«методы и приемы вокальной работы над произведением».
«методы и приемы вокальной работы над произведением».
Первое знакомство с произведением - очень важный момент, от которого зависит заинтересованность участников предстоящей работой и успех последующих репетиций. Прежде всего, знакомим учащихся с музыкально-поэтическим содержанием песни. При этом даём дополнительные сведения из русской истории, живописи, народного творчества.
Проводя такую беседу нужно не упускать из виду главную её цель - вызвать интерес к сочинению, что, соответственно, требовало от нас увлечённости, эмоциональности, артистизма.
После общего ознакомления учащихся с произведением приступаем к разбору его музыкального текста. Как нам показала практика, во всех случаях на начальной стадии работы не должно быть неряшливости, небрежного отношения к встречающимся ошибкам.
Разбирать произведение небольшими частями, и дольше останавливаться на более трудных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««методы и приемы вокальной работы над произведением».»
Методические рекомендации.
Тема:
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ».
Подготовила преп.Яцкова Л.В.
2019г.
Первое знакомство с произведением - очень важный момент, от которого зависит заинтересованность участников предстоящей работой и успех последующих репетиций. Прежде всего, знакомим учащихся с музыкально-поэтическим содержанием песни. При этом даём дополнительные сведения из русской истории, живописи, народного творчества.
Проводя такую беседу нужно не упускать из виду главную её цель - вызвать интерес к сочинению, что, соответственно, требовало от нас увлечённости, эмоциональности, артистизма.
После общего ознакомления учащихся с произведением приступаем к разбору его музыкального текста. Как нам показала практика, во всех случаях на начальной стадии работы не должно быть неряшливости, небрежного отношения к встречающимся ошибкам.
Разбирать произведение небольшими частями, и дольше останавливаться на более трудных.
На первом этапе разучивания особого внимания требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. Вместе с тем с самого начала нельзя упускать из виду и другие моменты. В частности, необходимо, чтобы дети чувствовали и осознавали направление музыкальной речи, фразировку, опорные точки, к которым устремляется мелодическое движение. Иначе пение будет представлять собой механический акт, формальное пение.
Работая над отдельными частями, нужно стараться не терять ощущения целого на всём протяжении разучивания. Поработав над какой-либо фразой, каким-нибудь сложным фрагментом, включаем их затем в общий контекст.
Методы работы над песней - зависят от ее содержания, характера и формы. Протяжные, героические, некоторые величальные исполняются без элементов движения или театрализации. Они связаны исключительно с пением как проявлением вокального исполнительского мастерства. А песни плясовые, хороводные, игровые и частично лирические с элементами сценического движения. Эти песни вносят исполнительскую манеру черт подлинной народности, динамику, жанровое разнообразие. Роль жеста в народном пении очень велика. Многие песни сопровождаются своеобразными движениями рук, головы, что помогает выразить характер, эмоциональный пульс песни.
Положение рук, головы, движения ног и вся мимика могут стать подлинно художественным средством исполнения. Работа над песнями с элементами движения основана на изучении живой народной исполнительской традиции. В хороводах и игровых песнях движение подчинено содержанию действия и часто иллюстрирует его. Хороводные песни сопровождаются движением по кругу с различными перестроениями. Движение в игровых песнях связывается с содержанием текста. В плясовых - элементы движения, пляски не иллюстрируют текст, здесь важен общий ритм, характер. В частушках приплясы, или «проходки», используются с целью подчеркивания ее смысла. Они ведут свое начало от народно-бытовых приемов исполнения частушек, когда поочередно из большого хоровода отделяются частушечницы - запевалы, а после частушки обязательно приплясывают с дробями.
При сценическом решении той или иной песни многое определяет вкус и творческая фантазия учителя.
Выработка у учащихся навыков вокально-хоровой техники, изучение ими музыкальной грамоты и сольфеджио, расширение знаний по истории и теории музыки - все направлено на то, чтобы в конечном результате выучить и исполнить конкретную программу.
Внутренней эмоциональной активности певцов необходимо добиваться уже на первых уроках и каждый раз заставлять их переживать песню заново. Собственно на этом основывается и процесс разучивания песни.
Обдумывая и составляя план исполнения той или иной песни, опираемся не только на своё понимание художественных образов, но на чувства и творческую инициативу самих певцов.
Большую роль играют солисты. Поэтому особо следует поработать над сольными фразами, определяющими звучание каждого куплета.
В партитурах народных песен, как правило, не выставляются нюансы. Это продукт коллективного исполнения. В народной песне устанавливается один основной уровень звучности. Динамика его зависит, прежде всего, от содержания текста, а также от жанра песни и обстановки, в которой эта песня исполняется в быту.
Приемы работы.
Пропевание в замедленном темпе.
