма рондо
И.С.Бах Пассакалья до минор;В.А.Моцарт Соната ля мажор, первая часть Й.Гайдн Соната ре мажор, третья часть
И.С.Бах Прелюдия и фуга ре мажор из первого тома «Хорошо темпери- рованного клавира»
23
Сонатно-симфонический цикл. Сонатная форма
Моцарт Соната №11 ля мажор
10
Программно-изобразительная музыка
24.
Программность в музыке
П.И.Чайковский «Баба-Яга» из «Детского альбома», «На тройке» из «Времена года»; А.К.Лядов «Кикимора»
25.
Изобразительная музыка
М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки), Ж.Ф.Рамо «Курица», А.К.Лядов «Волшебное озеро»
11.
Музыка в театре и кино
26
Музыка драматическому спектаклю
Э.Григ «Пер Гюнт», сюита №1
27
Контрольный урок
28
Музыка в кино
Е.Дога «Вальс» из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь» С.С.Прокофьев музыка к кинофильму «Александр Невский» Песни из мультфильмов
12.
Музыкально - театральные жанры
29
Опера. Из истории оперы
Фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»: две песни Баяна, ария Фарлафа, ария Руслана из второго действия
30.
Сказка в опере
Фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»: Персидский хор из третьего действия; ария Людмилы, марш Черномора, Восточные танцы из четвёртого действия; хор «Ах ты, свет Людмила» из пятого действия
31.
Балет. Из истории балета
С.С.Прокофьев Адажио из второго акта балета «Золушка»; А.К.Глазунов «Испанский танец» из балета «Раймонда»
32.
Сказка в балете
Фрагменты балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, Танец Феи Драже из второго акта
33.
Заключительное занятие
Вопросы к темам.
34.
Контрольный урок
Содержание предмета
Тема 1. Музыка и мы
Занятие 1. Музыка в нашей жизни.
Широкое распространение музыки в наше время. Где и для чего она звучит. Легенды о музыке и музыкантах. Исполнение и воспроизведение музыки. Где исполняется музыка, её разделение на камерную, концертную, театральную и церковную. Музыка «легкая» и «серьёзная». Как научиться понимать произведения великих композиторов?
Тема 2. Выразительные средства музыки
Занятие 2. Как говорит музыка? Мелодия – «душа» музыки.
Специфика выражения жизненного содержания средствами музыки. Музыка – искусство звуков. Основные выразительные средства музыкального искусства. Музыка как ведущее средство музыкальной выразительности. Вокальный и инструментальный тип мелодии. Кантилена и речитатив. Аккомпанемент.
Занятие 3. Основные элементы музыкального языка.
Метр и ритм, лад и гармония, динамика и темп, регистр и тембр, виды фактуры. Их значение в создании художественных образов.
Тема 3. Семейства музыкальных инструментов.
Занятие 4. Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты.
Музыкальные инструменты в древности. Теории возникновения музыкальных инструментов. Деление музыкальных инструментов на семейства в зависимости от материала, из которого они изготовляются, и способа извлечения звука. Группа струнных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства струнных. Скрипичное искусство А. Вивальди. Личность Н. Паганини. Роль исполнителя в донесении замысла композитора до слушателя.
Занятие 5. Духовые инструменты.
Деление духовых инструментов на две группы – деревянные и медные. Мифы об их происхождении. Группа деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот. Группа медных духовых инструментов: труба, валторна, тромбон, туба. Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства духовых.
Занятие 6. Ударные инструменты.
Деление ударных инструментов на две группы: имеющие определённую высоту звучания (литавры, ксилофон, колокола и др.) и не имеющие определённой высоты звучания (большой и малый барабан, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и др.). Тембровые особенности каждого инструмента. Выразительные возможности семейства ударных.
Занятие 7. Клавишные инструменты.
Устройство и специфика звучание клавесина и органа. Выдающийся органист и композитор И.С.Бах. Французские клавесинисты Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо. История возникновения фортепиано. Личность Б.Кристофори. Выразительные возможности фортепиано.
Занятие 8. Народные инструменты.
Известные русские народные инструменты. История создания и путь совершенствования гармоники, балалайки, домры. Возникновение баяна
Занятие 9. Контрольный урок. Обобщающее повторение по темам четверти.
Тема 4. Оркестр
Занятие 10. История развития оркестра.
Зарождение понятия – оркестр. Основные виды и состав оркестров, специфика их звучания и репертуар.
Занятие 11. Симфонический оркестр.
История развития оркестра. Расположение инструментов в симфоническом оркестре. Концертный и оперный оркестр. Дирижёр. Роль дирижёра в донесении до слушателя композиторского замысла.
Занятие 12. Виды оркестров.
Симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джазовый, эстрадный. Специфика их звучания и репертуаров.
Тема 5. Песня
Занятие 13. Песня. Певческие голоса.
Песня – древнейший жанр вокальной музыки. Мелодия как главное выразительное средство песни. Певческие голоса. Объединение в песне мелодии и слова в единый цельный образ. Куплетное строение песни. Песни с сопровождением и без сопровождения. Народная и профессиональная песня. Песня и романс – общее и частное. Обобщённый и индивидуальный характер мелодии. Отношение композитора к тексту. Соотношение текста и музыки. Поэтический и музыкальный образ. Значение аккомпанемента.
Тема 6. Музыкальные жанры
Занятие 14. Музыкальные жанры. Общая характеристика.
Понятие жанра как вида, рода искусства с определёнными, исторически сложившимися чертами. Основные группы музыкальных жанров: вокальные, инструментальные, театральные. «Три кита» в музыке: песня, танец и марш.
Занятие 15. Марш.
Марш – жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Характерные черты маршевой музыки: чёткий, часто пунктирный ритм, чёткий размер, умеренный, единообразный темп. Виды маршей: военный, церемониальный, траурный, спортивный, походный и другие. Связь музыки с движением. Песенные марши. Марш как самостоятельная пьеса и как часть крупного сочинения.
Тема 7. Музыка и движение
Занятие 16. Танец в музыке.
Танец как вид искусства и жанр музыки. Прикладная и концертная танцевальная музыка. Народное происхождение танцев, их национальная основа. Народные бытовые танцы. Характерные черты некоторых народных бытовых танцев (трепак, гопак, лезгинка, тарантелла). Выражение в них через движения и жесты чувств людей, наиболее ярких черт национального характера.
Народные корни бальных танцев. Отражение в бальных танцах вкусов и нравов своего времени. Характерные черты некоторых бальных танцев (менуэт, полька, мазурка, полонез, вальс). Танец как самостоятельная пьеса и как часть крупного сочинения.
Занятие 17. Контрольный урок. Обобщающее повторение по темам четверти.
Тема 8. Музыка и слово
Занятие 18. Народная песня в творчестве русских классиков.
Народная песня – музыкально-поэтическое искусство, обладающее неувядаемой художественной красотой. Богатство содержания народных песен. Отражение в песне различных сторон жизни народа: его истории, быта, внутреннего мира человека. Разнообразие песенных жанров фольклора. Тщательно изучение и собирание композиторами народных песен. Произведения на народные темы. Использование народных мелодий в оперной, симфонической и камерной музыке. Создание композиторами музыкальных тем, близких народным мелодиям.
Тема 9. Музыкальные формы
Занятие 19. Музыкальные формы. Общая характеристика. Простые формы.
Необходимость организации музыкальной речи. Музыкальная форма как порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Музыкальный синтаксис: цезура, мотив, построение, фраза, предложение. Характеристика простых форм: период, двухчастная форма, трёхчастная форма.
Занятие 20. Вариации. Форма рондо.
Ведущие принципы музыкального развития: повтор и обновление. Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений. Использование в качестве темы вариации как темы, сочинённой самим композитором, так и заимствованной из народной музыки или из произведения другого автора. Варьирование темы за счёт изменения в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. Виды вариации: старинные (basso ostinato), «глинкинские» (soprano ostinato), строгие (классические) и свободные (романтические). Характерные особенности каждого вида.
