kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романтизм в искусстве и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия с учащимися проанализировать произведения изобразительного искусства, литературы, музыки, принадлежащие романтическому направлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романтизм в искусстве и литературе»

Романтизм в искусстве и литературе

Занятие в клубе «Юный интерпретатор»


Тема: Романтизм в искусстве и литературе.

Цель занятия: В ходе лекции-беседы ознакомиться и проанализировать произведения изобразительного искусства, литературы, музыки, принадлежащие романтическому направлению и выявить характерные черты данного направления.

План работы:1.Лекция-беседа. 2.Просмотр репродукций художников, знакомство с поэзией и музыкой романтизма.

Романтизм (от средневекового французского romant – роман) идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18-19 веков.

Главной задачей движения был протест против национального и социального гнёта, против подавления человеческой личности; внимание к душевному миру, психологии человека; интерес к народной жизни, национальной культуре.


Знакомо ли вам ощущение романтики? Оно посещает нас в моменты, нарушающие обычное, будничное течение жизни, - в дальнем путешествии,

в ночной прогулке по берегу моря, в тихих песнях у костра. А ещё в мечтах – о любви, о тёплом ласковом солнце. Романтика это ощущение свободы и праздника, сладкого томления в предвкушении чего-то несбыточно-прекрасного. Романтика – это состояние души. А романтизм – это стиль жизни, особое мироощущение, могучее историческое движение, охватившее в 19 веке большинство европейских стран. Романтизм рождён творчеством молодых бунтарей, провозгласивших свободу личности, непокорность человека судьбе, смелый поиск новизны не только в жизни, но и в творчестве. Романтизм даёт нам то, к чему мы рвёмся в глубине души: романтики возвращают нам нашу луну, которую забрала у нас наука. Сделав из неё попросту некий аэродром. А в тайне мы хотим, чтобы луна оставалась тем, чем она была раньше – таинственным, завораживающим светилом на небе. Мы жаждем тайны, даже когда одну за другой решаем загадки космоса.

В сердце своём мы по-прежнему романтики…

«Начало нового века» - так называется стихотворение Фридриха Шиллера, написанное в 1801 году.

Где приют для мира уготован?

Где найдёт свободу человек?

Старый век грозой ознаменован,

И в крови родился новый век.

«Гроза» - это Великая французская революция 1789 - 1794 года.

«Кровь» - это войны, которые вёл Наполеон. Старая феодально-крепостническая Европа была потрясена этими событиями. Парижане, взявшие 14 июля 1789 года Бастилию, дали наглядный урок всем народам. Оказывается вековые порядки можно изменить и создать государство без короля и дворянских привилегий. Мыслители 18 века внушали своим современникам, что на смену отжившему, утратившему всякий здравый смысл порядку, должен прийти новый, разумный, достойный человека, порядок.

Но жизнь оказалась сложнее. Новое буржуазное общество было значительно лучше прежнего, но оно не было похоже на царство разума, обещанное просветителями 18 века. И неизбежно наступило разочарование.

В этой общественной атмосфере на рубеже 18-19 в. возникло новое явление духовной жизни — РОМАНТИЗМ. Романтизм составил целую эпоху в истории европейской культуры. На протяжении нескольких десятилетий он господствовал в литературе, музыке, живописи.

Старый строй был поколеблен, а новый уклад жизни ещё не определился. Пересматривались прежние взгляды, менялись оценки, ожесточённые споры шли между сторонниками старого и нового. И поэтому РОМАНТИЗМ проявился в двух направлениях: прогрессивном и реакционном.

Прогрессивные романтики, презирая буржуазный мир, ещё более решительно отметали всё старое, отжившее, исторически обречённое и звали вперёд, даже если они весьма смутно представляли себе облик грядущего, они мечтали о свободе личности.

Реакционные романтики думали, что революция принесла только зло, разрушив старый мир, поэтому они идеализировали прошлое, искали утешение в религии.


Живопись

Когда современники увидели картину Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии идущих в атаку», - они поняли, что в искусство пришёл крупный мастер колорита.

«

«Офицер конных егерей» Т.Жерико

Офицер конных егерей…Затянутое клубами дыма и багряными отблесками огня небо; вдали виднеются пушки и мечущиеся кони. В это пекло войны врывается всадник. Горящие на его чёрном мундире красные отвороты и золотистые галуны живописно связывают человека с окружающим его пламенем боя. Офицер изображён верхом на серой лошади; тело животного пересекает полотно по диагонали, придавая композиции динамичность. Герои художников — романтиков люди сильные, страстные. Картина вызывает волнение, а что в искусстве может лучше всего передать эмоциональную взволнованность живописца, если не цвет. Художники — романтики уделяют повышенное внимание колориту. Манера их письма становится свободнее, непринуждённее. Насаждаемые академией образцы подвергаются критике, так как они сковывают творческую индивидуальность.

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ».