Предпосылка педагогической целесообразности этого приёма состоит в том, что медленный темп даёт певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для контроля над ним и в какой-то степени даже для его анализа. Управлять голосом чрезвычайно трудно. В сущности весь процесс звукоизвлечения, интонирования осуществляется и регулируется в пении с помощью навыка слушания и качественной оценки звучания самим певцом. Понятно в связи с этим, что пение в замедленном темпе лучше способствует осознанию исполнительских задач и свободному овладению необходимыми навыками. Всё сказанное относится главным образом к произведениям, которых характерно оживлённое или быстрое движение.
Остановки на звуках.
Если пропевание в замедленном темпе не даёт необходимого эффекта, можно прибегнуть к полной остановке движения на звуках, составляющих сложный интонационный оборот, то есть к введению ферматы. Предпосылка действия этого приёма та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Однако, благодаря тому, что он даёт возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, его эффективность гораздо выше.
Ритмическое дробление.
Необходимым условием всякого полноценного исполнения является его ритмичность. Наиболее характерные нарушения ритма - это недопевание долгих длительностей при появлении коротких, и наоборот, ускорение мелких длительностей и замедление крупных. Для избежания этих недостатков полезно использовать способ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие. Эффективным приёмом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке. В этом случае внимание певцов сосредотачивается на ритмической стороне исполнения, что способствует более быстрому освоению того или иного сложного оборота. Грубейшей ошибкой в процессе работы над произведением является невнимательное отношение к паузам.
Использование вспомогательного материала.
В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, как построенным на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.
Дополнительные упражнения используют и в работе над дикцией. Чаще всего - это упражнения на различные слоги, цель которых - способствовать активизации артикуляционного аппарата.
Например: ды, ну, зы, та, ры, ле - упражнения для активации языка;
ба, па, во, мА - для активации губ. В качестве упражнений используют также скороговорки.
Нет ничего тоскливее для участников хора, чем многократное пропевание трудных мест без каких-либо конкретных указаний. Каждый повтор объясняется, с какой целью он проводится.
В разное время работы над произведением роль элементов художественного и технического начала неоднозначна: на стадии разучивания, естественно, превалируют технические моменты, на стадии художественной отделки больше внимания уделяется выразительным средствам исполнения.
Проблема репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар как совокупность произведений, исполняющихся тем или иным хором, солистом, ансамблем составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление . Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим к деятельности .
От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства , перспективы развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь.
Задача репертуара - неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление , творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память»! Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальные удобства - эти качества делают песню незаменимым материалом для пения.
3. Доступность для коллектива,солиста (осмысление текста, вокальная техника).
4. Постепенное увеличение исполнительских трудностей.
5. Возможность использования изучаемых произведений в концерте.
6. Подбирать произведения для учебных целей, но количество таких произведений должно быть ограничено.
7. Разнообразие репертуара.
Знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет учителю правильно наладить вокально-хоровые занятия.
В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука.
Они делятся на дисканты и альты.
Дискант - высокий детский голос, его диапазон до (I) - соль (II).
Альт - низкий детский голос, его диапазон соль(малой) - ми (II).
Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
- запись основных правил пения на плакатах;
- постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
- юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;
- различные индивидуальные занятия и рисунки на темы исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
- одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
- использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
- формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путем стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Учащиеся единодушны во мнении: когда учиться интересно - учиться легко, учиться хочется. Возбуждению и развитию интереса способствуют условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознание смысла и результатов своих усилий.
Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
Интересы - эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Интерес носит непосредственный и опосредованный характер. Непосредственный - это интерес к самому процессу деятельности. Опосредованный - это интерес к результатам деятельности: а) просто к выступлениям; б) чему научились.
Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. С поступлением в школу, интерес ребёнка постепенно переключается с игровой деятельности на учение. Уже в младшем школьном возрасте интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к её содержанию; интерес к фактам. Повышается интерес к творческой стороне работы.
Наличие интереса является одним из главнейших условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у учащихся является показателем серьёзных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках . От её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием школьников.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
Большое значение для творчества детей, для их музыкального мышления имеют механизмы голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные, исполнительские возможности и способности каждого ребенка, его одаренность. От певческого регистра и диапазона голоса зависят как вокальные возможности ребенка, так и репертуарные. Без знаний физиологических и вокальных особенностей детского голоса педагогу сложно выявить верные регистры и примарные зоны детских голосов, трудно подобрать для исполнения репертуар в диапазоне, соответствующим возрастным возможностям детей, непросто «поставить» певческое дыхание, достичь четкой дикции ровного и легкого звуковедения, добиться вокального мастерства.
Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Это различие особенно заметно между голосами мальчиков и мужчин.
Детские голоса имеют высокое голосовое звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, но обладают собой серебристостью и лёгкостью. Хотя голоса детей и уступают по силе голосам взрослых, но отличаются большей звонкостью и «полётностью».