Тема: «Россия – любимая наша страна…»
Цели урока:
- Формировать потребность в общении с музыкой.
- Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
- Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
- Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
- А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации (слушание).
- С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание).
- Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание).
- В. Шаинский, стихи В. Шевелёвой. Уголок России (слушание).
- Ю. Визбор. Россия (слушание).
- Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение).
Дополнительный материал:
- Репродукции картин: И. Левитан «Вечер. Золотой Плёс»; И Шишкин «Рожь»; И. Левитан «Луг на опушке леса».
- Картинки.
- Портреты композиторов.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит музыка. А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации (слушание).
- Сообщение темы урока.
Тема года: «Музыкальное путешествие». Тема урока: «Россия – любимая наша страна…»
- Работа по теме урока.
- Беседа
«Россия – любимая наша страна…»
- Знать:
-Биографические данные композитора С.Рахманинова;
- Уметь:
-Определять музыкальные приемы, которые использует композитор в музыке для передачи плавного, мелодичного звучания;
- Применять:
-Высказывать свои впечатления, возникающие после прослушивания музыкального произведения;
-Применять музыкальную лексику при ответе.
-Разучить и петь 1 куплет песни.
У каждого народа – своя музыка. Её характер зависит от разных причин: неповторимого облика природы, народных обрядов и обычаев, музыкальных инструментов.
В этом году мы отправимся в увлекательное путешествие по городам и странам, где жили и создавали свои произведения великие композиторы. Мы познакомимся с их операми, балетами, инструментальными и вокальными сочинениями. Услышим также и народную музыку. Нам предстоит убедиться, что между музыкой разных народов существует не только различие, но и огромное сходство. Ведь настоящая музыка – это язык, понятный свеем.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
- Рассмотрите репродукции картин И. Шишкина: «Вечер. Золотой Плёс»; «Рожь»; «Луг на опушке леса».
Среди выдающихся русских композиторов, воспевших образы родной земли, с уверенностью можно назвать Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943). В его произведениях мы слышим звучание колоколов, разливы рек, ощущаем всю прелесть цветущего весеннего сада.
Музыка Рахманинова необыкновенно мелодична. По характеру она напоминает русскую народную песню.
Жизнь композитора прошла в России и за рубежом. После отъезда в Америку (1917) Рахманинов до конца дней глубоко переживал разлуку с родной страной. Тема Родины получает в эти годы особое звучание: в ней появляется мотив одиночества.
- С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание).
- С какими образами России связана музыка Второго фортепианного концерта С. Рахманинова?
- О рахманиновской мелодии говорили: «стелется как тропа в полях».
- Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение).
- Итог урока.
Мы начали музыкальное путешествие с музыки С. Рахманинова, с нашей страны.
- Домашнее задание.
Подготовить реферат о жизни и творчестве композитора С.Рахманинова. Выучить песню.