Роль военных песен в победе в Великой Отечественной войне
Роль военных песен в победе в Великой Отечественной войне
Классный час посвящен песням военных лет. Песня в культуре нашего народа на протяжении его истории была непременным спутником, дающим силы, вселяющим надежду и способствующим обретению веры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль военных песен в победе в Великой Отечественной войне»
Введение.
Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии 74 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой.
Песни военных лет.… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект. Гипотеза исследования: песни помогали солдатам на фронте преодолевать все тяготы военных дорог ; помогали побеждать врага на поле битвы.
Цель: определить роль военных песен в победе в Великой Отечественной войне. Задачи:
Узнать, какие песни были популярны в годы Великой Отечественной войны;
Изучить историю создания военных песен, установить, при каких обстоятельствах они были созданы;
Выявить роль и значение песен в победе в Великой Отечественной войне.
Роль песни в годы Великой Отечественной войны.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная Вскипает как волна! Идет война народная, Священная война.
Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора - в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства... и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Вов. Очень удивительно то, что песня написана на ¾ - это метр вальса, возможно, поэтому она звучит не только мощно и священно, но ещё вонзается в сердце каждого, в самое сокровенное, как любой вальс.
Во время Великой Отечественной войны родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.
Прощай, любимый город! Уходим завтра в море. И ранней порой Мелькнет за кормой Знакомый платок голубой.
С этого дня песня стала опережать артистов, ее пели миллионы людей. Почему же мирная, тихая песня, в которой даже ни разу не упоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что она создает возвышенное настроение, что есть в ней большая внутренняя сила. У рояля - словно всплески волн, а поющие обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки и отклика:
Споемте, друзья, ведь завтра в поход Уйдем в предрассветный туман...
Завидная доля выпала этой песне! Не только моряки ее считали своей, «Уходим завтра в поле...» - пели пехотинцы, «Уходим завтра в горы...» - пели народные мстители Крыма. Десантники перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает...». И даже итальянские партизаны положили на эту мелодию рассказ о своей юной героине. Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 42-м году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.
Прощайте, скалистые горы На подвиг Отчизна зовет. Мы вышли в открытое море, В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут И плещут о борт корабля... Растаял в далеком тумане Рыбачий - Родимая наша земля.
Суровая героика. И вдруг - вальс... А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс... Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота. Песня-баллада «Заветный камень», которую Леонид Осипович Утесов называл в числе самых своих любимых песен, родилась в Севастополе. Поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов находились там, в трагические дни прощания с городом. По приказу командования Черноморский флот уходил к побережью Кавказа. Люди, покидая город, брали с собой кто горсть крымской земли, кто камень. Вместо талисмана... И эти заветные камни, эту священную землю, обильно политую кровью, матросы обещали вернуть на место, когда вышвырнут фашистов из Севастополя. Так у авторов родился герой песни - матрос, которого подобрали в море друзья.
Он камень сжимал посиневшей рукою И тихо сказал умирая: «Когда покидал я родимый утес, С собою кусочек гранита унес... Затем, чтоб вдали От крымской земли О ней мы забыть не могли.
Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи.
Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, – родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели.… Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню. Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Она прошла всю войну. "Катюшами" на фронте стали называть реактивные миномёты - грозное оружие того времени.Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских. Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина». «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан! Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту. А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» - уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу». В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня. На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире! В годы второй мировой войны песня приобрела особое значение за рубежами нашей родины. В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали "Катюшу" своим гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопротивления. Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня. Речь идет о песне Д. Покрасса на стихи Б. Ласкина «Три танкиста». Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. С нашей стороны в бой вступили и танки. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие. Романтический песни о конях, клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что эта песня именно о них. «Три танкиста» - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру «три». На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка». Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была ожиданной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду. Из воспоминаний участника и ветерана Великой Отечественной войны, жителя п. Советский Н.И. Мусина: «После того, как появились слова «Землянки» и стихотворение «Жди меня», многие солдаты, и я в том числе, пытающиеся писать родным письма в стихах, перестали мучиться над неподдающимися строками. Мы переписывали стихи Суркова или Симонова, они передавали наше душевное состояние, мы посылали их домой за двумя подписями – поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. Говорили, что поэты на это не обижались. «Землянку» любили все и часто напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких». Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Вошла в историю Великой Отечественной войны тихая проникновенная песня и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мира. А вот воспоминания другого нашего земляка, ветерана и участника Великой Отечественной войны Н.К. Гребнева: « «Землянку» пели везде. Она была очень знаменитой песней. Но не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского «Темная ночь» на стихи В. Агатова. Мы ее пели в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню. У некоторых солдат на глазах блестели слезы, когда звучала эта песня. Да и неудивительно: у многих дома остались малые дети, у некоторых жены должны были родить вскоре после того, как они ушли на фронт. После этой песни особенно зло били фашистов». И «Землянка» и «Темная ночь» объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Такие песни были необходимы солдату. Еще одна «тихая, душевная песня «Синий платочек». Музыка песни была написана Ежи Петербургским задолго до Великой Отечественной войны. Текст песни «Синий платочек» был написан в сентябре 1939 года. Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Автором третьего варианта был молодой журналист Михаил Максимов. Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…» Исполнительницей песни была Клавдия Шульженко.
Каждая фронтовая песня имеет свою интересную и часто, захватывающую, историю. Так произошло и с песней «Случайный вальс» поэта Е. Долматовского и композитора М.Фрадкина. В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский "как бы с натуры" написал стихотворение "Танцы до утра", в котором есть строки:
"Танца вечная погоня Удивительно легка, И лежит в моей ладони Незнакомая рука…"
В своих воспоминаниях поэт делился, что никакие военные тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, откровенные разговоры, влюбленности. И отмечал, что в название стихотворения он поместил текст традиционного объявления танцевального вечера, которые устраивались в клубе, когда воинские колонны останавливались на ночёвку в селе или маленьком прифронтовом городке. В 1942 году, встретившись с композитором Марком Фрадкиным, Долматовский зачитывает ему стихотворение и предлагает из него сделать песню, но в те времена песня так и не родилась. И вот, годом позже, по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского песня все-таки появляется на свет. Марк Фрадкин играет ее везде, на всех станциях и полустанках бойцам, и вскоре песня обгоняет своих создателей и начинает жить своей жизнью. Интересно, что первое название песни "Офицерский вальс", а слова в ней были такие:
Ночь коротка, Спят облака, И лежит у меня на погоне Незнакомая ваша рука.
Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название "Офицерский вальс": офицер должен не танцевать, а воевать. Вот таким образом песня стала называться "Случайный вальс", а "погоны" превратились в "ладони".
Не случайно рядом со строками «Идет война народная, священная война» - в солдатском сердце жила, в общем то не очень искусная песенка про синий платочек. Есть секрет исключительной душевной приязни миллионов бойцов к таким стихам, как «Жди меня» поэта Константина Симонова, и к таким песням как «Темная ночь» - Николая Богословского на слова Владимира Агатова, «Огонек» - на слова Михаила Исаковского, музыка народная, «Соловьи» - музыка Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова. И много-много других песен было создано в годы Великой Отечественной войны, и после, в память о тех днях, событиях, друзьях, во славу победы и победителей. Теперь мы знаем, что только в Красной Армии, только в Советской стране грустное лирическое стихотворение может выполнять функции боевой, воодушевляющей песни. В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества.
В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны патриотические песни, а не "фривольные финтифлюшки". В 1942 году песня была слегка переписана. Яков Шведов изменил текст, а Новиков подправил партитуру. В таком виде композитор показал песню А.В. Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил ее в репертуар Ансамбля, однако песню долго не хотели выпускать. Только в 1944 году, когда песня потихоньку разошлась по фронтовым ансамблям, случилось исполнение песни на концерте, который транслировался по радио. Так веселая, бойкая песня про любовь партизана и смуглянки-молдаванки, рассказывающая о событиях Гражданской войны, стала собирательным образом любви молодых людей, объединенных общей борьбой с немецкими захватчиками. После войны песня "Смуглянка" в разных обработках входила в репертуар многих известных исполнителей, а в 1973 году песня прозвучала в потрясающем, трогательном фильме Леонида Быкова (между прочим, воевавшего актера и режиссера) "В бой идут одни старики".
Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Автор слов песни, поэт Лев Ошанин, рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части советской армии находятся на подступах к Берлину, чувство счастья великой, долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата, одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не сказал до того времени, когда победа стала очевидной. Исаак Дунаевский сочинил музыку для стихотворения, причем для припева слов не хватило, и они были симпровизированы тут же. Через несколько лет Лев Иванович с сожалением рассказывал, как, по требованию Политуправления, он вынужден был изменить слова припева:
Эй, встречай, Да крепче обнимай. Чарочку хмельную Полнее наливай!
на такие: Эй, встречай, С победой поздравляй, Милыми руками Покрепче обнимай!
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Она настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Они поддерживали боевой дух солдат, приближая тепло тех, кто ждал их дома, как бы говоря им о том, что дома их любят, ждут и верят в победу
Заключение.
Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Мы должны быть благодарны защитникам и чтить память тех, кому обязаны счастьем жить на земле, кто отстоял наши жизни на полях войны. Мы должны помнить о страшной цене, заплаченной за победу, о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были ровесники наших бабушек и дедушек. Погибали отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети. Нам следует знать и помнить о подвигах своих прадедов, дедов. Как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.
Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. Наши гипотеза о том, что песни помогали солдатам на фронте преодолевать все тяготы военных дорог, помогали побеждать врага на поле битвы, подтвердилась. На всём протяжении существования человечества, песня всегда являлось и является рассказчиком, хранителем истории и помощником в трудное для народа время. Когда чехословацкий журналист, антифашист, погибший в застенках гестапо, сказал: «Песня как солнце, как нет жизни без солнца, так и не будет жизни на земле без песни».
В результате проделанной работы, мы познакомились с историей создания нескольких песен. Этих песен так много и появляются каждый год новые песни, мы думаем, потому, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе. (просмотр клипа)
А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Желаем вам всем счастья, добра, а главное – мира!
Литература
1.Алещенко Н.М. Во имя победы. М.: Просвещение, 1985
2.Великая Отечественная война 1941-1945 гг./ под ред. Киряна М.И.М., 1989
3.Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М.: Просвещение, 1990.
4.Всё для фронта/ под ред. Н.В. Свиридова. М.: Просвещение, 1989. Т.9
5.Песни войны и Победы/сост.: В.Андриянов, А. Кузнецов, 1985
6.Стихи и песни о Великой Отечественной войне/сост. Л.В.Поликовская, М.: Мир Энциклопедии, 2008