№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Художественно-педагогические идеи (решаемые проблемы, задачи) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика видов деятельности учащихся |
Понятия | Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты |
-
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
1 | | Классика и современность | Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями являются прикосновением к духовному опыту произведения. | Классика, классическая музыка, современный и современность, жанр, стиль | Усвоить, осознать разницу между музыкой, к которой надо идти шаг за шагом (серьёзная), в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня, и которая сама идёт к нам (лёгкая). | П.: познать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы. Р.: самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных направлений (классическая, современная), стилей, жанров, композиторских школ. К.: уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать) мнение собеседника. И.: уметь сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач. | Расширить представления о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства классического и современного, усвоить его социальные функции; должны понять, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке | Определять роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно
воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п. Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. |
2 | | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | Углубить знания учащихся об оперном спектакле, помочь понять его драматургию на основе взаимозависимости и взаимодействия происходящих в нём явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. | Драматургия, драматический, конфликт, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, опера, либретто, действия (акты), картины, сцены, ария, песня, каватина, дуэт трио, речитатив, хор, оркестр, оркестровая яма | Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах. | П.: входить в мир музыкальных образов (Иван Сусанин, Ваня, Антонида) их анализ, сопоставление, поиск ответов на проблемные вопросы; проявить интерес к воплощению приемов деятельности композиторов. Р.: устойчивое проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений и слушанию музыкальных фрагментов на уроке, К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, систематизации, классификации информации о музыке, певцах в процессе восприятия и исполнения музыки. И.: уметь адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для оформления тетради путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда из учебной презентации и учебника во время урока и при выполнении д/з. | Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе.Понимать в чём заключается основной конфликт музыкального спектакля. Накапливать опыт зрителя-слушателя, чтобы уметь раскрывать борьбу сил действия и противодействия. |
3 | | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). | Отечественная героико-трагическая опера, колоратурное сопрано, меццо-сопрано, бас, ария-молитва | Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах. | П.: выявить специфику музыкальной культуры своей страны; понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России (польский и русский национальный колорит); идентифицировать /сопоставлять/ термины и понятия музыкального языка оперы, пополнять музыкальный словарь. Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. К.: принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: использовать информационно-коммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при подготовке д/з. | Соотносить себя с происходящими событиями в опере «Иван Сусанин», осознавать и проникать в душевное состояние героев вместе с исполнителями. |
4 | | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | Обобщить представления учащихся о жанре эпической оперы на примере фрагментов из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»; помочь им усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми | Могучая кучка», «Слово о полку Игореве», половцы, хан Кончак | Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних. | П.: применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, называть: композиторов «Могучей кучки», источники литературы Древней Руси. Р.: уметь работать с различными источниками информации о музыке, литературе, живописи, их сравнивать, сопоставлять, выбирать наиболее значимые /пригодные/ для усвоения учебной темы, творческой работы и будущего исследовательского проекта. К.: искать, сбирать, систематизировать, классифицировать информацию о опере, исполнителях в процессе восприятия и исполнения и слушания музыкальных фрагментов, сцен оперы «Князь Игорь». И.: проявлять умение самостоятельно создавать и демонстровать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки. | Усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). |
5 | | В музыкальном театре. Балет | Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета. | Плач Ярославны, причеты | Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних. |
6 | | В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. | Балет, танец, пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, танец классический, танец харáктерный, балетмейстер | Осознать личностный смысл этих музыкальных примеров, стилей, направлений. Способность адаптировано воспроизводить знакомый музыкальный материал. | П.: выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Р.: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. Критично, но с почтением и адекватностью оценивать события отечественной истории. К.: использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования..: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. | Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня. |
7 | | Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. | Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. | | | Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях получения нового совершенно необычного музыкального материала. |
8 | | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». | Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. | Вера, доблесть, честь, память, величие, слава отечества | Развить ассоциативно-образное мышление уч-ся, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. | П.: поиск ответа на вопросы: «Музыку какого характера исполняет гусляр, изображённый на картине В. Васнецова?», « Какие выразительные особенности, детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?» Р.: найти среди нотных примеров(стр.37, У.) и спеть тему виватного канта XVIII в., подчеркнув при исполнении его призывные интонации. Закрепить в сознании семиклассников темы героического прошлого Руси. К.: почувствовать звукозависимость мужской и женской групп смешанного хора в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева (героическая и лирическая темы), при вокализации тем слушать себя и товарищей. И.: самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. | Расширить интонационный тезаурус1 в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Ощутить |
9 | | В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. | | | П.: актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина. Р.: анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс». К.: проследить развитие взаимоотношений разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма. И.: начальная подготовка работы над будущим проектом. | Понимать содержание и взаимосвязь народных, композиторских мотивов, выявлять ассоциативные связи музыки со словом и литературой. |
10 | | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. | Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | П. Мериме, Ж. Бизе | Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие.
Принять современную интерпретацию музыки оперы «Кармен» в балете «Кармен-сюита». Понять проблему соотношения серьёзного и лёгкого, их взаимодополнение, обогащение – каждый из них становится многограннее и правдивее.
| П.: освоение содержания учебника (стр. 48-53), собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе. Р.: самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь. К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач. | Осознать красоту бессмертной французской классической музыки востребованной всеми мировыми музыкальными театрами |
11 | | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. | Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления. | Хабанера, сегидилья, музыкальные основы («цветик-семицветик») | |
12 | | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. | | П.: поиск ответа на вопросы: «Каковы законы каждого жанра (оперы и балета)?», «Учитываются ли они в рассмотренных произведениях?», «Так ли Кармен бесстрашна в финале балета?», «На что указывают аккордовое, безмелодичное звучание в марше Тореадора?» Р.: собирать коллекции классической музыки; распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии (через декорации, костюмы, грим), средства музыкальной выразительности. К.: противопоставление - контраст бездушных тем масок и проникновенные образы главных героев; объяснить контакт (единство) и разобщённость настроения и восприятие происходящих событий музыкально-сценического представления. И.: осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. | Увидеть творческий подход и бережное отношение к музыке Ж. Бизе. Обострив противоречия между внешними обстоятельствами и внутренними чувствами героев, приближенные к нашему времени. |
13 | | Сюжеты и образы духовной музыки. | Создать настроение урока, используя стихотворение И. Бунина или высказывание Р. Роллана. Актуализировать музыкальный опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки; познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова). | Орган, костёл, хор, месса, вокально-драматический жанр, витраж, фреска, икона, «Всенощное бдение», зодчество, «Озвученный облик Родины», былинные сказы, знаменный распев, партесное пение (григорианский хорал) | Прочувствовать общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. | П.: в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, распознать какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной. Р.: жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений. К.: самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки. И.: умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда, при подготовке музыкальных перемен к «Рождественским чтениям». | Вокализировать знакомые мотивы духовных сочинений «Реквием» В.-А. Моцарта, «Духовный концерт» М. С. Березовского, песни иеромонаха Романа и Б. Ш. Окуджавы. Через личное отношение к духовным сочинениям, осознать сопричастность к сохранению и востребованности культурного наследия. Через музыку соприкоснуться с множеством противоречий, самых различных оттенков людских переживаний и страстей. |
14 | | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. | |
15 | | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | Ознакомить учащихся с фрагментами рок-оперы Э.-Л. Уэббера; рассмотреть вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; изучить драматургию развития и музыкальный язык основных образов рок-еры. | Рок-опера, мюзикл, регтайм, фокстрот, чарльстон, рок музыка и его разновидности, «Осанна!» | Для понимания нового музыкального материала Рок-оперы Иисус Христос – супер-звезда» прочитать дома из Евангелия заповеди Христа. Восстановить полученные сведения о жанре «джаз». Понять эмоционально-образную сферу героев, повторы лейтмотивов, полистилистику оркестровой канвы Рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда». | П.: послушать и определить, к какому жанру – классической или современной опере – принадлежит эта музыка? Ответить на вопросы в учебнике стр. 71. Р.: использовать логическую цепочку «от классического музыкально-сценического спектакля - к рок-опере»; исполнение и оценка разных песенных жанров, оценка воздействия разных песенных жанров на собственное отношение к ним. К.: участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов. И.: интеграция с учётом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, внеурочной и досуговой деятельностей. | Посмотреть музыкальные спектакли или их фрагменты: «Кошки» Э.-Л. Уэббера, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова. Осознать личностный смысл музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. Сформулировать основную идею Рок-оперы «Иисус Христос супер-звезда». |
16 | | «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. | Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка». | Одно произведение – разные жанры «Гоголь-сюита», «Ревизская сказка», «Скульптура, живопись и музыка», полистилис-тика | Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии. | П.: выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?» Р.: размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь. К.: обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. И.: увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ. | Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны. |
17 | | Музыканты – извечные маги. | Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Защита исследовательских проектов. | |
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч) |
18 | | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, ка повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация | Музыкальная драматургия, развитие, повтор (реприза), варьирование, вариации, разработка, секвенция | Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки. | П.: вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик». Р.: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. К.: умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. | Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) |
19 | | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | Духовная музыка, светская музыка, знаменный распев, григорианский хорал, полифония, фуга |
20 | | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. | Дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма). | Камерная музыка, соната, трио, квартет | Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони; раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»; выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции | П.: актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации. Р.: на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондоóбразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации. К.: владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки. И.: совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (CD, DVD, flash-память, айпад, айфон). | Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные (У. стр. 95). |
21 | | Транскрипция. | Транскрипция, интерпретация, этюд, концертный этюд, фортепиано-оркестр, пианист, «звуковые скульптуры» |
22 | | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | Обобщение представлений учащихся об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; | Полистилис-тика, циклические формы музыки. Концерт, Concerto grosso – большой концерт | Закрепление представления о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке. | П.: поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?» Р.: озаглавить тему урока, использовать собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки. К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки. И.: умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации. | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. |
23 | | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Сюита, рондо, серенада, стиль | |
24 | | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | Помочь учащимся осознать различие музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты; научиться выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме – самом действенном драматизированном виде музыкальной драматургии. | Соната, жанр, сонатная форма, сонатное allegro, вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода | Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий. | П.: формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей. Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, И.: владеть навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов. | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
25 | | Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. | Патетика, патетическая, судьба автора, судьба произведения, ариозо, адажио, эпоха галантных манер, кадансы | | Эстетические потребности, ценности и чувства. |
26 | | Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | Продолжить знакомство учащихся с шедеврами зарубежной музыкальной классики; закрепить понимание формы сонатного allegro на примере сочинений венских классиков | Симфония, симфонический оркестр, дирижёр, тремоло, литавры. Баркарола, баллада, «Форель», «Лесной царь», лирико-драматическая симфони | Осознавать значение и понимать структуру сонатного allegro, на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романа в звуках | П.: проникнуться эпохой Венских классиков, сопережить вместе с композитором время создания сочинений; идентифицировать /сопоставление/ термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке и во внеурочной деятельности. К.: творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. И.: проявить умения в самостоятельном создании и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов. | Расширить собственное представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства (живопись, кинематограф). Представить, в каких сценах (живопись, кинематограф) музыкальные произведения урока могли бы их озвучить. |
27 | | Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. | Распознать традиции и новаторство в симфонии. Классицизм и современность его прочтения языком музыки. | Незнакомый знакомый композитор | Вокализация мотивов сочинений С.С. Прокофьева, используя собственные накопленные знания о его музыке | П.: интонационно-образный анализ.Учиться активно, рассуждать о выразительных средствах музыки. Р.: высказывать суждения о классическом сочинении композитора-новатора. К.: закреплять навыки хорового пения при цитировании. И.: определиться в выборе проекта. | Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
28 | | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | Совместно сопережить с композитором его судьбу-испытание, чувство сопричастности к Родине и взволнованно-страстное состояние души. | Думы героя симфонии В. Калинникова, палитра музыкальных образов («…звёзды из тёмного колодца»), динамическая палитра Симфонии № 5 П. Чайковского | Проявить творческое самовыражение, основанное на музыкальных знаниях при обсуждении музыкального материала и зрительного ряда презентации и учебника. | П.: поиск ответа на вопрос: «С какими сочинениями русских и зарубежных классиков по проникновенности созвучна Симфония №1 Вас. Калинникова. Р.: уметь проявлять собранность и саморегуляцию при слушании и обсуждении сочинения. К.: аргументировать свои ответы и принимать участие в обсуждение ответов одноклассников. И.: оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. | Опираясь на эпиграф сопережить судьбы великих классиков зарубежного и русского музыкального искусства |
29 | | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | Помочь учащимся ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны; понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении. | БлокАда, «Ленинградская», «жернова ритма», хлеб блокады, воздействие лада на образ, «крик тишины» | Взглянуть на проявления зла и насилия, происходящие в мире, с точки зрения глубокого художественно-философского обобщения выраженного через музыкально-интонационную насыщенность и лаконичную орнаментальность ритма. | П.: поиск ответа на вопрос: «Какой образ возникает в нашем сознании, когда мы слушаем экспозицию и разработку симфонии?». Сопоставить, обосновывая, ритмическую символику Равеля в «Болеро» с «Ленинградской симфонией» Шостаковича. Р.: сравнить приёмы развития «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича с оперой и симфонией А. Бородина и балетом Б. Тищенко. Задуматься о значение слова БлокАда. Испытывала ли Русская земля что-нибудь подобное .К.: поделиться своими накопленными знаниями о событиях ВОв 1941-1945 гг. И.: подготовить презентацию или сообщение о своих близких, переживших II мировую войну. | Проникнуться сопереживанием с происходящими историческими событиями и судьбой создания «Ленинградской симфонии». |
30 | | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. | Познакомить учащихся с этим произведением; закрепить их представление о стиле «импрессионизм»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К. Дебюсси. | Импрессионизм, симфоническая картина, звуковая живопись, музыка праздника и ликования, «Парижские огни», «Бульвар капуцинок, Булонский лес | Сравнить её музыкальный язык с другими знакомыми сочинениями на тему праздника. Определять характер произведения, опираясь на «цветик-семицветик». | П.: Поиск ответа на вопрос: «Что такое импрессионизм?», «Назовите известных вам композиторов – импрессионистов», «Какой должна быть музыка, для озвучивания настроения, переданного в стихах?» Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над слушанием и угадыванием музыкальных сочинений на уроке. К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: сопровождать показом видеоряда работ импрессионистов; уметь сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач. | Анализировать приёмы драматургического развития в симфонической картине «Празднества» |
31 | | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | Вспомнить с учащимися знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; | «Инструментальный концерт», концерт - состязание, сонатно-симфонический цикл, скрипка, новаторство | Определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерт для скрипки и фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра. Особенности развития образов. | П: Определить разницу между жанрами симфонии и концерта. Узнать, что в этом концерте традиционного, для данного жанра? Р.: активизировать музыкальный накопительный словарь, характеризуя фрагменты сочинений. К.: проследить за диалогом музыкальных сочинений – услышать «о чём их беседа?», «Что композитор внёс нового в эту циклическую форму?» И.: использовать накопленные знания и определения характеристик музыкальных произведений в презентации или проектах. | Осознать, что для музыки нет границ. Концерты эпохи Барокко и эпохи Романтизма с концертностью сочинений Чайковского и Рахманинова, и полистилистикой сочинений Шнитке, Щедрина. |
32 | | Музыка народов мира. | Систематизировать жизненно музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. | Народное, духовное, светское в музыке, музыкальные границы, стиль, жанр, дудук | Накопление слухового опыты на примерах музыкального мирового искусства | П.: актуализация музыкальных впечатлений на основе беседы о значимости изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни. Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании. К.: организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах. И.: развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач. | Расширить представление о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формировать социально значимых качества личности. |
33 | | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Помочь семиклассникам убедиться в том, «лёгкой», популярной музыки композиторы обращаются к вечным темам, трактуемых современным музыкальным языком, новой звучностью голосов исполнителей и музыкальных инструментов. | | Провести урок в форме концерта-викторины, построенного на вокализации знакомого музыкального материала и угадывании примеров с фонохрестоматии. | П.: актуализировать и использовать накопленные знания теоретические, слуховые и вокальные. Р.: самопознание, саморегуляция и самовыражение в процессе ответов на уроке и подготовке домашних заданий. К.: эстетические переживания в процессе исполнения или слушания понравившейся музыки. И.: работа над проектом. | Составить музыкальный хит-парад из знакомых, любимых мелодий мюзиклов. |
34 | | Исследовательский проект. | | | Проявить умение самостоятельно создать и демонстрировать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; уметь адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; уметь передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; совершенствовать умения и навыки работы с носителями информации (CD, DVD, flash-память, айпад, айфон); развивать навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач. | П.: узнать больше о музыке и музыкантах. Р.: выбор темы и подбор музыкального, литературного, художественного, мультипликационного, видео материала. К.: организовать общение на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах. И.: оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности. | Защита проекта в классе, диспут-встречах, круглых столах, перед учащимися младших классов. |
35 | | «Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. | «Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв | Музыкотерапия. | Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им. |