kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романтический герой в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

-  проверить и закрепить знания учащихся по поэме М.Ю.Лермонтова.
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна, тестирование, работа со словарем, выразительное чтение наизусть,

написание эссе.

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме,созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерная презентация (кроссворд), фишбоун, репродукции к поэме, иллюстрации учащихся, образы-символы ( листок,цветок), тесты,стикеры, таблица «Лист учета знаний».
 

Ход урока
1.Организационный момент.Психологический настрой.

Пожелание « без повтора». «Круг добра».

Учитель: « Желаю вам, чтобы вы были сегодня на уроке раскрыты

для присутствующих гостей и друг для друга, свободны в плане творческом, независимы, индивидуальны, интересны в своих суждениях. По порядку становись! На первый-второй рассчитайся!»

(Деление на группы сменного состава, в каждой группе – 1 следящий за временем;через каждые 5 минут 1 человек из первой группы переходит во вторую,а 1 из второй – в первую,и такая смена –в течение урока).

Учитель: « Наш девиз: « Один за всех, и все за одного».Как вы его понимаете?»(«Лист учета знаний», суммированное оценивание).

   Работа над эпиграфом:

-Объясните, как вы его понимаете?

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы.Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века.  Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно-деятельностный  этап.

 А).   (Учитель первой группе дает листок, второй-цветок  и двум учащимся – индивидуальные задания:1- найти по словарю Ожегова  значение слова «свобода», 2 – нарисовать свою свободу).

-О чем вам говорят эти предметы?

-В чем состоит их символичность?

-Найдите эпитеты к этим словам, опираясь на текст произведения.

(«Грозой оторванный листок…», «В тюрьме воспитанный цветок…»)

-Что в вашем понимании означает слово « свобода»?

(Заслушиваются ответы учащихся, затем – ответ 1 уч. с индивидуальным заданием).

- Считаете ли вы себя свободным человеком? Почему?

(2 уч. с индивидуальным заданием).

 Б).-Составьте синквейны:1 гр. со словом «СВОБОДА»,2 гр.- «МЦЫРИ».

 В).    Поэтическая страница. Работа над репродукциями и иллюстрациями. (Чтение наизусть,индивидуальное,в паре).
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы».Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

  Г). Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.

 Этот приём позволяет  «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

-Имеется заготовка фишбоуна.Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках»каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

        После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

-  Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

 Д).Учитель: «Так как это второй урок по этому произведению, давайте проверим знания по основным вопросам поэмы». Тестирование.(См.приложение 3).

 Е).Обсуждение вопросов по тестированию + взаимопроверка и оценивание.( 1-4= «2» ; 5,6= «3» ;7,8= «4» ; 9,10= «5» ).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

А). Написание эссе. Темы ( на выбор учащихся ):

а). « Читая « Мцыри».

б). «Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?

 в). «Что меня привлекает в характере Мцыри?

 Б).   - Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.
1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

 В).  -  Актуально ли данное произведение в наше время? Почему?

 (Н-Р,события на Украине,переселение народа, миграция и т.д.).

 Г).Оценка за урок. «Мое настроение» (стикеры).

 5.Домашнее задание,опережающего характера:стр.165-168 учебника

  Стратегия « Внимательно ли я читаю?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романтический герой в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" »

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе.


Цель:

- проверить и закрепить знания учащихся по поэме М.Ю.Лермонтова.
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.


Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна, тестирование, работа со словарем, выразительное чтение наизусть,

написание эссе.

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).


Планируемые результаты

Ученики научатся:

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме,созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.


Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерная презентация (кроссворд), фишбоун, репродукции к поэме , иллюстрации учащихся , образы-символы ( листок ,цветок), тесты,стикеры, таблица «Лист учета знаний».

Ход урока

1.Организационный момент.Психологический настрой.

Пожелание « без повтора». «Круг добра».

Учитель: « Желаю вам , чтобы вы были сегодня на уроке раскрыты

для присутствующих гостей и друг для друга , свободны в плане творческом , независимы, индивидуальны, интересны в своих суждениях. По порядку становись! На первый-второй рассчитайся!»

(Деление на группы сменного состава, в каждой группе – 1 следящий за временем;через каждые 5 минут 1 человек из первой группы переходит во вторую,а 1 из второй – в первую,и такая смена –в течение урока).

Учитель: « Наш девиз: « Один за всех, и все за одного».Как вы его понимаете?»(«Лист учета знаний» , суммированное оценивание).

Работа над эпиграфом:

-Объясните, как вы его понимаете?

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы.Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно-деятельностный этап.

А). (Учитель первой группе дает листок, второй-цветок и двум учащимся – индивидуальные задания:1- найти по словарю Ожегова значение слова «свобода», 2 – нарисовать свою свободу).

-О чем вам говорят эти предметы?

-В чем состоит их символичность?

-Найдите эпитеты к этим словам, опираясь на текст произведения .

(«Грозой оторванный листок…», «В тюрьме воспитанный цветок…»)

-Что в вашем понимании означает слово « свобода»?

(Заслушиваются ответы учащихся, затем – ответ 1 уч. с индивидуальным заданием).

- Считаете ли вы себя свободным человеком? Почему?

(2 уч. с индивидуальным заданием).

Б).-Составьте синквейны:1 гр. со словом «СВОБОДА»,2 гр.- «МЦЫРИ».

В). Поэтическая страница . Работа над репродукциями и иллюстрациями . (Чтение наизусть,индивидуальное,в паре).
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С.Пушкина «Цыганы».Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

Г). Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава .

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.


-Имеется заготовка фишбоуна.Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках»каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

После окончания работы и обсуждения делаем вывод.


- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Д).Учитель: «Так как это второй урок по этому произведению, давайте проверим знания по основным вопросам поэмы». Тестирование.(См.приложение 3).

Е).Обсуждение вопросов по тестированию + взаимопроверка и оценивание.( 1-4= «2» ; 5,6= «3» ;7,8= «4» ; 9,10= «5» ).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

А). Написание эссе. Темы ( на выбор учащихся ):

а). « Читая « Мцыри» .

б). «Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?

в). «Что меня привлекает в характере Мцыри?

Б). - Какими романтическими чертами обладает Мцыри?


Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

В). - Актуально ли данное произведение в наше время? Почему?

(Н-Р,события на Украине,переселение народа, миграция и т.д.).

Г).Оценка за урок. «Мое настроение» (стикеры).


5.Домашнее задание,опережающего характера:стр.165-168 учебника

Стратегия « Внимательно ли я читаю?»







Приложение 3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Романтический герой в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Автор: Фудченко Лариса Зигфридовна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства