«ЩЕЛКУНЧИК»
Именем Чайковского открывается одна из блистательных страниц русской музыкальной культуры XIX века. Творчество этого композитора занимает значительное место в русской музыке. Оно отличается поразительным мелодическим богатством. Тонкий знаток человеческой души, он запечатлел в своей музыке целый мир переживаний современных ему русских людей. Написав немало сочинений грустного, элегического характера, Чайковский постоянно обращался и к образам светлым, воплощавшим поэзию грез, ощущение полноты счастья. При всей глубине и насыщенности разнообразными психологическими оттенками, лирика Чайковского отличается исключительной непосредственностью, эмоциональной «открытостью», способностью воздействовать на душу человека…
Те, кто побывал в театре на спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Евгений Онегин», «Иоланта» не забудут радость и волнение, вызванные искренней и необыкновенно красивой музыкой П.И. Чайковского. Она звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом произведении, будь – то сложная симфония или незатейливая детская пьеса.
Ну что, друзья, хотите послушать сказку о Щелкунчике и Мышином короле?
Откровенно говоря, я и сама хорошенько не знаю – сказка это или правдивая история. Говорят все то, о чем вы сейчас услышите – произошло в действительности, только очень – очень давно. Авторы этой замечательной сказки Петр Ильич Чайковский и …необыкновенная эта сказка потому, что она музыкальная. И рассказывать ее будет замечательная Музыка: озорная и грустная, нежная и торжественная.
А теперь садитесь поудобнее и внимательно слушайте…
- «Увертюра» (Полякова Я.)
Все это началось в чудесный новогодний вечер, когда во всех квартирах маленького немецкого городка шли праздничные приготовления к встрече гостей: в гостиной стояла большая пушистая елка, которую взрослые украшали игрушками, огоньками, для детей готовились подарки, а с кухни доносились аппетитные запахи готовящихся праздничных угощений. Именно поэтому Мари и Франца – детей советника Штальбаума – весь день не пускали в гостиную.
- «Встреча гостей» (Крайнова А.)
Наконец – то стемнело, часы пробили девять раз. Встрепенулась сова на настенных часах, захлопав крыльями – и праздник начался. Веселились от души все – и взрослые, и дети, а особенно тетка Мари и Франца – мамаша Жигонь.
- «Мамаша Жигонь» (Хорева Д.)
А вот и ещё один сюрприз приготовил Штальбаум детям: – откуда ни возьмись, зазвучала нежная восточная мелодия. Ее проникновенно пели скрипки, бубен сопровождал их песню волшебным позвякиванием, и вот заскользили в плавном танце восточные красавицы.
- «Арабский танец» (хореографы)
Все гости на некоторое время застыли от неожиданности, а хозяин дома тем временем приступил к раздаче подарков. Какой тут поднялся шум и гам! И вот уже все веселятся вокруг елки, прижимая к груди драгоценные подарки – механические заводные куклы, солдатиков, плюшевые игрушки…
Опасаясь, что такие дорогие подарки дети очень быстро сломают, отец Мари и Франца приказывает отнести их к себе в кабинет. Конечно же, ребята очень сильно расстроились, но Дроссельмеер – крестный отец Мари и Франца, достает из кармана и дарит им смешного человечка Щелкунчика для колки орехов. Он был некрасив
5.«Щелкунчик» (Мальцева А.)
Франц, отняв у Мари Щелкунчика, заставляет его грызть самые большие орехи, отчего у человечка…ломается челюсть.
Мари обвязывает Щелкунчику голову, убаюкивает и укладывает его на кровать.
Но вот отец вновь зовет всех гостей к елке, и все присутствующие – большие и маленькие танцуют старинный танец – «Гроссфатер».
6.«Гроссфатер» (Матюшина А.)
