Цель:
- проверить и закрепить знания учащихся по поэме М.Ю.Лермонтова.
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна, тестирование, работа со словарем, выразительное чтение наизусть,
написание эссе.
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).
Планируемые результаты
Ученики научатся:
- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;
-комментировать иллюстрации к поэме,созданные разными художниками;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерная презентация (кроссворд), фишбоун, репродукции к поэме, иллюстрации учащихся, образы-символы ( листок,цветок), тесты,стикеры, таблица «Лист учета знаний».
Ход урока
1.Организационный момент.Психологический настрой.
Пожелание « без повтора». «Круг добра».
Учитель: « Желаю вам, чтобы вы были сегодня на уроке раскрыты
для присутствующих гостей и друг для друга, свободны в плане творческом, независимы, индивидуальны, интересны в своих суждениях. По порядку становись! На первый-второй рассчитайся!»
(Деление на группы сменного состава, в каждой группе – 1 следящий за временем;через каждые 5 минут 1 человек из первой группы переходит во вторую,а 1 из второй – в первую,и такая смена –в течение урока).
Учитель: « Наш девиз: « Один за всех, и все за одного».Как вы его понимаете?»(«Лист учета знаний», суммированное оценивание).
Работа над эпиграфом:
-Объясните, как вы его понимаете?
2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы.Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).
Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.
3.Операционно-деятельностный этап.
А). (Учитель первой группе дает листок, второй-цветок и двум учащимся – индивидуальные задания:1- найти по словарю Ожегова значение слова «свобода», 2 – нарисовать свою свободу).
-О чем вам говорят эти предметы?
-В чем состоит их символичность?
-Найдите эпитеты к этим словам, опираясь на текст произведения.
(«Грозой оторванный листок…», «В тюрьме воспитанный цветок…»)
-Что в вашем понимании означает слово « свобода»?
(Заслушиваются ответы учащихся, затем – ответ 1 уч. с индивидуальным заданием).
- Считаете ли вы себя свободным человеком? Почему?
(2 уч. с индивидуальным заданием).
Б).-Составьте синквейны:1 гр. со словом «СВОБОДА»,2 гр.- «МЦЫРИ».
В). Поэтическая страница. Работа над репродукциями и иллюстрациями. (Чтение наизусть,индивидуальное,в паре).
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы».Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»
Г). Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.
Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.
-Имеется заготовка фишбоуна.Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках»каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).
После окончания работы и обсуждения делаем вывод.
- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
Д).Учитель: «Так как это второй урок по этому произведению, давайте проверим знания по основным вопросам поэмы». Тестирование.(См.приложение 3).
Е).Обсуждение вопросов по тестированию + взаимопроверка и оценивание.( 1-4= «2» ; 5,6= «3» ;7,8= «4» ; 9,10= «5» ).
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
А). Написание эссе. Темы ( на выбор учащихся ):
а). « Читая « Мцыри».
б). «Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?
в). «Что меня привлекает в характере Мцыри?
Б). - Какими романтическими чертами обладает Мцыри?
Предполагаемые ответы.
1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.
В). - Актуально ли данное произведение в наше время? Почему?
(Н-Р,события на Украине,переселение народа, миграция и т.д.).
Г).Оценка за урок. «Мое настроение» (стикеры).
5.Домашнее задание,опережающего характера:стр.165-168 учебника
Стратегия « Внимательно ли я читаю?»