Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за богатство музыкального наследия;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие этических чувств, чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
2. Учебные задачи, направленные на достижение межпредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический результат с практической деятельностью;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству;
- пробуждение познавательного интереса к классике, стремление совершенствовать свой музыкальный вкус.
Оборудование: картинки с детскими музыкальными инструментами, картинка с изображением теремка, карточки для “Музыкальной копилки”, маски с изображением зверей, цветы настроения ( смайлики)
Музыкальный ряд:
1. «Теремок» - русская народная песня
«Как у наших у ворот» - русская народная песня
«Ах вы, сени» - русская народная песня
«Веселый музыкант»- исполнение песни и имитация игры на музыкальных инструментах
ХОД мероприятия
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
На нашей замечательной планете
Мечтают взрослые и дети
Попасть в страну, страну чудес,
Где сказочных зверушек полный лес.
Где белка песенки поёт
И золотой орех грызет,
Где гуси-лебеди летят
И братика украсть хотят,
Где на поляне теремок,
стоит не низок, не высок.
Я вас обрадую, ребята,
Что повезло сегодня нам.
Нас сказка ждет, нас ждут герои,
мы вместе побываем там
Вы любите сказки? Я их тоже очень люблю. Так что не будем терять времени, а какие русские народные сказки вы знаете?
(«Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка», « Курочка-Ряба» и т. д…
Очем мы сегодня будем с вами говорить и какая тема урока будет у нас вы попробуйте догадаться сами.
Послушайте внимательно загадку и догадайтесь, в какой сказке мы с вами сейчас окажемся.
На поляночке лесной
Стоял домик расписной
Всех зверушек спрятать мог
Что за домик ? ( теремок)
А что такое теремок? Как вы думаете?
-У: «Терем»- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей. Жилой в верхней части дома.
ΙΙ.Основная часть.
1.Введение в тему.
Тема сегодняшнего мероприятия “Музыка и сказка” и мы совершим путешествие в сказку. Проблема нашего сегодняшнего мероприятия будет -можно ли спеть сказку? А в конце урока попробуем ответить на этот вопрос.
На интерактивной доске – заставка «Теремок»
-Кто же помнит, как начинается сказка?
Дети рассказывают начало сказки.
-А теперь вспомним, как можно спеть основные слова сказки «Стоит в поле теремок».
2. Слушание и исполнение песни «Теремок».
Пение начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивания песни. Обращаем внимание на дикцию.
Основная тема «Стоит в поле теремок....» сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым появлением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители. Дети поют выученный запев и припев.
На окошко теремка прикрепляется фигурка мухи.
-Никто не ответил мухе, и стала она жить в теремке одна. Дети снова начинают петь основные слова: «Стоит в поле теремок...», учитель продолжает ,во втором окошке теремка появляется комар.
-Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас мы и исполним песню про муху и комара, а называется она «Как у наших у ворот».
З. Слушание и исполнение песни «Как у наших у ворот».
-О чем эта песня?
-Какой характер песни?
Песня исполняется по фразам (метод музыкального эха)
А сейчас попробуем эту песню спеть с движениями в хороводе. Дети выходят, образуют хоровод.
4. Продолжение путешествия в сказку «Теремок».
-А тем временем к нашему теремку еще кто-то приближается.
Дети садятся, исполняют запев «Стоит в поле теремок...» Учитель поет о том, что к теремку прискакала мышка, лягушка,
-Мышка и лягушка - большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Следующее задание будет не простое, а музыкальное.
5. Музыкальные загадки
Повторите за мной названия незнакомых музыкальных инструментов (труба, рояль, скрипка).
-Сколько всего на доске музыкальных инструментов?
-Назовите знакомые вам инструменты.
-Назовите те инструменты, на которые я буду указывать (труба, барабан, скрипка).
-Назовите инструмент первый по счету; последний; инструмент, который стоит между пятым и седьмым.
-Какой инструмент находится за гитарой? Какой инструмент стоит перед баяном?
6.Слушание музыкального произведения «Плясовые наигрыши».
Учитель исполняет музыкальную загадку про гармошку. Дети отгадывают.
Ну-ка кнопки нажимай
И тихонько подпевай.
Растяни меха немножко
И сыграй нам на …(гармошке)
-А как звучит эта гармошка, мы с вами сейчас послушаем.
В записи дети слушают «Плясовые наигрыши», исполняемые на саратовской гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
-Каков характер музыки? Почему вы решили, что музыка танцевальная? Чем она отличается от песни? Какое настроение вызывает у вас это произведение?
(Быстрый темп, танцевальный ритм)
Что особенного вы услышали в этой музыке, только ли гармошка исполняет эти наигрыши?
Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.
-Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками, которые прикреплены прямо к ее панели. Сейчас наигрыши прозвучат еще раз, а вы теперь внимательно прислушайтесь к звучанию саратовской гармошки, запомните ее неповторимый тембр. Повторное слушание «Плясовых наигрышей».
Поиграем в игру «Я думаю, что музыка ..» . Я буду называть определения этой музыки, но при этом буду ошибаться, т.е не всегда называть верные слова. Вам надо правильные слова повторять, а когда прозвучит слово неверное- говорить «неверно».
Солнечная, печальная, нежная, ласковая, мягкая, добрая, спокойная, грозная, тревожная, таинственная, волшебная, стремительная, колючая, сердитая, веселая, задорная, озорная, героическая и т. д.
7. Возвращение в сказку «Теремок».
К теремку возвращается заяц.
Дети поют начало песни « Теремок», учитель продолжает, в теремке появляется заяц.
-Вспомните, какую песню про веселого зайца-музыканта вы учили?
(«Веселый музыкант»)
-На каких инструментах играл заяц? (На скрипке, на балалайке, на барабане).
-А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, а показывать
движениями игру зайца-музыканта.
Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.
-В теремке появляется лиса. С ее появлением дети повторяют ритм.
К теремку приближается волк. А тем временем в теремке образовался оркестр и все звери играют на музыкальных инструментах.
Исполнение русской народной песни «Ах вы, сени» на детских музыкальных инструментах.
9. Творческая работа «Расскажи окончание сказки».
Заканчивают сказку дети самостоятельно, устно рассказывая, чем закончилась эта история.
А предлагаю собрать новый теремок в виде пазла и посадить клумбу у нашего теремка
( выбрать и посадить тот цветок, который близок вашему настроению на уроке)
ΙΙΙ. Заключительная часть.
Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам совершить это путешествие… музыка. Так может ли говорить музыка? И о чем она может говорить? (Ответы детей). Верно. Музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто слУшать, но и слЫшать его. И еще мы можем заметить, что сказку можно не только рассказать устно, но и передать ее музыкальным языком, то есть спеть. А как называются сказки, которые можно петь, об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Рефлексия
-С каким новым музыкальным инструментом вы сегодня познакомились?
-Какую сказку мы сегодня вместе с вами рассказали с помощью музыки?
-Какая песня помогала нам совершить путешествие в сказку «Теремок»?
- Я узнал… Мне понравилось… Я запомнил….
Подведение итога. Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! дети выходят из класса под музыку)