Ну что ж, время позднее и госпожа Штальбаум напоминает гостям, что детям пора ложиться спать. Мари хочет взять с собой Щелкунчика, но отец не разрешает ей этого сделать. Гости расходятся, детей уводят спать и зал на некоторое время остается пустым…. (фонограмма…)
Как только все стихло, Мари, беспокоясь о больном Щелкунчике решается навестить его и потихоньку входит в темный зал.
«Щелкунчик, милый, - говорит Мари, взяв на руки игрушку, – ты уж прости Франца, он сделал это случайно. Я буду заботиться о тебе и лечить…».
Не успела Мари договорить, как вдруг почувствовала, что кукла в её руках потеплела и зашевелилась. В страхе Мари поставила её на полку. И Щелкунчик заговорил!
- О, дорогая Мари! Если б Вы знали, как много сделали для меня! Я ведь не всегда был уродливым Щелкунчиком! Это всё чары колдуньи Мышильды – королевы Мышиного царства. Теперь только верная любовь сможет освободить меня от них. Но кто ж полюбит такого гадкого уродца? – с грустью добавил Щелкунчик.
Мари хотела крикнуть, что она готова помочь ему, но страх сковал её, и она молча опустилась на пол. Часы на стене глухо и хрипло пробили 12 раз.
7.фонограмма- «Битва мышей»
И тут же отовсюду послышался писк, визг, шипенье, заскреблись сотни коготков: мыши! Мыши! Все ярче светились их глаза, все несметнее становились их полчища! Множество мышей вылезало из всех щелей!
Грозной серой лавиной мышиная рать во главе с Мышиным королем двигалась прямо к шкафу с игрушками, а там уже все пришло в движенье: игрушки ожили, зайчики бьют тревогу, куколки бегают в испуге. Появляется отряд пряничных солдат, который под руководством Щелкунчика строится в блестящие ряды и отважно идет в наступление.
8.Марш» (Крайнова А. – Гасанова И.)
Но силы были явно не равны. Неприятельское мышиное войско начинает наступление и разбивает войско пряничных солдат. Вот уже мышиный король с победным писком подбирается к горлу раненого Щелкунчика. Ещё миг и ….
И тут Мари словно очнулась и, не отдавая себе отчета в том, что делает, она сняла с левой ноги деревянный башмачок и изо всей силы, запустила его в самую гущу мышей, прямо в голову Мышиного короля.
В тот же миг все сразу пропало: исчезли мыши, опустела комната. И только Щелкунчик неподвижно лежал на полу. Мари с плачем бросилась к нему:
- Милый Щелкунчик! Очнись, очнись! Ты не мог погибнуть! Я так люблю тебя!
9.Адажио- фонограмма
И тут произошло чудо… Щелкунчик открыл глаза. Но теперь он не был уродливым принцем. Перед Мари стоял прекрасный принц и протягивал ей руки. Волшебная сила коснулась и Мари: она выросла, она уже больше не ребенок.
Раздвинулись и исчезли стены гостиной. Мари и Принц отправляются в сказочное путешествие. Они оказались в волшебном Рождественском лесу. Все здесь сияло и искрилось, особенно замечательны были редкостные золотые и серебряные плоды, висевшие на разноцветных стеблях, и банты, и букеты цветов, украшавшие стволы и стебли деревьев. При каждом дуновении ветра в ветвях и листве подымался шелест, а золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка, которая увлекала сверкающие огоньки, и они плясали и прыгали…
10.«Вальс цветов» (Сапожникова Н. – Орлова П.)
Щелкунчик вел Мари все дальше и дальше. Вскоре ее овеяли сладостные ароматы, которые струились из чудесной рощицы. Щелкунчик ударил в ладоши, и тот час явились маленькие пастухи и пастушки, такие нежные и белые, что можно было подумать, что они из чистого сахара.
11.«Танец пастушков» (хореография)
Наконец Мари и Щелкунчик оказались у ручья, бегущего с нежным журчаньем и лепетом: от которого исходил чудный аромат.