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ». Революционно - романтическое полотно связано с июльской революцией 1830 года. Художник конкретизирует место действия — справа вырисовывается остров Сите, башни собора Парижской Богоматери. Зритель видит восставших рабочих, студентов, парижских мальчишек и интеллигента (автопортрет Э. Делакруа). Введение его в композицию говорит о том, что художник чувствует себя участником происходящего. Рядом с восставшими шагает через баррикаду женщина. Она обнажена до пояса на её голове фригиийкиий колпак, в одной руке ружье, в другой знамя. Это аллегория свободы, ведущей за собой народ. В нарастающем из глубины движении, ритме поднятых вверх рук, ружей, сабель, в клубах порохового дыма, в мажорно-звучащих аккордах красно - сине - белого знамени — самом ярком пятне картины ощущается стремительная поступь революции.

Портретист Орест Адамович Кипренский — художник- романтик. Его герои — люди с благородной душой, тёплыми, искренними чувствами. Художник как бы стремится противопоставить совершенного человека несовершенному миру.

«Портрет Е.В.Давыдова»

О.Кипренский

Образ русского воина создан Кипренским в портрете гусарского полковника Давыдова. Одухотворённое лицо юноши, сочетание красного с золотом и белого с серебром в его мундире, сумрачный предгрозовой пейзаж — всё это придаёт портрету романтическую напряжённость.

Большое значение придавали современники исторической живописи. Широкой известностью пользовалась картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи».

В блеске молний, пронзающих густые тучи, в напряжённых контрастах света и тени художник представил гибель жителей древней Помпеи при извержении вулкана Везувия. Возвышенная красота человека и неизбежность его гибели находятся здесь в трагическом противоречии.



Литература

К числу крупнейших представителей РОМАНТИЗМА в литературе принадлежат: Байрон, Шелли (Англия), Гюго (Франция), Гофман, Гейне (Германия), Мицкевич, Словацкий (Польша), Жуковский, молодой А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

О романтиках часто говорят, что они противопоставляют действительности несбыточную мечту, подменяют жизнь сказкой. Это верно, но надо обязательно разобраться, в чём смысл этого противопоставления.Байрон писал, что ему « ненавистен род людской, и он хотел бы найти забвение вдали от него».

Когда б я мог расправить крылья,

Как голубь к радостям гнезда,

Умчаться в небо без усилья,

Прочь, прочь от жизни навсегда.

Д.Г.Байрон 1788-1824

поэт


Это не значит, что Байрон человеконенавистник, но он презирал и ненавидел людей, между которыми видел себя одиноким и отверженным. Байрон не принимал нового буржуазного строя и не чувствовал уважения к старой дворянской аристократии.

Творчество Байрона оказало большое влияние на молодого А.С. Пушкина. Своё произведение «Кавказский пленник» он пишет в форме романтической поэмы — новом литературном виде, созданном Байроном.

Герой поэмы проникнут вольнолюбивым духом, резко отрицательно относится к окружающей его дворянской среде, бежит от неё на Кавказ, но вместо желанной свободы попадает в рабство к черкесам. В образе пленника Пушкин хотел изобразить равнодушие к жизни и её наслаждениям, преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19 века.

А.С.Пушкин 1799-1837

русский поэт

Пушкин ставит своего героя в необычную обстановку — могучая и величавая природа Кавказа окружает его атмосферой таинственности. Всему этому соответствует возвышенно-лирический стиль поэмы.

Характерна для романтиков тема одиночества. Пример: Гёте «Арфист», «Фульский король». Любовная лирика — Шелли «Индийская серенада».


Фульский король

Король жил в Фуле дальной

И кубок золотой

Хранил он, дар прощальный

Возлюбленной одной.


Когда он пил из кубка,

Оглядывая зал,

Он вспоминал голубку

И слёзы утирал


И в смертный час тяжёлый

Он роздал княжеств тьму

И всё, вплоть до престола,

А кубок – никому.


Со свитой в полном сборе

Он у прибрежных скал

В своём дворце у моря

Прощальный пир давал.


И кубок свой червонный,

Осушенный до дна,

Он бросил вниз с балкона,

Где выла глубина.

В тот миг, когда пучиной

Был кубок поглощен,

Пришла ему кончина, И больше не пил он.


Музыкальное искусство

В эпоху романтизма главным инструментом стало фортепиано.

Раньше царицей концертной эстрады считалась скрипка. В 19 веке первенство завоевал рояль, ставший соперником оркестра. Композиторы-романтики доверяли роялю свои думы и чувства. Конечно, и у струнных инструментов были качества, которые ценились лирически настроенными душами, но, ни один из инструментов не смог так прочно утвердиться в быту и на концертной эстраде, как это удалось фортепиано. В эпоху романтизма выделились несколько композиторов, которые особенно ярко проявили себя в области фортепианного искусства.


Национальные композиторские школы

Германия: Шуман, Брамс, Вагнер.

Австрия: Шуберт.

