Музыкальный пейзаж.
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства 6 класс.
Цель: Формировать у учащихся осознание взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
образовательная: формировать навыки осознанного восприятия искусства;
закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;
воспитательная: воспитывать любовь к искусству, творчеству;
развивающая: развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление; побуждать детей к творческому самовыражению в изображении природы;
развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;
Тип: интегрированный урок.
Вид: комбинированный урок.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, инструктаж), частично поисковый, демонстрационный, репродуктивный.
Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран, проектор) электронный конспект урока «Музыкальный пейзаж».
Инструменты и материалы: для учителя - проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, акварель, стаканчик-непроливайка, кисти, салфетка.
Предварительная работа: обработка и дополнение материала к уроку; подбор иллюстративного материала; разработка и оформление электронной презентации к уроку; разработка карточек для тренировки зрительной памяти.
Звуковой ряд: П.И. Чайковский «Декабрь», «Святки» пьеса для фортепиано из альбома «Времена года». А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Песня В. Ударцев «Дождик – художник». Песня «Гимн музыке».
Зрительный ряд: А. Саврасов «Зимний пейзаж». А Васнецов «Зимнее утро». Образцы рисунков учащихся.
Ожидаемый результат: учащиеся осознанают взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.
Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Вводная беседа. 3. Исполнение песни. 4. Беседа. 5. Групповая работа. 6. Выполнение творческой работы. 7. Просмотр и анализ работ учащихся. 8. Подведение итогов урока. 9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Учитель музыки: Сегодня у нас с вами урок необычный. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыкальных картинах, картинах природы. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальный пейзаж».
(Слайд На интерактивной доске высказывание)
Учитель
Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть творческого процесса
Учитель: Каждый пишет, что он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Учитель: Загадаю загадку, а вы ее отгадайте
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … художник
Учитель: Ребята, у нас в репертуаре есть песня «Дождик - художник». Давайте споем.
3. Исполнение песни: «Дождик – художник» В. Ударцева всем классом.
4. Беседа.
Учитель: В каком жанре изображают дождь?
Конечно, чаще всего дождь изображают в пейзажах.
Давайте вспомним что такое пейзаж?
Действительно пейзаж (от фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
(Выбрать пейзаж из репродукций на слайде).
А теперь посмотрим работы известных художников пейзажистов.
(Идут слайды с пейзажем известных художников).
Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственней явления природы, тем больше внимание привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений является смена времён года.
Учитель: В музыке к теме «Времён года» обращались многие композиторы. Так известный итальянский композитор и скрипач Антонио Вивальди (портрет композитора), сочинил известный цикл «Времена года», состоящий из четырёх концертов «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».
Пётр Ильич Чайковский – русский композитор (портрет композитора на доске) также сочинил фортепианный цикл «Времена года», куда вошло 12 небольших пьес, и каждая пьеса имеет у композитора своё название.
1) А у какого австрийского композитора, с которым мы не так давно с вами знакомились на уроке, есть произведение с таким же названием «Времена года»?
- У Йозефа Гайдна.
Сейчас прозвучат отрывки из произведений Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского. Прослушайте внимательно музыку и ответьте на вопрос:
2) Какое время года композиторы изобразили в своих произведениях? (Звучат отрывки из произведений композиторов.)
- Верно, прозвучал концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении струнного оркестра и пьеса декабрь под названием «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
3) В исполнении, какого инструмента прозвучал концерт?
- Фортепиано.
4) Что такое святки? (Информацию о святках готовит один из учеников класса.)
Ученик: Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сегодняшнего дня сохранилось много традиций весёлого празднования: колядки, игры, походы в гости. (слайд святки)
5) Как бы вы охарактеризовали эти два музыкальных произведения, посвящённых зиме? Подумайте над тем, что зима бывает разной.
6) Какая зима была в музыке Антонио Вивальди? Охарактеризуйте её прилагательными, а у П. И. Чайковского?
Учитель: Скажите, ребята, а можно ли увидеть музыку? Какие образы вы увидели слушая музыку? (Дети отвечают – зима, снег, вьюга, ветер и т.д)
5. Групповая работа.
Учитель: 1 задание: «Вопрос – ответ» по музыке и изобразительному искусству от учителя. 2 вопроса для команды.
Учитель: В рукописях какого художника эпохи Ренессанса найдены наброски проектов вертолета, парашюта и субмарины? (Леонардо да Винчи)
Учитель: Русский композитор, который сочинил балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»? (Чайковский).
Учитель: Как называется жанр изобразительного искусства, когда художники рисуют животных (анималистический жанр)
Учитель: Музыкальный спектакль, в котором герои поют? (Опера).
Учитель: 2 задание «Поэтическое»: Напишите синквейн со словами, которые вы представили, когда слушали музыку.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или назвается предмет – одно существительное. Во второй строке дается описание темы/ предмета – два прилагательных. Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы\ предмета.Четвертая строка представляет собой фразу из 4-5 слов, выражающих отношения автора к теме\ предмету. Пятая строка - слово, обобщающее или расширяющее смысл темы\ предмета.
Например,
Мороз
Сильный, трескучий
Замораживает, рисует, радует
Боюсь трескучего, сильного мороза.
Заморозки!
Зима
Морозная, снежная
Радует, забавляет, морозит
Без зимы мне скучно
Забава!
6. Выполнение творческой работы.
3адание: «Рисуем – изображаем». Рисуем зимний пейзаж в технике «Набрызг»
7. Просмотр и анализ работ учащихся.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что многие классические произведения звучат в современной обработке. Вашему вниманию мы хотим предоставить очень красивый видеоролик.
Может, вы узнаете знакомую музыку, которая будет сейчас в этом видеоролике звучать.
( На доске идёт показ видеоролика).
Обратите внимание на красивый зимний пейзаж, который окружает музыкантов.
Итак, какую знакомую музыку вы услышали в этом видеоролике? (Холодная сердцем)
Идёт обсуждение видеоролика.
8. Итог урока.
Учитель: Ребята, что интересного и привлекательного было в данной теме?
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Нарисовать музыкальный пейзаж.
Хочется закончить наш урок замечательной позитивной песней «Гимн музыке» (исполнение песни: «Гимн музыке» всем классом.)
Спасибо за работу. Урок окончен.
Данная разработка урока может использоваться не только на уроке, но и на любом внеклассном мероприятии.