- Это апельсиновый ручей, – сказал Щелкунчик, - и если не считать его прекрасного аромата, он не может сравниться по красоте с Лимонадной рекой, которая, подобно ему, вливается в озеро Миндального молока. Мари и Принц сели в лодку, которая оказалась золотой ореховой скорлупкой, и поплыли в сказочный сладкий город Конфитюренбург, который широко раскинулся на усеянной цветами роскошной поляне. Город блистал не только радужными красками стен и башен, но и причудливой формой строений, совсем не похожих на обычные дома. Вместо крыш их осеняли искусно сплетенные венки, а башни были увиты прелестными пестрыми гирляндами.
На большой удивительно красивой площади уже толпились жители сказочного королевства. Тут были нарядно разодетые кавалеры и дамы, офицеры и солдаты, и пастухи, и паяцы- словом всякий люд какой только встречается на белом свете. Они веселились, смеялись, шутили и пели.
12.Трепак (хореографы)
Когда Мари и Щелкунчик проходили через ворота, которые, казалось, были сооружены из миндального печенья и цукатов, серебряные солдатики взяли на караул, а человечек в парчовом шлафроке обнял Щелкунчика со словами:
- Добро пожаловать, любезный принц! Добро пожаловать в Конфитюренбург! Наконец-то ты вернулся!
- Вот моя спасительница – сказал Щелкунчик, показывая на Мари, - и если бы не она, то меня загрыз бы противный мышиный король! А её преданность и любовь вернули мне прежний облик!
Все благодарили Мари, они не знали, куда её усадить и чем повкуснее накормить: появились чудесные плоды и сласти, каких Мари и не видывала.
А потом во дворце начался веселый праздник: песни, шутки, танцы.
Звонкий голос трубы начал свою горделивую песню и на середину зала вышли прекрасные испанки. Защелкали кастаньеты, затопали каблуки…
13.«Испанский танец» (хореографы)
Восторг и удивление испытала Мари, когда очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившимся розово-алым сиянием. Вдруг тихо зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышли 12 крошек пажей с зажженными факелами из стеблей гвоздики в ручках. Головы у них были из жемчужин, туловища из рубинов и изумрудов, а передвигались они на золотых ножках искусной работы. За ними появилась она - хозяйка сахарного замка Фея Драже со своим принцем Коклюшем.
14.«Фея Драже» (Назарычева С. – Киряшина Е. – Орлова В.)
И тут весь зал заполнили ожившие цветы – розы, тюльпаны, левкои, нарциссы, гвоздики. Они окружили Мари и Принца и под звуки чарующего вальса начали свой живописный танец.
15.«Вальс» (хореографы)
Где-то что-то шелестело, журчало и пело; странные звуки растворялись вдали. Вздымающиеся волны несли Мари всё выше… выше и выше… выше и выше…
Но всё это – только волшебный сон. Прошла ночь, а с нею уходят и ночные грёзы. Настаёт новый день. Мари у себя дома, около ёлки, а на коленях – кукла Щелкунчик…
16.Финальный вальс (С. Г. Сороцкая – Л.Ф. Бычкова)
17.Фонограмма - участники концерта выходят на сцену
Вот, друзья, вы и познакомились с мудрой, поэтической сказкой и чудесной музыкой «Щелкунчика». Это размышление о любви и жизни с ее радостями и горестями, продолжает восхищать и радовать детей и взрослых и по сей день. Сегодня помогли рассказать вам эту историю учащиеся Детской школы искусств: Полякова Яна, Назарычева Софья, Киряшина Екатерина, Орлова Вероника, Мальцева Алена, Крайнова Анастасия, Хорева Дарья, Сапожникова Надежда, Орлова Полина, Гасанова Илкане, Матюшина Виктория; хореографический ансамбль «Карамельки», хореографический ансамбль «Колибри».
А также преподаватели: Бычкова Л. Ф., Полесова Ю. Н., Сороцкая С. Г., Куталадзе Г. Н., Логинова Л. А., Шигаева Ю. А., Логинова В. Н., Тимирзина М. Ю., Третьяченко С.В.