kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вечер классической музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая работа представляет собой письменное изложение лекции-концерта с учениками фортепианного класса.

Просмотр содержимого документа
«Вечер классической музыки»

МАУ ДО «Детская музыкальная школа»





Вечер классической музыки

на тему

«Большая музыка – маленькому музыканту»






Выполнил: преподаватель

фортепианного отдела

Т. С.Захарова








С.Дивеево



Цель проведения мероприятия:

- пробудить у детей желание играть и слушать хорошую музыку;

- знакомство с творчеством композиторов-классиков и их биографией.

Задачи мероприятия:

- рассказать детям о жизни и творчестве русских, советских и зарубежных композиторов;

- прослушать их сочинения в записи и в исполнении учащихся и преподавателей.

Оборудование мероприятия:

- портреты композиторов;

- компакт-диски, аудио-кассета с записями музыкальных произведений;

- стенд с названием вечера «Большая музыка - маленькому музыканту»;

- программа выступлений учащихся;

- афиша.





























«Музыка – это единственный язык,

на котором душа говорит с душой».

Л.Выгодский.

Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство окружает человека с древнейших времен и по сей день.

Музыка (греч. musa – муза) – вид искусства, который с помощью звуков раскрывает внутренний мир человека, его настроение и состояние его души, через звуковые образы способно отражать окружающую жизнь людей.

Главная особенность музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании. Кто искренне любит музыку, хочет научиться понимать ее сложный, но вместе с тем увлекательный, интересный мир музыки, получает возвышенное удовольствие.

Дивная музыка-

Тайны гармонии

Чуть пробуждаются,

Тихо качаются

В тенях безмолвной души.

От сердца до неба

Протянуты звонкие струны.

Мне дорог весь мир.

В.Я.Брюсов.


Формирование музыкальных способностей происходит именно в раннем возрасте. Чем раньше – тем лучше. Не каждый педагог может безошибочно определить кто из детей в будущем продолжит профессиональное образование, кто станет знаменитостью с мировым именем, а кто – любителем музыки. Одно из самых возвышенных удовольствий для каждого любителя музыки – это домашнее музицирование.

Сегодняшний метод обучения музицированию не всегда соответствует музыкальному вкусу ребенка, так как полностью зависит от обязательных программ, строго установленных сроков экзаменов, технических зачетов, концертов… И на то, чтобы поиграть с ребенком его любимые пьесы просто не остается времени.

А как хочется хоть чуть-чуть приблизиться к миру «Большой музыки», поиграть самостоятельно темы и мотивы из симфоний, арий, балетов.

Играя и слушая хорошую музыку, дети стараются быть лучше, чище, добрее. Ведь классическая музыка облагораживает чувства человека, утончает душу, делает ее возвышеннее, приближает нас к пониманию духовной музыки. Знание классической музыки помогает и на уроках музыкальной литературы.

Наш сегодняшний тематический вечер называется «Большая музыка – маленькому музыканту». Он посвящен знакомству с известной классической музыкой известных композиторов-классиков и их творческой биографии, с дополнением фактов – действительных случаев в их жизни и характерными историческими анекдотами, связанными с их биографией.

Будем надеяться, что эта встреча с популярными классическими произведениями поможет нашим детям увлечься миром великих имен и стоящих за ними прославленных сочинений. И пробудит желание в дальнейшем сыграть их в оригинале, услышать в исполнении других музыкантов. А чтобы познакомиться поближе с жизнью композиторов и их музыкальными сочинениями мы совершим с вами музыкальное путешествие.


Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха (cd)

Саша: ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685—1750) — великий немецкий композитор, органист, клавесинист, также скрипач и хормейстер. Родился в Айзенахе. Происходил из семьи музыкантов-профессионалов. Оставшись в девять лет сиротой, воспитывался у старшего брата. Окончил Люнебургский лицей, после чего год был скрипачом в Веймаре. В 1704—1707 году — церковный органист, потом в течение десяти лет служил придворным органистом и композитором в Веймаре. В 1717—1723 году — "директор камерной музы­ки" в Кетене. С 1723 года работал в Лейпциге.

Композиторская деятельность Баха колоссальна. Он был глубоко религиозен и сочинял в изобилии церковную музыку — не только по долгу службы, но и по внутреннему побуждению. Его перу принадлежат оратории, духовные и светские сонаты, мессы, произведения для органа, клавесина, скрипки. Стиль сочинений исключительно полифонический. В конце XV111 века музыка И. С. Баха была в забвении как устаревшая. В начале XIX века (с 1829 г.) началось её возрождение.

