kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка мероприятия для вторых классов "Музыкальный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в рамках дней русского языка. Позволяет расширить кругозор младшего школьника о родном языке, формирует интерес к классической музыке, активизирует творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия для вторых классов "Музыкальный русский язык"»

Цель:
- Способствовать накоплению и узнаванию музыкальных фрагментов, формированию умения анализировать, слушать и понимать музыкальные произведения;

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку, живопись, художественное слово.

Задачи образовательные:
1. Развитие творческого мышления в процессе заданий, направленных на усвоение знаний.
2. Активизировать творческие проявления учащихся в различных видах деятельности (пением и мимикой передавать смысл слов, образов и ощущений).
3.Расширение общего кругозора учащихся.
Задачи развивающие:
1.Развитие ритмического и музыкального слуха, воображения, коммуникативных навыков.
Задачи воспитывающие:
1.Формирование устойчивого интереса к классической музыки;
2. Воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе.

Ход урока.

Сегодня у нас урок необычный. Мы поговорим о русском языке, ведь сейчас в нашей гимназии и не только отмечают дни Русского языка. Но мне хочется на уроке вместе с вами вспомнить, что нам может рассказать язык, слово, и можно ли услышанное в слове, услышать в музыке?

С прошлого года мы с вами часто обращались к такому понятию как «фольклор». Кто вспомнит, что обозначает это слово?

- В переводе с английского – народная мудрость.

- Что мы можем подразумевать под данным понятием – народная мудрость?

- Это песни, сказки, загадки, пословицы, небылицы, потешки, былины.
Совершенно верно, эт о устное народное творчество. Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразилась жизнь и обычаи народа, его взгляда на мир и человека, представления о добре и зле. Мы представим фольклор в виде цветка. У каждого цветка есть лепестки. Давайте прикрепим лепестки к нашему цветку, называя разновидности фольклора? (загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, потешки, былины, сказки).
Какой замечательный получился цветок! Предлагаю остановиться на нескольких «лепестках» подробнее.

- Для начала вспомните и расскажите известные вам пословицы и поговорки…

(Дети рассказывают)
-Что вы знаете о былинах.?
- В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного инструмента, который назывался гусли.
Каких известных гусляров вы знаете по музыкальным и литературным произведениям ? ( Садко, Баян).
Каждый человек начинает постигать жизненную мудрость ещё в детстве через сказки.
У сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо – чудное и диво – дивное. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Перед тобой карта этих дорог.
Закончи фразы из сказок.
В тридевятом царстве, в тридесятом …(государстве).
Нежданно – (негаданно).
Учить уму - …(разуму).
Путь - … (дорога) дальняя.

Кто нам всегда рассказывает сказки?

- Бабушка, мама, няня.

У русского композитора П.И. Чайковского тоже была няня. Он с большим интересом слушал ее сказки на ночь, или просил рассказать в свободную минуточку. Каждая сказка по своему интересна. Давайте послушаем, какую сказку рассказала няня...

Слушание – «Нянина сказка» из «Детского альбома» П.И. Чайковского

Няня начинает рассказывать сказку…(предположения детей – о чем она). Разговор о средствах музыкальной выразительности, мелодике…

Слушание – « Сказочка» С.С. Прокофьева из альбома «Детская».

Совершенно другая сказка, совершенно иной композитор. Что мы услышим здесь?
У Прокофьева сказка начинается не сразу… Вероятно, мальчик увидел свою няню, сидящей за вязанием и попросил рассказать сказку… Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд отрывается няня от своего вязания, видно, в сказке что – то страшное произошло. Переводит дыхание, и ведет сказочку прежним говорком к мирному и спокойному концу.

Две сказки, две рассказчицы, а сказки разные или одинаковые по содержанию?

- Разные, потому что музыкальный язык разный и средства музыкальной выразительности используются по разному.

Да, богатый русский язык. Сколько тайн и открытий таит он. И Музыкальная речь яркая и тоже нам понятна.

Где мы можем еще встретиться со сказкой?

- В театре.

- Совершенно верно, вторую жизнь сказке дает нам театр, и не просто театр, а музыкальный театр. Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют (поют)?

- Балет (опера).

- Вспомните, пожалуйста, оперы или балет на сюжет сказки.

- Балет «Золушка» С.С. Прокофьева, «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И. Чайковского, опера М.Коваля «Волк и семеро козлят», «Золотой петушок» Н.А. Римский – Корсаков.

- Отлично!

Давайте вместе вспомним и дружно исполним песню «Сказки гуляют по свету» музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского. (исполнение песни)

Но наш урок не просто о сказках. Помните, в самом начале занятии я напомнила вам о русском языке. Язык - это историческая память, душа. Главное, что отличает человека от животных - язык. Роль языка в жизни человека очень важна, так как язык помогает нам передавать свои чувства и эмоции. Рождаясь, человек не владеет каким либо языком. Ребенок учится говорить, слушая своих родителей, наблюдая за окружающим миром. И именно способность говорить, доносить свои мысли до человека, это и позволяет ребенку стать человеком. Через сказку в детстве, через колыбельную песню мамы мы постепенно познаем мир, в котором нам жить, учиться и расти, набираться ума.

В заключении урока давайте с вами выучим несколько музыкальных попевочек, которые помогут вам выучить правила русского языка.

Разучивание правил русского языка:

  • «ча» - «ща» - пиши с буквой «а»

  • «чу» - «щу» - пиши с буквой «у»

  • «жи» - «ши» - пиши с буквой «и»


Вот и прошел наш необычный урок, где мы не только выучили правила русского языка, а главное – вспомнили сказки, композиторов, которые отразили волшебство в музыкальных произведениях. Перед вами две картинки разных сказочных героев – Кащей Бессмертый и Василиса Прекрасная.












Если вам понравился урок и вы считаете, что узнали много нового и интересного, то поднимите карточку с изображением Василисы Прекрасной. Если вас не заинтересовал урок – то Кащея Бессмертного.

Всем спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка мероприятия для вторых классов "Музыкальный русский язык"

Автор: Цветкова Алла Викторовна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Литературный праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского "
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturnyi-prazdnik-posviashchiennyi-tvorchiestvu-k-i-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "156089"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421354090"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка игровой музыкальной программы "Поле чудес" "
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka-ighrovoi-muzykal-noi-proghrammy-polie-chudies"
    ["file_id"] => string(6) "129292"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415655349"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Музыкальный пейзаж"
    ["seo_title"] => string(18) "muzykalnyi_peizazh"
    ["file_id"] => string(6) "510406"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557936081"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка классного часа "Мы вместе-это здорово!""
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotkaklassnoghochasamyvmiestieetozdorovo"
    ["file_id"] => string(6) "285193"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454097337"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект образовательной деятельности "Насекомые - наши друзья" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-nasiekomyie-nashi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "246427"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446379970"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства