Просмотр содержимого документа
«Музыка в школе (Доклад)»
Доклад
«Музыка в школе»
«Эстетическое воспитание есть воспитание человека
в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному,
высокому, в постоянном деятельном стремлении к нему»
(Острогорский Виктор Петрович)
Музыкальное воспитание и обучение является частью воспитательного процесса в коррекционной школе. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающего мира, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.
Цель музыкального воспитания – формирование музыкальной культуры воспитанников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки, как в процессе пения, так и во время слушания музыкальных произведений. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств ребёнка, адаптации его в обществе. В основу обучения музыке заложены следующие принципы:
-коррекционная направленность;
-оптимистическая система образования;
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
Для воспитания эстетического вкуса на занятиях используются произведения отечественной музыкальной культуры и зарубежной , которая является художественно ценной.
Пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие воспитанников и способствует устранению дефектов умственно отсталого ребёнка. Известный музыкант, профессор А.Б. Гольденвейзер говорил, что музыкальный слух довольно легко поддаётся развитию, если заниматься этим достаточно планомерно и целесообразно. При регулярных и методически грамотно построенных занятиях можно добиться успехов в развитии музыкального слуха и у детей с отклонениями в умственном развитии.
В наши дни ребёнка окружает музыка разная по качеству и степени доступности, она звучит по радио, телевидению, магнитофону, плейеру, компьютеру. Такое музыкальное окружение требует строжайшего контроля со стороны педагогов, призванных оградить больных детей от вредного звучания, а , следовательно, и травмирования. Вредная музыка- это музыка, насыщенная шумовыми и ритмическими эффектами слезливая. Из сказанного не следует, что надо слушать только классическую и серьёзную музыку. Хорошая, развлекательная музыка, спокойная, мелодичная, доступная детскому пониманию, может оказать положительное влияние на психику ребёнка.
Огромное значение следует отдавать развитию музыкального слуха, так как хороший слух не только способствует лучшему музыкальному восприятию, но и влияет на развитие речи ребёнка. Одним из основных способов развития музыкального слуха, наряду с пением является слушание разнообразной, доступной пониманию детей музыки.
Другой метод развития слуха в пении, а капелла. Важно , что дети стремятся к точному воспроизведению звуков и интонации, к самостоятельному действию-пению. В конечном счёте пение а капелла является одним из средств развития музыкального слуха и способствует сплочению детского коллектива. Кроме того, дети получают большое удовольствие.
Параллельно развитию музыкального слуха идёт и развитие ритмического слуха. Коллективная игра в оркестре очень организует детей.
Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха придаётся игровым песням, так как они являются одним из видов деятельности детей младшего возраста и важнейшим средством их воспитания. Как показывает практика, игровая песня вполне может проводиться на занятиях в коррекционных школах. Игровые песни надо подбирать имеющие несложную мелодию, примитивные движения. Дети имитируют движения. Такие игры развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвующие в игровых песнях, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности. Реагируя на музыкальное звучание, ребёнок воспитывает в себе умение управлять своей нервной системой, а это очень важно для самоконтроля.
Пение-основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем аккомпанемент.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности, музыкальный слух, память, чувство ритма .В процессе пения развивается речь. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
При соблюдении гигиенических условий, то есть, при проведении в помещении с чистым воздухом, пение способствует развитию и укреплению всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Основные принципы обучения детей пению:
1.Принцип воспитывающего обучения (любовь к прекрасному, обогащение духовного мира, отрицание дурного, развитие внимания, мышления и речи).
4.Принцип наглядности (основной приём-исполнение песен педагогом)
5.Принцип сознательности (сознательного отношения к содержанию песни, технике пения)
6.Принцип прочности (чаще повторять)
От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.
Необходимо учитывать индивидуальный подход.
Основные приёмы обучения пению:
1.Показ с пояснениями.
2.Объяснение без показа.
3.игровые приёмы.
4.Вопросы.
5.Оценка качества исполнения(вселять уверенность, деликатность в оценивании).
Некоторые песни, особенно народные, необходимо исполнять без инструмента.
Народная музыка, песня понятна и близка нашим детям. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкальных инструментов. Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.
Иногда педагоги не уделяют должного внимания народным песням, считая их примитивными, неинтересными. Ближе всего детям по содержанию, несложному напеву и ритму старые крестьянские песни – хороводные, игровые, шуточные.
В музыкальных играх, танцах, театрализациях развиваются творческие способности детей. У них во время подготовки к выступлениям развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, чувство товарищества и взаимопомощи.