И.С.Бах. Сицилиана. Исполняет Балымова Аня.

Сейчас послушайте рассказ из жизни композитора. Называется он «Юный преступник».

Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа Иоганну Кристофу Баху

У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник "модной" музыки стар­ший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развра­тился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.

Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом под­цепить и вытащить из-за решётки нотный сборник... Он тайком переписы­вал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.

Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписы­вал ноты, но, увы... Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию...

Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:

  • Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу ещё лучше! Брат рассмеялся в ответ и сказал:

  • Иди спать, болтун.

Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и своё детское обещание выполнил...

И.С.Бах. Бурре. Исполняет Ширин Максим; И.С.Бах. Аллеманда до минор из «Французских сюит» №2. Исполняет Захарова Татьяна Сергеевна.


Звучит Адажио Кантабиле Й.Гайдна (cd)

Оля: ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732—1809) — великий австрийский композитор и дирижёр, один из основоположников венской классической школы, вошёл в историю музыки как один из создателей классической симфонии и квар­тета. Родился в деревне Рорау (Нижняя Австрия). В шесть лет Гайдна отдали в школу, где он учился пению и игре на всех струнных и духовых инструментах. С восьми лет пел в хоре собора св. Стефана в Вене. В сем­надцать лет после ломки голоса юный Гайдн был вынужден сам зараба­тывать себе на жизнь уроками и игрой в разных мелких оркестрах. Своё музыкальное образование пополнял самостоятельно. Занятия музыкой все­гда доставляли ему необычайное удовольствие. В течение тридцати лет, с 1761 года, Гайдн служил у богатых покровителей искусства князей Эстергази, где главной его обязанностью было сочинение музыки, разучивание её с оркестром и исполнение на многочисленных концертах для гостей.

Гайдн создал громадное количество произведений: 119 симфоний, 83 квартета, 44 сонаты и другие.


"Сюрприз" для лондонских меломанов (из жизни композитора).

Англичане и сейчас склонны ходить на концерты не столько ради удо­вольствия послушать музыку, сколько отдавая дань традиции... Однажды, дирижируя в английской столице, Гайдн обратил внимание на то, что, явив­шись на концерт, лондонские меломаны имеют обыкновение, вместо того чтобы слушать музыку, засыпать, удобно расположившись в своих крес­лах...

Испытывая вполне понятное раздражение и обиду, композитор принял свои меры к тому, чтобы сладко посапывающим слушателям жизнь мёдом не казалась... С этой целью он не поленился сочинить новую симфонию — специально для лондонцев!

Эта симфония была построена таким образом: начиналась она плавно и тихо, Гайдн как бы нарочно убаюкивал слушателей, но стоило публике на­чать клевать носом, как раздавался могучий, подобный раскату грома удар большого барабана, от которого все, естественно, мгновенно просыпались, только что не подпрыгнув с перепугу в кресле!..

Некоторое время после этого проснувшиеся любители музыки внима­тельно слушали оркестр, а потом опять начинали потихоньку и с удоволь­ствием засыпать, но не тут-то было: большой барабан был наготове!

Эта "противосонная" симфония Гайдна носит название "С ударом ли­тавр, или Сюрприз"...

Звучит Анданте из симфонии «Сюрприз» в исполнении Маркиной Василисы.


Звучит «Лунная соната» Бетховена (cd)

Саша: ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770 -1827) — один из величайших классиков мирового музыкального искусства. Родился в Бон­не. Первым учителем музыки был его отец, вспыльчивый, грубый нрав которого и пристрастие к вину делали уроки очень тяжёлыми и едва не заглушили в ребёнке любовь к музыке. В 1787 году Людвиг со­вершил поездку в Вену для занятий с Моцартом. Моцарт сказал, прослу­шав игру Бетховена: "Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе заговорить".

Позже, в 1792 году молодой музыкант был послан в Вену заниматься под руководством Гайдна. Но учился больше у других композиторов (в том числе и у Сальери). Гайдн не обладал преподавательским даром, но способ­ствовал развитию музыкального вкуса воспитанника.

Бетховен много занимался самообразованием, изучал языки, классиче­скую литературу, год учился в Боннском университете на факультете фи­лософии. На рубеже XVIII и XIX веков был поражён тяжёлым недугом — глухотой. Прижизненной славы достиг в 1812—1814 году. Создал оперу "Фиделио", балеты, мессы, 9 симфоний, музыку к драматическим спек­таклям, камерные ансамбли, произведения для фортепиано, песни и др. Вершиной его творчества считается Девятая симфония. Очень популяр­ны Пятая симфония, сонаты "Лунная" (№ 14), "Аппассионата" (№ 23), "Патетическая" (№ 8).