Историческое происхождение формы рондо. Рондо – форма, основная на чередование нового с неизменным. Составляющие рондо: рефрен и эпизод. Широкое использование формы рондо в инструментальной и вокальной музыки.
Занятие 21. Сюита.
История возникновения сюиты. Танцевальная природа сюиты. Классическая танцевальная сюита. Характеристика четырёх обязательных танцев классической сюиты: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Принципы объединения танцев в единый цикл: контрастное чередование и общая тональность.
Занятие 22. Фуга.
Фуга как одна из вершин полифонической музыки. Количество голосов в фуге. Тема фуги. Имитация – основной принцип строения фуги. Противосложения и интермедии. Расцвет фуги в творчестве И.С.Баха и Г.Ф.Генделя.
Сонатно-симфонический цикл как сложное многочастная инструментальная форма, своего рода музыкальная драма, театр без слов, где представление разыгрывается только средствами музыки. Закрепление за каждой частью определённого характера, темпа и тональности. Формирование классического сонатно-симфонического цикла в творчестве композиторов венской школы – Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.ван Бетховена. Й.Гайдн – создатель классической сонаты и симфонии. Строение сонатной формы. Три основных раздела: экспозиция, разработка и реприза. Характеристика тем экспозиции. Контрастное дополнение или противопоставление образов главной и побочной партий. Напряжённое развитие тем экспозиции в разработке, достижение в ней кульминации развития. Звучание тем в репризе. Возможность наличия вступления и коды.
Тема 10. Программно-изобразительная музыка
Занятие 24. Программность в музыке.
Программная музыка – область инструментальных сочинений, имеющих программу, то есть какой-то конкретный сюжет или образ. Виды программы: подробная (представляет собой подробное описание содержания музыки) и обобщённая (может быть выражена в качестве названия, подзаголовка, эпиграфа). Источники содержания программных сочинений: картины природы, образы народного творчества, произведения литературы, живописи, реальные события жизни.
Занятие 25. Изобразительная музыка.
Изобразительная музыка. Использование композиторами приёмов звукоподражания. Передача в музыке звуков природы (голоса птиц, шелест леса, плеск волн, раскаты грома и т.д.), звуков и шумов, возникающих в процессе деятельности людей (перезвон колоколов, движение поезда и т.д.). Возможность благодаря приёмам звукоподражания, создавать яркие картины природы, зарисовки событий, явлений, меткие портретные характеристики.
Тема 11. Музыка в театре и кино
Занятие 26. Музыка к драматическому спектаклю.
Музыка в драматическом театре, её функции. Создание великими композиторами замечательных образов музыки к драматическим спектаклям. Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена – наиболее известное произведение композитора. Яркое и самобытное отражение в ней образов драмы, природы Норвегии, народной фантастики. Богатство и национальное своеобразие выразительных средств, используемых композитором. Концертная версия музыки. Две симфонические сюиты «Пер Гюнт» как пример программной музыки. Характерные черты отдельных эпизодов сюиты №1.
Занятие 27. Контрольный урок. Обобщающее повторение по темам четверти.
Занятие28. Музыка в кино. Роль музыки в кино. Первые киноиллюстраторы. Звуковое кино. Содружество композиторов и режиссеров.
Тема 12. Музыкально театральные жанры.
Занятие 29. Опера. Из истории оперы.
Синтетичность оперного жанра. Краткая история возникновения оперы. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Основные элементы оперы: ария и её разновидности, ансамбли, хоры, балетные сцены и оркестровые номера. Различные типы опер. Обращение к опере великих композиторов прошлого. Опера в наши дни. М.И.Глинка и А.С.Пушкин. Сюжет и композиция оперы «Руслан и Людмила».
Занятие 30. Сказка в опере.
Сказочно-эпические черты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Яркое воплощение в музыке образов поэмы А.С.Пушкина. Светлый, жизнеутверждающий характер произведения. Характерные черты отдельных эпизодов музыки.
Занятие 31. Балет. Из истории балета.
Основные черты балета как музыкально-сценического жанра; объединение в нём музыки, танца и сценического действия. Исторические корни балета. Краткая история становления балета. Танцевальная основа музыки; чередование отдельных законченных танцевальных пьес. Основные элементы балета: классический и характерный танец, пантонима.
Занятие 32. Сказка в балете.
П.И.Чайковский – создатель русского классического балета. Сказочное содержание балета «Щелкунчик», отражение в его музыке мира детских грёз и сновидений. Неповторимое своеобразие каждого музыкального номера балета.
Занятие 33.Заключительное занятие.
Вопросы к пройденным темам.
Занятие 34. Контрольный урок.Обобщающее повторение по темам.
Заключение.Методическое пояснение к программе
Примерные условия реализации данной программы:
-Наличие учебных групп (согласно учебным планам);
-Наличие учебных пособий для учащихся;
-Наличие методической литературы для преподавателей;
-Наличие фоно - и – аудиотеки, компьютера, экрана.
-Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, сольфеджио;
-Активный поиск инновационных форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.
Основными формами работы должны стать:
-прослушивание музыки,
-характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств,
-объяснение и усвоение новых понятий и терминов,
-рассказ о создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах,
-самостоятельная работа над текстом учебника,
-запоминание и узнавание музыкальных произведений.
Методы работы:
-метод развивающего обучения;
-словесный;
-наглядный (иллюстрации, пособия, хрестоматии);
-проблемно-поисковый;
-метод игровой мотивации;
-научный метод (использование технических, информационных, компьютерных технологий; тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);
-концентрический метод изучения теоретических сведений.
Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:
-Открытые уроки с присутствием родителей учащихся;
-Зачёт по накопленным навыкам;
-Контрольный урок-эстафета;
-Урок-состязание;
-Конкурсы, викторины, познавательные игры.
Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Контроль и учёт успеваемости
Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектом повседневного контроля на уроках музыкальной литературы должны быть: уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, динамика музыкального развития, успехи учащегося.
Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы может быть в виде:
устного индивидуального или фронтального опроса, письменного опроса,тестирования.
Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.
Оценочные баллы целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе.
Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных с учётом тенденции роста учащихся. При их выведении необходимо учитывать все выступления учащихся:
-поурочная работа
-контрольные уроки
-участие в концертах, конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Заключение:
Преподавание «музыкальной литературы» в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.
В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умение разбирать музыкальные произведения. Особенностью программы является использование педагогами возможностей интернет – технологий в учебном процессе.
Данная рабочая программа ориентирована на творческий подход преподавателя к своей работе и может рассматриваться в качестве примерной. Немалые возможности выбора методов и средств обучения позволяют преподавателю планировать и строить учебный процесс достаточно свободно, ориентируясь не только на приведённые рекомендации, но и на собственный опыт и условия обучения. По мере реализации данной программы в ней возможны дополнения и изменения.
Приложение:
Список музыкальных произведений для слушания музыки
Занятие № 1 1.К.В.Глюк Ария Орфея «Потерял я Эвридику» из третьего действия оперы «Орфей»
Занятие № 2 1.Ф.Шопен Ноктюрн №2, ми-бемоль мажор 2.Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге»; 3. М.И.Глинка Полька; 4.Л. Бетховен «Сурок»;
Занятие №3 1. Ф.Шуберт Музыкальный момент фа минор 2. Ф.Шуберт Вальс си минор; 3.Русская народная песня «Ничто в полюшке не колышется» 4.Ф.Шопен Прелюдия №20 5. И.С.Бах Инвенция ре минор
Занятие № 4 1.К.Дебюсси Прелюдия №8 «Девушка с волосами цвета льна» (в перело жении для арфы) 2.П.И.Чайковский Вариации на тему рококо; 3.Н.Паганини Кампанелла
Занятие № 5 1.А.Н.Скрябин Этюд №12 ( для трубы) 2.И.С.Бах Сицилиана из сонаты для флейты и клавесина; 3.Б.Марчелло Концерт для гобоя с оркестром до минор; 4.В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром;
Занятие №13 1.И.О.Дунаевский «Марш весёлых ребят» 2. Русская народная песня «Ноченька»; 3..А.В.Александров «Священная война» 4. Русская народная песня «Ай, во поле липенька»
Занятие № 14 1. Н.А.Римский-Корсаков Колыбельная Волховы из оперы «Садко»
Занятие № 15 1. Дж.Верди Марш из оперы «Аида» 2. Ф.Мендельсон «Песня без слов» №27 3. Ф.Мендельсон Свадебный марш из увертюры «Сон в летнюю ночь» 4. И.Штраус Вальс «На прекрасном голубом Дунае» 5. С.Прокофьев Марш из сборника «Детская музыка» 6. Марш Преображенского полка
Занятие № 16 1. Г.Венявский Мазурка для скрипки с оркестром 2. Б.Сметана Полька из оперы «Проданная невеста» 3. Дж.Россини «Неаполитанская тарантелла» 4. К.М.Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок» 5. Л.Боккерини Менуэт 6. М.П.Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» 7. М.Огинский Полонез ля минор 8. П.И.Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик»
Занятие №18 1. П.И.Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром №1, финал 2. М.П.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина» 3. Ф.Шуберт «Форель» 4. Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко с хором из оперы «Садко» 5. М.П.Мусоргский «В углу» из вокального цикла «Детская»
Занятие № 19 1.Ф.Шопен Прелюдия №7 2. П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» 3.Р.Шуман «Смелый наездник»
Занятие № 20 1.Й.Гайдн Соната ре мажор 2. И.С.Бах Пассакалья до минор 3.В.А.Моцарт Соната ля мажор, первая часть
Занятие № 22 1. И.С.Бах Прелюдия и фуга ре мажор из первого тома «Хорошо темперированого клавира»
Занятие № 23 1. В.А. Моцарт «Соната» №11 ля мажор
Занятие №24 1. А.К.Лядов Кикимора 2. П.И.Чайковский «Баба-Яга» из «Детского альбома» 3. П.И.Чайковский «На тройке» из «Времена года»
Занятие № 25 1. М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки) 2. А.К.Лядов «Волшебное озеро» 3. Ж.Ф.Рамо «Курица»,
Занятие № 26 1. Э.Григ «Пер Гюнт», сюита №1
Занятие № 28 1. Песни из мультфильмов 2. С.С.Прокофьев музыка к кинофильму «Александр Невский» 3. Е.Дога «Вальс» из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»
Занятие № 29 1. М.И.Глинка фрагменты оперы «Руслан и Людмила»: две песни Баяна, ария Фарлафа, ария Руслана из второго действия.
Занятие №30 1. М.И.Глинки «Руслан и Людмила» фрагменты оперы: Восточные танцы из четвёртого действия; Персидский хор из третьего действия; хор «Ах ты, свет Людмила» из пятого действия; марш Черномора; каватина Людмилы.
Занятие № 31 1. А.К.Глазунов «Испанский танец» из балета «Раймонда» 2. С.С.Прокофьев Адажио из второго акта балета «Золушка»
1.« Календарно - тематических планах по музыкальной литературе» для ДМШ (сост. Н.В. Меньшикова ДМШ БР ЗКО) 2013.
2.Учебное пособие - Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры: первый год обучения/ М.Шорникова, 2010.
3.«Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств». – МК РФ, М., 2004.
4.Примерной программе по «Музыкальной литературе» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств. – МК РФ, М., 2002.
Программе для ДМШ и ДШИ по предмету «Музыкальная литература» (сост. А. И. Лагутин, Э. С. Смирнова)». – М., 1982.
5.«Пояснительной записке к программе по предмету «Музыкальная литература» (сокращённый пятилетний срок обучения)», утверждённой МС МОУ ДОД «ДШИ» г. Нарьян-Мара, 2007.