Воспитание толерантности у детей. Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам.
Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.
Проблема толерантности
Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей. Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления.
Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности.
Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:
· уважает мнение других
· доброжелательна направлена на взаимодействие
· способна понять и принять
· любознательна и чутка
· снисходительна.
Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.
Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:
· национальные
· религиозные
· этнические
· социальные
· половые
· связанные с внешним видом
· связанные с состоянием здоровья
· связанные с интересами, увлечениями и привычками.
Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение. Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.
«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»
Основные задачи воспитания толерантности у детей:
· распространение идей и идеалов толерантности
· развитие независимого критического мышления,
· обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
· формирование уважительного отношения к людям
· работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.
При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности. Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.
Толерантность в школе.
Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.
Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:
1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.
В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:
Гуманизации: каждая личность - уникальна.
Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.
Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников.
Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.
«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».
Методы и приёмы
Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:
· активное использование игровых технологий развитие родного языка
· изучение иностранных языков
· обучение истории
· расширение знаний о народностях учеников, их традициях
· использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
· привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
· организация совместной деятельности учеников
· внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
· взаимодействие педагога с семьями учащихся
· воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.