Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"- зимняя сказка с элементами эдоровьесберегающих технологий
Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"- зимняя сказка с элементами эдоровьесберегающих технологий
Чтобы познакомить детей в первом классе с балетом, необходимо увлечь их. А лучшее увлечение - это сказка- путешествие. На уроке детям предстоит защитить Щелкунчика и в этом нам помогает волшебная палочка, которая с боем курантом превращает первоклашек в игрушки, которые храбро защищают своего принца. С помощью ритмопластических упражнений войско храбро сражается с противником и победив его ,отправляется вместе с принцем в волшебную страну Карамелия. Как в калейдоскопе сменяются картинки, так и дети из храбрых оловянных солдатиков превращаются в невесомых снежинок и перелетают с ветки на ветку рождественской елки, оказываются в волшебной стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик"- зимняя сказка с элементами эдоровьесберегающих технологий »
Конспект урока музыки 1 класс по программе В.Усачева , Л.Школяр « Зимняя сказка» с элементами здоровьесберегающих технологий.
Тема урока: Балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик»- зимняя сказка.
Актуальность: упражнения входят в программный материал 1-11 классов, имеют большое значение в физическом воспитании школьников:
большое разнообразие ритмических упражнений, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для овладения и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся;
двигательные навыки и способности, личностные качества, формируемые, развиваемые, воспитываемые при выполнении ритмических упражнений, оказывают большую помощь в формировании навыков самостраховки, в овладении другими видами упражнений;
Оригинальность замысла урока состоит в применении гибких и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в широком использовании вариантов сочетания инвентаря и оборудования, технических средств.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: показать взаимосвязь выразительных средств в музыке, живописи и на уроках физкультуры.
Задачи урока: познакомить детей с музыкой П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» («Марш оловянных солдатиков», «Вальс снежных хлопьев»), соотнести содержание и средства выразительности музыкальных, литературных и живописных образов, передать в ритмопластических движениях различные музыкальные образы, разучить фрагмент песни А.Усачева «Зимняя сказка». Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.
Цели: воспитание любви к классческой музыке учащихся младших классов через знакомство с музыкой П.И.Чайковского, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для ритмических упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.
.содействовать развитию координационных способностей, силы и гибкости, применительно к разучиваемым упражнениям.
.содействовать формированию знаний об основах ритмопластических упражнений.
.развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
.воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Развивающие:
.расширение музыкального кругозора;
.приобретение учащимися новых музыкальных знаний и впечатлений;
.формирование музыкального слуха, ритма, вкуса;
.развивать в учащихся потребность творческого самовыражения;
.содействовать воспитанию культуры движений;
Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы отражают :
.овладение общеразвивающими музыкальными знаниями и умениями, подготовительной и оздоровительной направленности учащихся.
.воспитание культуры движений посредством музыки.
Формы и методы диагностики личностных, предметных результатов учащихся на уроке. Методы контроля позволяют реализовывать функции учителя по управлению учебной деятельностью учеников. В настоящее время методы диагностики обеспечивают комплексную оценку результатов и сопровождаются оцениванием эффективности обучения не только по результативности упражнений, по соответствию параметрам стандартной технике изучаемого упражнения, требующих от ученика познавательных действий, но и предполагают оценивание результатов регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий с учетом личностного развития.
В ходе урока использованы следующие методы контроля:
методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися, реакций организма учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствия поведения учащихся установленным правилам (содержание и дозировка упражнений обеспечивают не только образовательный эффект (формирование двигательных умений и навыков), но и развитие физических и нравственных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сферы занимающихся на основе активизации соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса);
методы устного контроля в форме контрольной беседы, рассказа ученика (ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий на основе анализа предыдущих наблюдений за действиями товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки учащимися результативности выполненных в уроке видов деятельности).
Методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий.
Использование современных образовательных технологий на уроке:
здоровьесберегающие технологии :внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке.
технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала.
технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи.
компьютерные технологии:использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания.
Закрепление новых знаний и навыков на музыкальном материале.
Анализ освоенного материала. Выводы.
7. Домашнее задание
Ход урока:
Вводно- подготовительная часть- 12-13 мин.
Организационный вход в зал в колонне по- одному с последующим построением в одну шеренгу.
Сообщение задач занятия с разъяснением техники безопасности на занятиях.
Учитель музыки - Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок- его мы проводим в спортивном зале потому, что это будет фактически два урока- музыки и физкультуры. Да, да, не удивляйтесь. Мы побываем в сказке и сами будем участниками этой сказки. А поможет нам попасть в сказку волшебная музыка Петра Ильича Чайковского и изумительная сказка немецкого писателя Эрнста Гофмана. Вы все любите сказки? (ответ детей )
Учитель физкультуры -Ну, что ж, отправляемся.
Ритмическая разминка
Выполнение учащимися упражнений в передвижении.
Содействие общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (Передвижение в ходьбе в колонне по-одному, змейкой с заданием:
- на носках, руки вверх;
- на пятках, руки за голову).
В конце разминки, выстраиваются в шахматном порядке.
Учитель физкультуры:-Мы прибыли на место назначения.
Основная часть – 25- 26 мин.
Звучит фонограмма песни «Зимняя сказка» (А.Усачев)
Тихо, тихо сказку напевая, проплывает в сумерках зима,
Теплым одеялом укрывая землю, и деревья, и дома.
И зима рассказывая сказку засыпает медленно сама…
Учитель музыки- Так же и начинается сказка «Щелкунчик», само действие сказки происходит во сне Мари, и П.И.Чайковский , взяв за основу сказку, в содружестве с балетмейстером Мариусом Петипа и сценаристом Л.Ивановым, сочинили и поставили на сцене Мариинского театра в Санкт- Петербуге балет, в котором волшебный сон Мари зазвучал по- новому.
-Давайте вспомним, что такое балет? (ответ ребят). Правильно, это музыкальный спектакль.- -На сцене какого театра происходит балет? (ответ ребят). Конечно же на сцене театра оперы и балета. Как и в любом театральном представлении, в балете есть сюжет и дейстующие лица. Его герои действуют, радуются, страдают. Но их чувства раскрываются через танцевальные движения и музыку, а не с помощью слов.
Показ презентации ( слайды- 11-18)
-Ну, отправляемся в сказку? Ваша задача на этом уроке внимательно слушать музыку и выполнять все то, что вам будет говорить учитель. Да, подождите, я же вам не сказала главное - вы по взмаху волшебной палочки превращаетесь в игрушки в 12 часов ночи и героями сказки и будете защищать принца Щелкунчика.
Звучит вступление к балету. На экране слайд (22)
Учитель физкультуры объясняет, что предстоит выполнять детям на уроке. Звучит «Марш деревянных солдатиков»
На экране слайд 26
Дети выстраиваются друг за другом , с началом музыки кладут руки на пояс, идут по кругу бодрым шагом с высоко поднятыми коленями. При повторе музыки добавляются хлопки в ладоши ( в такт музыки), продолжая марш с добавлением работы рук (подниают перед грудью на каждый шаг).
Бег.
С началом муз. дети кладут руки на пояс и начинают бег с поджатыми ногами по кругу. Под конец музыки выстраиваются в шахматном порядке.
Cлайд 25
Дети изображают бой с мышиным королем.
Ноги на ширине плеч , в руки можно взять мяч. Понимаем мяч над головой, затем опускаем его вниз ,касаясь пола. Постепенно ускоряем наклоны. Выполняют 4 раза, а затем бросают мячи вперед.
Слайд 27
Звучит Танец «Феи Драже»
Исх. Положение – ноги вместе, руки поднять в стороны на уровне плеч. Поворачиваемся то в одну сторону, то в другую. 4 раза поворачиваемся медленно( тихий ветерок), 8 раз быстро( сильный ветерок).
Исх. Положение- ноги вместе , руки на поясе.
1 такт- шаг пр. н. в сторону
2 такт- приставить лев. н. к пр., одновременно присесть и сделать поклон головой.
Заключительная часть 4- 5 мин. Учитель музыки – Ну, что ребята. Наша сказка закончилась со счастливым концом. Работали все очень хорошо. -Давайте вспомним какую мы сегодня слушали музыку?-Кто композитор?
-Где состоялся первый показ балета? -Чем отличается балет от драматического спектакля? Правильно – балет это танец. Ваши все ответы очень хорошие. Наше путешествие близится к концу, но у нас еще остались две странички, которые мы должны прочитать нашей сказки. - А теперь, давайте выучим первый куплет песни «Зимняя сказка», которая звучала в начале урока. Разучивание песни.
- Домашнее задание: нарисовать в тетради то, что вам больше всего понравилось в сказке- балете.
И последняя страничка урока – это мультфильм. А пока он начинается, я за работу на уроке всем ставлю отлично.