1) Безнадёжный ученик (из жизни Бетховена)

Некоторое время Бетховен учился композиции у Альбрехтбергера, автора отличного учебника. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды воскликнул:

— Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!

Звучит Рондо Каприччио (запись на кассете).

  1. Опередивший время (эпизод из жизни)

Скрипач Феликс Радикати, ознакомившись в рукописи с квартетами Бетховена, сказал с усмешкой композитору:

- Маэстро, я надеюсь, вы не считаете всерьез эти свои произведения музыкой?

Бетховен, снисходительно улыбаясь, дал следующий ответ:

- О, напротив! Просто они написаны не для вас, а для позднейших времен…

Л.Бетховен. «К Элизе» (звучит фрагмент произведения) в исполнении Хвастуновой Влады.




Звучит «Танец» Россини. Из цикла «Музыкальные вечера» (cd)

Оля: ДЖОАККИНО РОССИНИ.

Россини Джоаккино Антонио (1792—1868) — итальян­ский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, виолончелист, музыкальный деятель. Родился в Пезаро в семье музыкантов (отец играл в духовом оркестре, мать была оперной певицей). В юности пел в хоре, аккомпанировал на клавесине, играл на скрипке. В 1806 году был отдан учиться в Болонский музы­кальный лицей. На первом же году занятий, в четырнадцать лет, сочинил оперу "Деметрио и Полибио" и был избран членом Болонской филармони­ческой академии.

С 1810 года его новые оперы с успехом ставятся во всей Италии. Миро­вую славу Россини принесла опера "Севильский цирюльник", которую он создал в двадцать четыре года за 20 дней.

Композитор выезжал в разные города мира, с 1824 года обосновался в Париже. Руководил театром Итальянской оперы, затем получил долж­ность "первого композитора короля". Опера "Вильгельм Телль" считается вершиной его творчества.

Характерный исторический анекдот, связанный с биографией композитора называется «Орудие пытки»:

  1. Как-то в застольной беседе один хороший знакомый рассказал Россини о том, что некий коллекционер собрал коллекцию орудий пыток всех времен и народов.

- А было ли в этой коллекции фортепиано? – поинтересовался Россини.

- Конечно, нет, - с удивлением отозвался собеседник.

- Значит, в детстве его не учили музыке… - вздохнул знаменитый композитор.

2) Несмотря на то, что Россини писал очень быстро, бывали случаи, ког­да он не успевал закончить музыкальную партитуру в срок. И так было с увертюрой к опере "Отелло": премьера на носу, а увертюры всё ещё нет! Директор театра "Сан-Карло", недолго думая, заманил Россини в пустую комнату с решёткой на окне и запер композитора, поставив ему всего лишь тарелку со спагетти и пообещав, что пока не будет пос­ледней ноты увертюры, Россини из своей "тюрьмы" не выйдет и еды не получит. Сидя взаперти, Россини очень быстро закончил увертюру. Так было и с увертюрой к опере "Сорока-воровка", которую композитор сочинил в тех же условиях, запертым в комнате, причём сочинял её в день премьеры! Под окном "тюрьмы" стояли рабочие сцены и лови­ли готовые листы с нотами, затем бежали к нотным переписчикам. Разъярённый директор театра приказал людям, охранявшим Россини: если листы нотной партитуры не будут выбрасываться из окна, тогда из окна вышвырните самого композитора!

Звучит Увертюра из оперы «Вильгельм Телль» в исполнении Федотова Даниила.


Звучит «Свадебный марш» Мендельсона (cd)

Саша: ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН (1809-1847) — выдающийся немецкий композитор, представитель романтического направления в музыке. Он родился в Гам­бурге в семье берлинского банкира. Дед композитора Мои­сей Мендельсон был известным философом-просветителем.

Рано обнаружив музыкальные способности, Феликс осваивал скрипку и фортепиано, изучал теорию музыки. Ещё в детстве начал сочинять. В доме отца часто устраивались музыкальные собрания с участием неболь­шого оркестра. Исполнялись на них и произведения юного Феликса: в одиннадцать лет он был уже автором одной скрипичной сонаты и двух фортепианных, маленькой кантаты и маленькой оперетты. В четырнадцать лет он написал концерт для двух фортепиано с оркестром, а в пятнадцать лет симфонию. Современники считали его "Моцартом XIX столетия". Свою знаменитую увертюру к комедии "Сон в летнюю ночь" Мендельсон напи­сал летом 1826 года за несколько недель. Это произведение, включающее в себя всем известный "Свадебный марш", принесло композитору мировую славу. Мендельсон много путешествовал с концертами по Европе, везде выступая как исполнитель и дирижёр своих сочинений.

В 1829-м под управлением молодого композитора состоялось первое исполнение "Страстей по Матфею" после смерти их автора — так Мендель­сон возродил для слушателей музыку Баха.

В двадцать шесть лет Феликс Мендельсон получил должность капельмей­стера симфонических концертов музыкального общества «Гевандхауз» в Лей­пциге. Он стал самым молодым композитором, который занимал такой ответственный пост. А в 1843-м Мендельсон основал в Лейпциге консерва­торию, куда пригласил преподавать Шумана.

Феликс Мендельсон-Бартольди оставил после себя громадное количество сочинений. Наиболее выдающимися считаются оратории "Павел", "Илия", баллада "Вальпургиева ночь", скрипичный и фортепианные концерты, пес­ни без слов для фортепиано, музыка к комедии "Сон в летнюю ночь".

Из биографии композитора рассказ «Когда тебя узнают повсюду».

Популярен Мендельсон был в Германии прямо сказочно: сборники его произведений можно было увидеть в доме каждого немца. И сам король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV наградил композитора орденом.

Вскоре после награждения Феликс отправился с друзьями на прогулку. Дорога вела через мост, переход по которому был платным. Один из при­ятелей композитора подошёл к сторожу, чтоб расплатиться. К его удивле­нию, сторож спросил, не является ли господин с чёрными волосами ком­позитором Мендельсоном. Получив утвердительный ответ, он попросил разрешения внести плату из своих денег, так как очень любит песни Мен­дельсона и часто исполняет их в кругу семьи и с товарищами.

Когда приятель догнал Мендельсона и рассказал, что задержало его на мосту, Феликс серьёзно ответил: "Это для меня поважнее королев­ских наград".

«Песня без слов» соль мажор. Op. 62 №1.Звучит в исполнении Т.С.Захаровой.

Анекдот про Мендельсона-провокатора

  • Каких выдающихся провокаторов ты знаешь?

  • Только одного.

  • Ну, говори...

  • Композитор Мендельсон.

  • Боже, почему?

  • Для миллионов дураков он написал нежный и завлекающий "Свадеб­ный марш", а сам... всю жизнь спокойно прожил холостяком*.(к счастью это всего лишь анекдот. Данный анекдот не соответствует действительности: в 1837 году Феликс Мендельсон женился на Сесиль Жанрено. В семье композитора было пятеро детей.


«Милая Аида», из оперы «Аида» Д.Верди (cd)

Оля: ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ (1813-1901) — великий итальянский оперный компо­зитор и дирижёр. Родился 10 октября 1813 года близ города Буссето, в северной Италии. Первоначально занимался музы­кой с органистом местной церкви. В 1833 году Верди отпра­вился в Милан для обучения в консерватории, но тамошний директор не признал у Джузеппе выдающихся способностей и отказался при­нять его. Верди обучался частным образом у директора театра «Ла Скала» Лавиньи, под руководством которого пробовал писать марши, увертюры, кан­таты. .. Ни одно из его сочинений не было опубликовано.

Вернувшись на родину, Джузеппе стал директором филармонического общества, выступал в его концертах в качестве дирижёра, композитора и пи­аниста. В 1838 году Верди переселился в Милан и теперь уже удачно дебю­тировал на сцене «Ла Скалы» как автор оперы «Оберто, граф Сан-Бонифа­чо». В дальнейшем композитор создал много опер и для этого театра, и для других известных в мире сцен. В частности, он написал по заказу россий­ской Дирекции императорских театров оперу «Сила судьбы» и в 1862 году бЫл приглашён в Петербург для ее постановки в Мариинском театре. Громче всех прославили его имя «Набукко», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Последние годы жизни Верди провёл на своей вилле «Сант-Агата» близ Буссето. Достигнув славы, почестей и богатства, он построил приют для пре­старелых итальянских музыкантов и певцов.

1) Я говорю: «Моцарт!»

Как-то раз Верди, уже убелённый сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором. Композитору было восем­надцать лет. Он был совершенно убеждён в собственной гениальности и всё время говорил только о себе и своей музыке.

Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал:

— Мой дорогой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было сорок лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт».


Звучит вальс «Сказки Венского леса» И.Штрауса (cd)

Саша: ИОГАНН ШТРАУС - МЛАДШИЙ (1825-1899) — австрийский композитор, прозванный «королём вальсов», дирижёр, скрипач, классик австрийской оперетты. Родился в Вене, сын композитора Иоганна Штра-уса. Против воли отца с детских лет обучался игре на скрипке. В шесть лет сочинил свой первый вальс. В девятнадцать лет, соперничая с отцом, создал свой оркестр и успешно дебютировал как композитор и скрипач-дирижёр. Совершил ряд гастрольных поездок по Европе, принёсших ему славу. В течение многих лет приезжал в Россию для руководства летними концертными сезонами в Павловске (1856-1872) выступал в Петербурге и Москве. С 1863 по 1870 год был дирижёром придворных балов в Вене. Самые известные произведения: оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон», вальсы «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса» и многие другие.


А ты не подумал... (эпизод из жизни композитора)

Когда Штраус женился на хорошенькой молодой актрисе, она клялась ему в любви и бескорыстии, утверждала, что если он умрёт раньше неё, то она тотчас же последует за ним в могилу.

Через некоторое время, роясь в письменном столе своего мужа, госпожа Штраус нашла конверт с надписью: «Моё завещание». Она его вскрыла и с удивлением узнала, что Штраус завещает своё состояние на учреждение музыкальных школ.

Обиженная женщина обратилась к супругу-композитору с упрёком:

— Разве так можно? Разве я тебе не жена? Ты совсем забыл про меня в твоём завещании.

Штраус удивился:

  • К чему тебе моё состояние? Разве это не ты клялась мне, что | застрелишься у моего гроба?

  • А ты не подумал, что я буду делать без денег, если, не дай Бог, промахнусь — заливаясь слезами, ответила красавица.




Н.Гумилев

Маэстро

В красном фраке с галунами,

Надушенный, встал маэстро,

Он рассыпал перед нами

Звуки легкие оркестра.

Звуки мчались и кричали,

Как виденья, как гиганты,

И метались в гулкой зале,

И роняли бриллианты.

К золотым сбегали рыбкам,

Что плескались там, в бассейне,

И по девичьим улыбкам

Плыли тише и лилейней.

Созидали башни храмам

Голубеющего рая

И ласкали плечи дамам,

Улыбаясь и играя.

А потом с веселой дрожью,

Закружившись вкруг оркестра,

Тихо падали к подножью.

Надушенного маэстро.

Звучит «Голубой Дунай» в исполнении Хвастуновой Влады.


Звучит «Концерт» ля минор I часть Э.Грига

Оля: ЭДВАРД ГРИГ (1843—1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, критик, основоположник норвежской национальной композиторской школы. Родился в Бергене. В раннем детстве музыке обучался у матери — пиани­стки. Закончил консерваторию в Лейпциге. Концертировал как пианист и дирижёр в Италии, Германии. В Риме подружился с Листом. Проникнув­шись духом норвежских народных мелодий, он положил их в основу почти всех своих произведений. Творчество Грига высоко ценили композиторы русской школы. Наиболее известны его фортепианный концерт, сюита к драме Ибсена "Пер Гюнт", фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, струнный квартет и множество фортепианных пьес.

1) Взаимные похвалы

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 го­ду, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими со­чинениями фортепианный Концерт ля минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:

  • Вы мне его сыграете?

  • Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.

  • Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем. — С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причём лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.

Когда Лист окончил играть, изумлённый Эдвард Григ выдохнул:

  • Великолепно! Непостижимо...

  • Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолеп­ный, — добродушно улыбнулся Лист.

Исполняет Соколов Илья «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

2)Чудеса бывают! (эпизод из жизни композитора)

Григ и его друг дирижер Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдосваннет – живописный уголок природы. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки клочок бумаги, записал ее и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер украдкой выудил ее из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу принялся ее напевать. Григ моментально обернулся и спросил:

- Что это?

Бейер совершенно невозмутимо ответил:

- Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! – в великом изумлении сказал Григ. – Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

Э.Григ.Норвежский танец №2 исполняют Сивкова Юлия и Николаева Ольга.


Звучит «Вальс» из оперы «Иван Сусанин» (cd)

Саша: МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804-1857)— величайший русский композитор, родился в селе Новоспасском Смолен­ской губернии. В раннем детстве он проявил свои музыкаль­ные способности в виде пристрастия к колокольному звону. Большое влияние на музыкальное развитие Глинки имел до­машний оркестр его дяди, который приводил мальчика в восхищение. После одного из концертов мальчик был долго погружен в "неизъяснимое, томительно-сладкое состояние". И на замечание учителя на уроке о том, что он думает только о музыке, он ответил: "Что ж делать? Музыка — душа моя". Михаил учился играть на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему ис­полнилось тринадцать лет, отец привёз сына в Петербург и поместил в пан­сион при Главном педагогическом институте, где Глинка и получил общее образование. Там же он продолжил музыкальные занятия. В восемнадцать лет написал первые свои сочинения.

Во время поездки в Италию, где он познакомился со многими знаме­нитыми композиторами (в том числе с Доницетти, Беллини), у Михаи­ла родилась мысль о создании народной русской оперы. Вернувшись в Петербург, он сблизился с Жуковским, Пушкиным, Гоголем и другими литераторами. Они восторженно приняли его идею. Жуковский подсказал сюжет об Иване Сусанине. За два года Глинка написал оперу "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), которая имела громкий успех у публики. Арис­тократическая критика назвала музыку оперы "кучерской" за ярко выра­женный народный характер, но помешать популярности нового шедевра не смогла.

Через шесть лет была закончена вторая опера Глинки "Руслан и Люд­мила". Тогда зрители приняли её холодно, будучи ещё не готовы оценить своеобразие национального гения. А между тем имя Глинки было уже широко известно за границей, им восхищались Ференц Лист и Гектор Берлиоз...

Михаил Глинка считается основоположником русской музыкальной клас­сики. После появления его опер можно было смело сказать, что русская музыка вступила в состязание с музыкой Запада.

Очень популярны симфонические произведения Глинки — "Вальс-фан­тазия", "Арагонская хота", "Камаринская". Многие из романсов Глинки (всего их более 80) стали образцами вокальной лирики ("Я помню чудное мгновенье", "Сомнение", "Жаворонок" и другие).

Звучит «Жаворонок» в исполнении Федотова Данила.


1) Обидчик (эпизод из жизни композитора).

Жена Глинки была совершенно равнодушна к музыке. Как-то раз Глин­ка пришёл домой после концерта, в котором исполнялась Седьмая симфо­ния Бетховена, потрясённый до слёз. Жена испуганно спросила:

  • Что с тобой, Michel?

  • Бетховен... — едва смог выговорить Глинка и заплакал.

  • Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?

А.С.Пушкин.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В моей душе угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

М.Глинка. «Я помню чудное мгновенье».Звучит романс в исполнении Ермолаевой Ольги, аккомпанирует Т.С.Захарова.


2) Пожалейте гения, господа!.. (эпизод из жизни композитора).

Однажды в доме Глинки собрались друзья и на трёх роялях, которые сто­яли у композитора в зале, все вместе принялись играть произведения Бет-ховена. Надо сказать, что все они, хотя и любили музыку Бетховена, были дилетантами. Через пять минут Глинка, заложив руки за спину, стал нервно расхаживать по комнате.

  • Михаил Иванович, что с вами? Почему вы так топаете? — обернув­шись, спросил наконец один из музицировавших гостей.

  • Так нельзя, господа! — воскликнул Глинка в отчаянии. — Вы уже полчаса истязаете и без того несчастного мученика Бетховена. Поимейте милосердие! Бетховен никогда не писал ваших антраша!


Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского (cd)

Оля: ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893) — русский композитор, подняв­ший на небывалую высоту отечественное симфоническое искусство, критик, дирижёр, педагог. Родился в городе Воткинске Вятской губернии. Учился в Петербурге в училище правоведения (1850-1859), где много времени посвящалось занятиям музыкой. После окончания училища служил чинов­ником Министерства юстиции. Завершил музыкальное образование в от­крывшейся в 1862 году Петербургской консерватории, ученик А. Рубин­штейна. С 1866 года — профессор Московской консерватории, автор первого русского учебника по гармонии, музыкальный критик газеты «Русские ве­домости». Первые шаги его на композиторском поприще были встречены недружелюбно как публикой, так и критикой. Но позже его музыка завое­вала колоссальную популярность в России и за рубежом. Особенно люби­мы публикой оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щел­кунчик»; с неизменным успехом исполняются шесть симфоний Чайковского, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Скрипичный концерт и роман­сы, которых композитор создал более ста. С 1887 года выступал как дири­жёр — главным образом, своих произведений. Концертировал за рубежом (Европа, США) и стал, в сущности, первым русским композитором, удос­тоенным мирового признания.

1)Свистун.

Как то раз известного художника Волкого спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздражительно ответил, что ради хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями…

- Наверно этот свистун плохо кончил?

- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал… При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником,- со вздохом закончил рассказчик. – А фамилия его была Чайковский.

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Исполняет Хвастунова Влада.


2) Вот в чем дело! Чем замечательна «Пиковая дама»? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты «Волжское слово»: «Опера замечательна тем, что два великих художника, Александр Сергеевич Пушкин и Петр Ильич Чайковский, пришли к одной и той же мысли пригвоздить к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам».


3) Лучшая похвала.

Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спро­сили:

  • Пётр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обра­щаете на них внимания?

Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, — ответил композитор. — И всё-таки никогда в жизни я не был так польщён и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами.




Звучит «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (cd)

Саша: А. П. БОРОДИН (1833-1887) — один из ярчайших русских композиторов XIX века, учёный-химик, доктор медицинских наук, общественный деятель. Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Мальчик получил до­машнее образование, экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости, потом поступил в Медико-хирургическую акаде­мию. С детства у Александра проявились две страсти — к музыке и к хи­мии. Он с восьми лет учился игре на фортепиано, флейте. Виолончель освоил сам, чтобы познакомиться с камерной музыкой. Также самостоя­тельно изучал композицию.

Окончив Медико-хирургическую академию, став впоследствии её про­фессором, Бородин не оставлял своих музыкальных занятий. С 1862 года Александр Порфирьевич — участник кружка "Могучая кучка". Совмещая преподавательскую и активную общественную деятельность, Бородин со­чинил три симфонии, два струнных квартета, ряд романсов. Наиболее зна­менита его опера "Князь Игорь", которую он писал на протяжении многих лет урывками из-за недостатка свободного времени. Композитор так и не успел её закончить, но после его смерти Николай Андреевич Римский-Корсаков, его близкий друг, вместе со своим учеником Александром Гла­зуновым завершили и инструментовали "Князя Игоря".


Пора и честь знать... (эпизод из жизни композитора)

Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его произведения, ужинали, беседовали... Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как время пролетело.

Неожиданно Бородин посмотрел на часы и, ахнув, заспешил: он поднял­ся из-за стола, вышел в прихожую, торопливо надел пальто и принялся дружески со всеми прощаться.

Друзья были в полном недоумении.

  • Куда это вы, Александр Порфирьевич?

  • Будьте здоровы, милые мои, а мне, пожалуй, уже и домой пора... Засиделся я с вами, а ведь у меня завтра лекция...

И долго ещё Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут.

О.Николаева исполняет «Интермеццо» А.Бородина.


Звучит «Концерт №2» часть I.

Оля: СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии и происходил из старого дворянского рода. Музыкальная одаренность Сергея обнаружилась уже в раннем детстве. С пяти лет с ним стала заниматься фортепиано мать, «чем доставляла большое удовольствие». В 1881 году Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию. Он и здесь не проявлял энтузиазма, более того — часто пропускал занятия. Нерадивому студенту, таланта которого так и не успели разглядеть педагоги, грозило отчисление. Мать обратилась за советом к двоюродному брату Се­рёжи, молодому и талантливому пианисту Александру Зилоти — любимо­му ученику Н. Рубинштейна и Ф. Листа. Тот предложил перевести мальчи­ка в Московскую консерваторию, учеником к своему наставнику профессору Николаю Сергеевичу Звереву. Зверев был выдающимся учите­лем и воспитателем, давал прочные основы безупречного пианистического и музыкального профессионализма.

Даже на фоне талантливой молодёжи, учившейся в Московской консер­ватории в те годы, Рахманинов выделялся фантастическими способностя­ми. Если Сергей слышал когда-либо произведение, а тем более если оно ему понравилось, он играл его так, как будто это произведение было им вы­учено. На старших курсах его преподавателями были Зилоти (фортепиано), Танеев и Аренский (теория и композиция).

Рахманинов закончил Московскую консерваторию в 1891 году как пианист, в 1892 году — как композитор с большой золотой медалью. Его экзаменаци­онной работой была одноактная опера «Алеко», которую впоследствии поста­вили в Большом театре. Успеху оперы всячески способствовал П. И. Чайков­ский, который и в будущем с нескрываемым восхищением следил за развитием композиторского дарования молодого музыканта.

В 1893 году Рахманинов впервые встал за дирижёрский пульт. В 1897-м он получил приглашение в Московскую частную оперу, где работал два сезо­на. Первые зарубежные гастроли Рахманинова в качестве пианиста и дири­жёра, исполнителя собственных произведений — в Лондоне в 1899 году — прошли блестяще. После этого начались его регулярные выступления за границей и в разных городах России. В 1904-1906-м Сергей Рахманинов был дирижёром Большого театра.

В конце 1917 года композитор уехал из России. Он интенсивно концер­тировал как пианист, достиг в США прочного артистического и материаль­ного благополучия, но всю оставшуюся жизнь глубоко переживал разлуку с Родиной.

Во время Великой Отечественной войны Сергей Васильевич давал кон­церты в фонд обороны СССР, стараясь принести «посильную помощь рус­скому народу в его борьбе с врагом».

Соединив в одном лице гениального композитора, великого пианиста и крупнейшего дирижёра, Рахманинов, как и Ф. Лист, явил уникальный слу­чай «тройственной» артистической деятельности. Других таких примеров история музыкального искусства не знает. Композитор оставил большое и разнообразное по жанрам наследие. Огромной популярностью пользуются 4 концерта для фортепиано с оркестром (особенно Второй), опера «Алеко», симфоническая поэма «Утёс», поэма «Колокола» для солистов, хора и ор­кестра, 3 симфонии, множество сочинений для фортепиано (прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты, пьесы), а также романсы, хоры, Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение и другие.



Зачем? (эпизод из жизни композитора)

Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удив­лённо спросил:

  • Почему маэстро так скромно одевается?

  • Меня всё равно здесь никто не знает, — ответил Рахманинов. Со временем композитор ничуть не изменил своим привычкам. И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:


  • Маэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему, но лучше одеваться вы не стали.

  • Зачем, ведь меня и так все знают, — пожал плечами Рахманинов.

Звучит «Полька» в исполнении Л.Матлиной и О.Николаевой.


Вальс.

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных -

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный -

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

Звучит «Вальс» Рахманинова в исполнении Ермолаевой Ольги.

Вот и закончилось наше с вами музыкальное путешествие в мир большой музыки, в мир неувядаемой красоты и гармонии. Сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что «музыка - это единственное средство, на котором душа говорит с душой».

Кто искренне любит музыку, хочет научиться понимать ее необычайно удивительный мир, получает поистине возвышенное удовольствие.

«Музыка – универсальный язык человечества» (Г.Лонгфелло).

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль» (Р.Вагнер).


Т.Л.Щепкина-Куперник

Музыка


С тех пор, как древле власть разгневанной святыни

Смирила дерзкий дух языческой гордыни,

И Вавилонские разрушила твердыни,

И карой страшною смешала языки,

Все люди, полные смятенья и тоски,

Друг другу чуждыми в мгновенье ока стали:

С тех пор мы понимать друг друга перестали.

Когда-то близкие – враждуют племена,

И речь соседних стран чужда нам и странна.

Но есть один язык, великий, сокровенный,

Остался он один – для всех, во всей вселенной:

Равно понятен всем, равно всем близок он,

Звучит он, с нежностью тоску души врачуя,

В нем первый вздох любви, в нем сладость поцелуя,

Полет высоких дум и смерти грозный сон.

Он в сердце каждого святое будит чувство,

И духу скорбному мешает он упасть.

Язык тот – музыки прекрасное искусство,

Святой гармонии возвышенная власть.

А сейчас давайте проверим, кто из вас что запомнил из сегодняшнего вечера:

1) Кому из композиторов принадлежит возрождение музыки Баха?

2) Кто автор «Свадебного марша»?

3) Кто из композиторов был поражен тяжелым недугом – глухотой?

4) Кто из композиторов был прозван «королем вальсов»?

На этом наш вечер окончен. Благодарим всех за внимание!

18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вечер классической музыки

Автор: Захарова Татьяна Сергеевна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Из  опыта работы музыкального руководителя Клименко Елены Геннадьевны по теме:"Классическая музыка в  жизни дошкольников." "
    ["seo_title"] => string(132) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-klimienko-ielieny-giennad-ievny-po-tiemie-klassichieskaia-muzyka-v-zhizni-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199082"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428510154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Из  опыта работы музыкального руководителя Клименко Елены Геннадьевны по теме:"Классическая  жизни дошкольников " "
    ["seo_title"] => string(123) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-klimienko-ielieny-giennad-ievny-po-tiemie-klassichieskaia-zhizni-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199077"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428509769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Советы родителям. Как знакомить детей с музыкой?» "
    ["seo_title"] => string(50) "soviety-roditieliam-kak-znakomit-dietiei-s-muzykoi"
    ["file_id"] => string(6) "162548"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422368939"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Музыка в современном мире" "
    ["seo_title"] => string(28) "muzyka-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "245295"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446111551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства