kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны»

  1. Тема: "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

Цель урока: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Задачи:

1. Воспитательная

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.

2. Образовательная

- знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова, И.О. Дунаевского.

3. Развивающая

- развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства географией.

План - конспект

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение новой темы: опрос класса

Слайд 1

Победы сходим с пьедесталов И, в окнах свет покуда не погас ,Мы все от рядовых до генераловНаходимся незримо среди вас…

(Расул Гамзатов)



Самый значимый день в мае?

В каком году началась Великая Отечественная война? (вторая мировая)

Закончилась?

В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. Боевые действия продолжались 1418 дней

Какие песни вы знаете о войне?

IV. Сообщение новой темы

А тема сегодняшнего урока называется «Роль военных песен в Великой отечественной войне»

Слайд 2

Слушание песни А. Новикова «Дороги»

Анализ песни

  • Ребята, какое музыкальное произведение сейчас прозвучало? Прозвучала песня А.Новикова “Дороги”.

Какие жанры вы знаете из литературы? (Лирический, эпитеческий, драмматический)

Слайд 3

  • Какой музыкальный образ создал композитор в этой песне? Лирический, эпический, лиро-эпический.

      • Как Вы думаете, в какое время была создана эта песня? До войны, во время войны, после войны?

Задание . Выбрать из списка песен:

  • песни, написанные до войны;

  • песни, написанные во время войны;

  • песни, написанные после войны.

      • После войны. Эта песня-воспоминание.

Слайд 4

  • Как вы думаете какая из песен была написана первой во время войны? “Священная война”

Слайд 5

Слушание песни А. Александрова «Священная война»

Анализ песни

  • Почему Вы так решили? Песня начинается словами “Вставай страна огромная”

Слайд 6

Слайд 7

(Исторические данные о песни) -История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках: - Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню? Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни ( первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…

Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую роль сыграла эта песня в начале войны?

  • Какой музыкальный образ создал композитор в этом произведении? Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

Слайд 8

Слушание песни Н. Богословского «Темная ночь»

Анализ песни

Когда эта песня была написана? До войны, во время войны, после войны? Во время войны. Она сближала расстояние между домом и фронтом.

Какой образ создал композитор в этой песне? Лирический.

Написал эту песню композитор Никита Богословский, а исполнил в фильме “Два бойца” певец Марк Бернес. Показ слайда с портретом композитора Н.Богословского.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Два бойца»

Как Вы думаете, а нужны ли были такие, лирические песни на фронте, разве они могли поднять боевой дух солдат? Они должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену, детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали победу.

Есть еще одна песня, очень близкая к песни «Темная ночь»?

Слушание песни К. Листова «В землянке»

Анализ песни

Кто знает , как родилась эта песня? Лирические песни придавали силы бойцам.

Некоторым их высших чинов не нравились такие песни, в которых рассказывалось о смерти, и они требовали заменить слова. Как Вы думаете, нужны ли были в ту пору нашим солдатам такие песни? Почему?

А какие песни были написаны до войны?

Показ фрагмента из фильма “В бой идут одни старики”

Слушание песни «Смуглянка»

Анализ песни

Как Вы думаете, когда была написана песня “Смуглянка”?

До войны.

Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были востребованы?

Эти песни поднимали настроение “на зло врагам”.

Слайд 9

Слушание песни Катюша»

Анализ песни

песни, написанные до войны в 1939 - 40-х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов. Ведь солдат такой же, человек как и мы с Вами, и ему ничто человеческое не чуждо.

А теперь поговорим о песнях написанных после Великой Отечественной войны. Какие песни были написаны после войны?

Слайд 10

   Наверное, ни одна военная песня не осталась неуслышанной. Наиболее популярные из них сохранились до сих пор, и все также напоминают о том нелегком для русского народа времени. Вспомнить хотя бы песни: « 22 июня в четыре часа», «Солдаты идут» (слова М Львовского, музыка К. Молчанова); «Летят перелетные птицы» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера); «Эх, дороги» (сл. А. Ошанина, муз. А. Новикова); «Ой, туманы мои» (сл. М. Исаковского, муз. В. Захарова); «В путь»(муз. В. Соловьева – Седого), «Мы люди большого полета» (сл. А. Фатьянова и В. Сидорова, муз. Б. Мокроусова); «Вернулся я на Родину» (сл. М. Матусовского, муз. М. Фрадкина); «Почему?» ( сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова); «Где же вы теперь, друзья – однополчане?» (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева – Седого); «Родной Севастополь» (сл. С. Алымова, муз. В. Макарова); «Прощайте, скалистые горы» (сл. Н. Букина, муз. Е. Жарковского); «Давай закурим, товарищ, по одной» (исполняет К. Шульженко); «Над волною голубою» (сл. А. Жарова, муз. К. Листова) , нельзя не вспомнить такие замечательные песни, как: «Казаки», «Письмо в Москву», «Соловьи», «В лесу прифронтовом» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера), «Песня боевых друзей», «Журавли».

Слушание песни «Журавли»

Анализ песни

Я. Френкеля “Журавли” (1 куплет).

  • Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

  • Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

Песни это история нашей страны. И каждый человек, гражданин обязан ее знать

Давайте подведем итог урока;

V. Итог урока:

Какие песни прозвучали на нашем уроке? песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было? Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.

Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

Слайд 11

VI. Домашнее задание

Ответить на вопросы: Зачем нужны песни на войне?

Слайд 12

VII. Коментирование оценок































2 час урока

Тема: «Роль военных песен в Великой отечественной войне»

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Повторение темы

  4. Фронтальный опрос

Самый значимый день в мае?

В каком году началась Великая Отечественная война? (вторая мировая)

Закончилась?

В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. Боевые действия продолжались 1418 дней

Какие песни вы знаете о войне?

Какие песни прозвучали на нашем уроке? песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было? Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.

Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

V. Письменное задание

Класс разделить на три группы.

Задание . Выбрать из списка песен:

  1. песни, написанные до войны;

  2. песни, написанные во время войны;

  3. песни, написанные после войны.

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”

  2. А. Александров “Священная война”

  3. К. Листов “В землянке”

  4. Д.Тухманов “День Победы”

  5. Я. Френкель “Журавли”

  6. Н. Богословский “Темная ночь”

  7. М. Блантер “Катюша”

  8. А. Новиков “Смуглянка”

VI. Проверка письменного задани

VII. Разучивание песни А. Новикова «Эх дороги»

VIII. Подведение итогов

Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением, написанным после войны в 1968 году.

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.

Сергей Островой.



Домашнее задание

Выучить и записать в тетрадь слова песни.

Коментирование оценок






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны

Автор: Занкин Сергей Александрович

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1943 гг. "
    ["seo_title"] => string(56) "kuban-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1943-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "146314"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419158292"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация на тему: "Дети-герои Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-na-tiemu-dieti-ghieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "182395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425519951"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства