Разработка мероприятия для вторых классов "Музыкальный русский язык"
Разработка мероприятия для вторых классов "Музыкальный русский язык"
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в рамках дней русского языка. Позволяет расширить кругозор младшего школьника о родном языке, формирует интерес к классической музыке, активизирует творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия для вторых классов "Музыкальный русский язык"»
Цель: - Способствовать накоплению и узнаванию музыкальных фрагментов, формированию умения анализировать, слушать и понимать музыкальные произведения;
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку, живопись, художественное слово.
Задачи образовательные: 1. Развитие творческого мышления в процессе заданий, направленных на усвоение знаний. 2. Активизировать творческие проявления учащихся в различных видах деятельности (пением и мимикой передавать смысл слов, образов и ощущений). 3.Расширение общего кругозора учащихся. Задачи развивающие: 1.Развитие ритмического и музыкального слуха, воображения, коммуникативных навыков. Задачи воспитывающие: 1.Формирование устойчивого интереса к классической музыки; 2. Воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе.
Ход урока.
Сегодня у нас урок необычный. Мы поговорим о русском языке, ведь сейчас в нашей гимназии и не только отмечают дни Русского языка. Но мне хочется на уроке вместе с вами вспомнить, что нам может рассказать язык, слово, и можно ли услышанное в слове, услышать в музыке?
С прошлого года мы с вами часто обращались к такому понятию как «фольклор». Кто вспомнит, что обозначает это слово?
- В переводе с английского – народная мудрость.
- Что мы можем подразумевать под данным понятием – народная мудрость?
- Это песни, сказки, загадки, пословицы, небылицы, потешки, былины. Совершенно верно, эт о устное народное творчество. Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразилась жизнь и обычаи народа, его взгляда на мир и человека, представления о добре и зле. Мы представим фольклор в виде цветка. У каждого цветка есть лепестки. Давайте прикрепим лепестки к нашему цветку, называя разновидности фольклора? (загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, потешки, былины, сказки). Какой замечательный получился цветок! Предлагаю остановиться на нескольких «лепестках» подробнее.
- Для начала вспомните и расскажите известные вам пословицы и поговорки…
(Дети рассказывают) -Что вы знаете о былинах.? - В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного инструмента, который назывался гусли. Каких известных гусляров вы знаете по музыкальным и литературным произведениям ? ( Садко, Баян). Каждый человек начинает постигать жизненную мудрость ещё в детстве через сказки. У сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо – чудное и диво – дивное. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Перед тобой карта этих дорог. Закончи фразы из сказок. В тридевятомцарстве, в тридесятом …(государстве). Нежданно – (негаданно). Учитьуму - …(разуму). Путь - … (дорога)дальняя.
Кто нам всегда рассказывает сказки?
- Бабушка, мама, няня.
У русского композитора П.И. Чайковского тоже была няня. Он с большим интересом слушал ее сказки на ночь, или просил рассказать в свободную минуточку. Каждая сказка по своему интересна. Давайте послушаем, какую сказку рассказала няня...
Слушание – «Нянина сказка» из «Детского альбома» П.И. Чайковского
Няня начинает рассказывать сказку…(предположения детей – о чем она). Разговор о средствах музыкальной выразительности, мелодике…
Слушание – « Сказочка» С.С. Прокофьева из альбома «Детская».
Совершенно другая сказка, совершенно иной композитор. Что мы услышим здесь? У Прокофьева сказка начинается не сразу… Вероятно, мальчик увидел свою няню, сидящей за вязанием и попросил рассказать сказку… Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд отрывается няня от своего вязания, видно, в сказке что – то страшное произошло. Переводит дыхание, и ведет сказочку прежним говорком к мирному и спокойному концу.
Две сказки, две рассказчицы, а сказки разные или одинаковые по содержанию?
- Разные, потому что музыкальный язык разный и средства музыкальной выразительности используются по разному.
Да, богатый русский язык. Сколько тайн и открытий таит он. И Музыкальная речь яркая и тоже нам понятна.
Где мы можем еще встретиться со сказкой?
- В театре.
- Совершенно верно, вторую жизнь сказке дает нам театр, и не просто театр, а музыкальный театр. Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют (поют)?
- Балет (опера).
- Вспомните, пожалуйста, оперы или балет на сюжет сказки.
- Балет «Золушка» С.С. Прокофьева, «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И. Чайковского, опера М.Коваля «Волк и семеро козлят», «Золотой петушок» Н.А. Римский – Корсаков.
- Отлично!
Давайте вместе вспомним и дружно исполним песню «Сказки гуляют по свету» музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского. (исполнение песни)
Но наш урок не просто о сказках. Помните, в самом начале занятии я напомнила вам о русском языке. Язык - это историческая память, душа. Главное, что отличает человека от животных - язык. Роль языка в жизни человека очень важна, так как язык помогает нам передавать свои чувства и эмоции. Рождаясь, человек не владеет каким либо языком. Ребенок учится говорить, слушая своих родителей, наблюдая за окружающим миром. И именно способность говорить, доносить свои мысли до человека, это и позволяет ребенку стать человеком. Через сказку в детстве, через колыбельную песню мамы мы постепенно познаем мир, в котором нам жить, учиться и расти, набираться ума.
В заключении урока давайте с вами выучим несколько музыкальных попевочек, которые помогут вам выучить правила русского языка.
Разучивание правил русского языка:
«ча» - «ща» - пиши с буквой «а»
«чу» - «щу» - пиши с буквой «у»
«жи» - «ши» - пиши с буквой «и»
Вот и прошел наш необычный урок, где мы не только выучили правила русского языка, а главное – вспомнили сказки, композиторов, которые отразили волшебство в музыкальных произведениях. Перед вами две картинки разных сказочных героев – Кащей Бессмертый и Василиса Прекрасная.
Если вам понравился урок и вы считаете, что узнали много нового и интересного, то поднимите карточку с изображением Василисы Прекрасной. Если вас не заинтересовал урок – то Кащея Бессмертного.