Особенности романтизма
как направления
в искусстве
Урок МХК в 11 классе
Лавриненко Елена Александровна,
МАОУ СОШ п.Демьянка Уватского района
Цель урока:
организовать деятельность учащихся, направленную на выявление особенностей романтизма как ведущего направления в искусстве конца 18-начала19 веков.
Задачи на урок:
А. Личностные : развитие способности обучающихся к саморазвитию, навыков сотрудничества.
Б. Метапредметные:
- познавательные : развитие навыков сравнительного анализа, обобщения, монологического суждения, образного мышления.
- регулятивные: формулирование учебной задачи, соотношение результата с требованиями конкретной задачи, развитие способности учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства,
- коммуникативные: развитие умений работать в исследовательских группах, аргументировать свою позицию, развитие навыков художественного восприятия, образного мышления, связной речи.
В. Предметные: выявление особенностей романтизма в живописи, литературе, архитектуре, музыке.
1 этап .
Мотивация.
Деятельность учителя: готовит к восприятию учебного материала, создает эмоциональный фон.
Побуждающий диалог.
Деятельность учащихся: определяют тему урока.
Подвод к формулировке темы урока.
Просмотр фрагмента фильма Ф. Бондарчука «Война и мир» эпизод «Первый бал Наташи Ростовой», диалог с учащимися.
Задача: стимулирование на деятельность; усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, усилить мотивы удивления, восхи щения, любознательности.
Развитие УУД:
Приведите однокоренные слова:
- распознавание объектов;
Романтика – благородный поступок, связанный с чувством.
- смыслообразование;
Романс– любовная песня.
-познавательная инициатива.
Роман – любовная драма для чтения. Как видим в основе – чувства.
Романтизм - …
«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Стендаль
Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, противопоставившее идеологии Просвещения устремленность личности к самосовершенствованию, свободе, обновлению.
2 этап.
Постановка учебной задачи.
Развитие УУД:
Задача:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой;
проведение параллели с ранее изученным материалом, постановка цели урока.
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания
3 этап:
Открытие нового знания.
Просматривание иллюстративного ряда.
Задача: на основе просмотра иллюстративного ряда определить новые темы живописи романтизма, особенности изображения.
Определение смыслового центра и аллегорических ассоциаций картин Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ» и Ф.Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».
Усиление впечатления музыкой Ф.Шопена («Этюд №12»).
Развитие УУД:
анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение;
преобразование информации из одного вида в другой
-выдвижение гипотез;
-нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Ф.Гойя «Расстрел повстанцев»
Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ»
картина
Ф.Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
события
смысловой центр
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»
аллегория
картина
события
Ф.Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
расстрел повстанцев наполеоновскими солдатами при подавлении восстания в Мадриде 1808 году
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»
смысловой центр
баррикады Парижа в дни июльской революции 1830 года
аллегория
человек в белой рубахе, раскинувший руки
Распятие Христа
женщина с развевающимся трехцветным знаменем в руках
Свобода
4 этап:
решение учебной задачи, включение нового знания в систему знаний и повторение .
Работа в группах: выявление закономерности и особенностей романтизма в разных видах искусства.
Задача:
Анализ картин.
на основе работы с разными источниками информации (иллюстрациями, литературными и музыкальными произведениями) определить черты романтизма.
Живопись . Роль пейзажа.
Т. Жерико «Плот «Медузы»
К.Фридрих «Крушение «Надежды»
У.Тернер «Снежная буря во время перехода Ганнибала».
И.К.Айвазовский «Девятый вал»
Т. Жерико
«Плот «Медузы»
Чем картина отличается от произведений классицизма?
Искусствовед Мишле назвал эту картину «манифестом романтизма».
Как Вы думаете, почему?
К.Фридрих
«Крушение «Надежды»
У.Тернер «Снежная буря во время перехода Ганнибала»
Какие образы являются ведущими в картинах романтизма?
Опишите колорит.
И.К.Айвазовский - моря пламенный поэт.
«Черное море»
«Кораблекрушение»
К.Айвазовский «Девятый вал»
Можно ли верить в то, что из схватки с разбушевавшейся стихией люди выйдут победителями?
Романтический герой
(на основании произведений живописи )
Эжен Делакруа «Портрет Шопена», О.Кипренский «Портрет Е.Давыдова», Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана»
стихотворения М.Ю. Лермонтова . Д.Г.Байрона.
Какого человека изобразил Э.Делакруа?
Какой взгляд у Шопена?
Что изобразил Делакруа – душу или внешность композитора?
Эжен Делакруа
Портрет Шопена
(1838)
«Мое сердце там, где моя Родина».
«Странник над морем тумана»
Каспар Давид Фридрих
Рассмотрите портрет
Евграфа Давыдова
кисти О.Кипренского.
Предположите, кем был этот человек?
Подумайте, почему
Кипренский называл его почти картиной?
О.Кипренский
Портрет Е.Давыдова
Д.Г.Байрон
Рассмотрите работу
О.А. Кипренского
«Портрет Адама Швальбе».
Предположите, кем был этот человек?
Ни один человек до Кипренского не изображал крепостного художника как сильную личность.
Этот портрет называют манифестом русского портретного романтического искусства. Можно ли согласиться с этим утверждением?
О.Кипренский
Портрет А.К.Швальбе
Литература:
Проанализируйте стихотворения романтизма.
Определите темы стихотворений, образы, их настроение.
Как изображен мир романтической мечты? Обратите внимание на сочетание эпитетов.
Какие чувства побуждает стихотворение?
Рассматриваемые произведения:
Д.Г. Байрон «Прощай! Пока ты счастлива, ни слова Судьбе в укор не посылаю я», «Душа моя мрачна», М.Ю.Лермонтов «Белеет парус одинокий», «И скучно и грустно, и некому руку подать», В.Жуковский «Листок».
Музыка.
1.Прослушайте музыкальное произведение Франца Шуберта «Аве Мария».
Можно ли его отнести к романтизму?
Какие чувства возникают при его прослушивании?
Как Вы думаете, почему Песня "Аве Мария" Франца Шуберта, австрийского композитора начала XIX века, давно уже стала непременным атрибутом рождественско-новогодних праздников? Хотя на самом деле относится к празднику Благовещения.
2. Прослушайте балладу №12
Ф. Шопена.
Какие черты романтизма в ней проявляются?
3. Прослушайте вальс до-диез-минор Ф.Шопена.
Какое настроение создается после прослушивания музыки романтизма?
Архитектура.
Рассмотрите архитектурные памятники периода романтизма, прочитайте информацию в учебнике (с.142-143), дополнительный материал. В чем их отличие от памятников классицизма? В чем особенности?
Запишите в тетрадях предложение
«Я хочу узнать (увидеть, услышать) …»
и продолжите его.