СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
«ТРИ ЧУДА ГОРОДА ЛЕДЕНЕЦ»
ОПЕРА Н. РИМСКОГО – КОРСАКОВА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»,
ЦЕЛЬ: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.
ЗАДАЧИ:
Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакого на примере муз. фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».
Обогащать словарный запас детей.
Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения.
Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально-образных импровизаций.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.
Ход:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку,
вы согласны? (Да) Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Да) Я тоже так думаю.
Ну, что ж, пора в путь. По тропинке мы пойдём, прямо в сказку попадём! (Музыкальный руководитель ведёт детей змейкой, все держаться за руки). Вот мы и пришли.
Звучит музыка из оперы «Сказка о царе Салтане»
Молодцы ребята! Вот мы и очутились в сказке, да не в простой, а музыкальной! Вы слышите призывные звуки трубы? Они зовут нас за собой, давайте пройдём и присядем на стульчики. (Дети проходят и садятся на стулья).
Показ Презентации Microsoft PowerPoint
Ночь придет, и в поднебесье звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном расписные терема.
Изумрудные орешки белка сыплет в закрома!
В этих сказках непременно происходят чудеса.
На неведомых дорожках снова слышим голоса.
На волнах Царевна-Лебедь, светит месяц под косой.
В эти сказки будешь верить, даже если ты большой.
У книги два автора.
Один из них – писатель,
Другой – художник.
С. Я. Маршак
Написал «Сказку о царе Салтане» - великий писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Иллюстрировал сказку - один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин.
"Во всё время разговора / он стоял позадь забора.." 1905г.
"В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт».
И дивясь перед собой
Видит город он большой…"
“Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился…"
"Царь Салтан зовёт их в гости…."
Великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков написал сказочную оперу "Сказка о царе Салтане" на пушкинский текст в год столетия со дня рождения А.С. Пушкина.
Первое чудо города Леденец – белочка. Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.
Песенка белки – это русская народная песня
"Во саду ли, в огороде".
В музыке белки есть « присвисточка». Её исполняет музыкальный инструмент с забавным названием:
«флейта – пикколо», что в переводе с итальянского языка означает маленькая флейта. Голос у флейты – пикколо тонкий, высокий и немножко свистящий.
Следующее чудо "Сказки о царе Салтане" - Тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором.
Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.
Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри.
Музыка их мужественная, торжественная, похожа на марш.
Она рисует гордую поступь богатырей.
Следующее чудо города Леденца – прекрасная Царевна – Лебедь. Обратите внимание: как переливаются цвета, как появляется из перьев лицо царевны, как она на глазах превращается из птицы в девушку.
Царевна эта необычайная, волшебная. Это и человек , и птица. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная. Мелодия похожа на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица превращается в девушку, в её музыке звучит русская Михаил народная мелодия «На море утушка купалася».
Ребята, я предлагаю совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас? (мужественные, бодрые, чёткие). А девочки превратятся в царевну – лебедь. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные).
Дети берут элементы костюмов и исполняют танцевальную импровизацию под прослушанную музыку.
Молодцы, вы были настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей музыки. Но нам пора возвращать в группу. Возьмёмся все за руки. По тропинке мы пойдём снова в группу попадём.