Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным, и так мастерски перемешивается, что слушатель перестает ощущать реальное, и переносится в в мир, который предстает перед ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка'',''Богатыри''... А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д. Обратимся же конкретно, к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги. А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король - это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе "В пещере горного короля", которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена "Пер Гюнт". Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казаться, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, и создаётся впечатление- как будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки. А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Ну конечно, это же – Черномор, из знаменитой сказки Пушкина "Руслан и Людмила". По сюжету этой сказки была написана опера "Руслан и Людмила" русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая - с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 - ая - это изображение несметных богатств, камней самоцветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в "Золотом петушке" об этом сказал так: "Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!"
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.
Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка Приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека Поет про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив Его выводит … (СКРИПКА)
(слайд № 5)
(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник - CD "Интерактивный мир"- "Энциклопедия классической музыки")
Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?
Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)
Учитель: Почему песня называется "Волшебный смычок"?
Какой характер музыкального языка песни?
Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)
Можно назвать песню музыкальной сказкой?
(ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).
Изучение нового материала.
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.
(На фоне звучания песни В.Шаинского "В мире много сказок" появляется (слайд № 7), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?
Чему учат сказки?
Назовите сказки, в которых звучит музыка.
Дети: Ответы учащихся.
Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок ("Соловей" Г.Х. Андерсен, "Садко" сказка-былина, "Золушка" Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?
Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей".
(во время слушания сказки, на рабочемслайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация и сведения о композиторе, музыка которого звучит в сказке)
Анализ прослушанного произведения:
Почему сказка названа "Музыкант-чародей"?
Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?
Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?
Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?
(слайд № 10)
Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? ("Бременские музыканты" Братья Гримм)
Какое место в ней занимает музыка и почему?
Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)
Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)
(исполнение песни с инсценировкой)
Итог урока.
Вывод:
Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
Домашнее задание.
1 группа - сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.
2 группа - инсценировать эту сказку.
3 группа - подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.
Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение
Б. Окуджавы "Музыкант", рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.
( читают стихотворение на фоне музыкиИ.С. Баха “Street prelude”)
Музыкант играл на скрипке. Я в глаза его глядел. Я не то, чтоб любопытствовал - Я по небу летел. Я не, чтобы от скуки, Я надеялся понять, Как умеют эти руки Эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, Из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, Которой он служил. Да еще ведь надо в душу К нам проникнуть и поджечь… А чего с ней церемониться, Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье скрипки Наставляет нас на путь И вселяет в нас надежду. Остальное - как-нибудь. Счастлив инструмент, Прижатый к угловатому плечу, По чему благословенью Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь не долог, Пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший Из души моей костер! А душа (уж это точно), Ежели обожжена… Справедливей, милосердней И праведней она!