Франция: Берлиоз, Бизе.

Италия: Россини, Верди.

Польша: Шопен, Монюшко.

Чехия: Сметана, Дворжак.

Венгрия: Лист, Эркель.

Россия: Алябьев, Верстовский, ранний Глинка.


Характерные черты музыкального языка. Гармонический язык становится сложнее – используются альтерированные гармонии, красочные тональные сопоставления. Идёт обогащение красочности – гармонической и тембровой.

Для композиторов-романтиков характерна «многоплановая» структура темы, в которой роль гармонического, тембрового фона нередко равноценна роли мелодии.

Под влиянием национального фольклора обновляется интонационная сфера.

Р.Шуман 1810-1856 немецкий композитор

Фортепиано стало основой музыки немецкого композитора Р. Шумана. Человек большой и светлой души, мечтатель и выдумщик, очень любивший людей, Шуман много писал о детях и для детей. Его фортепианные пьесы, входящие в «Альбом для юношества», раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни. Шуман обладал удивительной способностью рисовать в музыке портреты людей или сказочных героев, схватывать

одним штрихом характер и настроение.

Э.Григ 1843-1907

норвежский композитор

Не менее важен вклад в развитие фортепианной музыки норвежского композитора Э. Грига. Он поставил музыкальную культуру Норвегии в ряд с передовыми национальными школами Европы. Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. В его произведениях слышны характерные ритмы халлинга и спрингданса. Мелодии Грига пронизаны интонациями, для норвежской музыки, такими как ход 1- 7- 5 ступени. Прообразом вступления в пьесе «Импровизация» являются импровизации народных скрипачей. Такие приёмы как выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучания народной инструментальной музыки. Вариантное и вариационное развитие мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях многократного повторения мелодии с изменениями её.

Самая характерная черта шопеновского творчества - его огромная и непосредственная доступность. Легко ли найти другого композитора, чья музыка могла соперничать с шопеновской по её мгновенно и глубоко проникающей силе воздействия? Миллионы людей пришли к профессиональной музыке через Шопена. Художник гениального дарования, оставивший глубокий след в развитии мировой музыки, нашёл возможность выразить себя полностью средствами одной только пианистической литературы.

Ф.Шопен 1810-1849

польский композитор

Музыка Шопена не существует в отрыве от её пианистической природы. Исполненная на других инструментах, она теряет не только большую часть своего обаяния, но часто и свою индивидуальность. Она становится особенно обезличенной в оркестровом изложении, где фортепиано не участвует совсем. Фортепиано у него зазвучало с неслыханным ранее богатством тончайших опенков, с чудесной виртуозностью. Шопен открыл эффекты таяния и растворения в пространстве, эффекты слияния нескольких звуковых плоскостей, разрастающей и затухающей гулкости, обволакивания звука, тембрового раскрашивания темы всё это содействовало тому, что музыкальные темы Шопена лишались прямолинейности и воздействовали на слушателя, прежде всего своим романтическим настроением.

Шопеновские вальсы знаменуют более высокую ступень в развитии этого танцевального жанра романтической эпохи, чем вальсы Шуберта и Вебера. Шубертовский вальс почти не порывал с бытовыми традициями и не претендовал на более развитую форму и большие масштабы. Вальсы Шопена это романтические миниатюры концертного образца. Характерная «брильянтность» делает их выигрышным материалом для эстрады, а мелодичность придаёт им большое обаяние.

Прослушаны и проанализированы произведения композиторов-романтиков в исполнении учащихся класса.

1. Сагадиева Асель. Р.Шуман. Смелый наездник.

2. Иванова Лидия. Э. Григ. Импровизация.

3. Подкорытова Анастасия. Э. Григ. Сердце поэта.

4. Басова Екатерина. Й. Гайдн. Соната G-dur 1 часть ( в сравнении с музыкой романтизма)

5. Добжанская Кристина. Ф.Шопен. Вальс cis-moll.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Романтизм в искусстве и литературе

Автор: Садова Елена Вячеславовна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Романтический герой в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "
    ["seo_title"] => string(56) "romantichieskii-ghieroi-v-poemie-m-iu-liermontova-mtsyri"
    ["file_id"] => string(6) "192489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427463779"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок МХК  «Особенности романтизма как направления в искусстве» "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-mkhk-osobiennosti-romantizma-kak-napravlieniia-v-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "147516"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419416558"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "внеклассное по музыкальной литературе "Своя игра" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-po-muzykal-noi-litieraturie-svoia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "174113"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424091653"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "русская и литература и русская история на рубеже веков "
    ["seo_title"] => string(62) "russkaia-i-litieratura-i-russkaia-istoriia-na-rubiezhie-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "238277"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444539578"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок литературы в  11 классе "Н. Гумилев и А.  Ахматова" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-litieratury-v-11-klassie-n-gumiliev-i-a-akhmatova"
    ["file_id"] => string(6) "202340"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429212379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства