Эта публикация предназначена для просветительской работы с учащимися общеобразовательных школ города. Она рассказывает об истории создания фортепиано, об особенностях этого инструмента, о его выразительных свойствах; о том как создается музыка композитором, как исполнитель передает замысел композитора. С помощью сказки дети познакомятся с музыкой Д.Шостаковича. Сказка поможет ярче раскрыть музыку Д. Шостаковича.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этот удивительный инструмент фортепиано »
Тематический концерт для учащихся общеобразовательных школ
г. Торжка «Этот удивительный инструмент- фортепиано»
Здравствуйте дорогие ребята! Мы рады видеть вас в концертном зале детской школы искусств.(картинка «рояль»).
Сегодня мы будем слушать и разговаривать об инструменте, чье имя состоит из двух итальянских слов: форте и пиано. По русски его следовало бы звать «громко-тихо», а называют его «рояль», что в переводе значит «королевский».
(картинка «клавесин») А вот предшественник рояля – благородный клавесин. Он царил в музыкальном мире в XVII- XVIII веках. Сердце клавесина билось иначе: от щипка струн перышками, а не молоточками как сейчас. И состоял он из двух клавиатур, расположенных одна над другой: нижняя для громких звуков, а верхняя для тихих звуков.(картинка «клавесин») Обратите внимание - клавиши нижние были черными, а верхние белыми, чтобы женские пальчики красиво выделялись на фоне черных клавиш. Это было неудобно для игры, но красиво.
.(картинка «рояль черный»). В 18 веке появились первые фортепиано, где звук образовывался от удара молоточков по струнам и звук можно было постепенно усиливать, уменьшать и окрашивать разными красками, все зависело от силы нажатия клавиши. Инструмент приобрел большую популярность. Композиторы стали дарить фортепиано свои лучшие сочинения и повсюду фортепиано встречали восторженными овациями.
Инструмент постоянно совершенствовался.(картинка «пианино»). Для того чтобы он появился не только в концертных залах, но и в квартирах, рояль заменил его меньший отпрыск – пианино.(вторая картинка «пианино»). Если это слово перевести на русский язык, получится что-то вроде «тихони». Но не думайте, что это такой уж скромненький инструмент. Он умеет делать все, что и рояль, и наши ребята в этом убедились.
(картинка остается «пианино») Слово «музыка» происходит от греческого и обозначает «искусство муз». А в древнегреческой мифологии музы – это богини, покровительницы искусства и наук.
Как же происходит рождение музыки? В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Для нас это самые обычные звуки. А композитор – это не совсем обычный человек, своего рода волшебник, маг, который благодаря своему дару может услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.
Но вот музыка создана и записана. Как мы, слушатели, услышим это произведение? В этом нам и поможет музыкант-исполнитель; человек, владеющий музыкальным инструментом. Талантливый исполнитель расшифрует для слушателя нотную запись композитора, оживит ее, увлечет слушателя своим исполнением. Конечно, чтобы стать хорошим исполнителем, надо много знать и уметь, долго учиться мастерству. Сегодня перед вами выступят учащиеся фортепианного отделения детской школы искусств, они постараются доставить вам удовольствие исполняемой музыкой.
Откроет наш концерт фортепианный ансамбль Выжимова Софья, Чупряева Вика. В их исполнении прозвучит известный свадебный марш немецкого композитора Мендельсона.
Слово ансамбль – французское и обозначает «вместе». Нашим ребятам очень нравится играть вместе, потому что в четыре руки инструмент звучит ярче, краски его богаче, да и играть вместе интереснее. Ансамбль ШаминаП.- Лобанов И. исполнят «Польку» немецкого композитора Штрауса.
А сейчас с помощью музыки замечательного советского композитора 20 века Дмитрия Шостаковича и, конечно, фортепиано мы с вами послушаем сказку (Шамина П. играет «Романс» Шостаковича) об одной маленькой девочке, которая заболела, и поэтому сидела дома, смотрела в окно, как играют другие дети и очень скучала. Так до слез грустно наблюдать веселье из окна. Особенно , когда ты маленькая веселая девочка. Горлышко болит и мама не велит вставать с постели. На улице в это время стояла великолепная погода, дети лепили снеговика, катались на санках и веселились. Малышке стало очень грустно. Она смотрела на свои игрушки, ей так хотелось, чтобы они были живыми..
Слова: Девочка легла в постель и с ее глаз покатились слезы. Одна даже попала на игрушечного мишку. И - о чудо! Медведь ожил и завел веселую, радостную музыку на своем инструменте – шарманке. Все вокруг заискрилось, а прекрасная балерина закружилась в вальсе с маленьким оловянным солдатиком
Головицкая Ульяна исполняет «Вальс- шутку»
Слова: А вот и Петрушка с матрешками подхватили эстафету веселья
Кравченко Лада исполняет Шарманку
Слова: Ох, уж, эти веселые матрешки, закружились сами и закружили нашего петрушку, так , что он упал вместе с гармошкой.
Головицка Ульяна исполняет Танец ре мажор
Слова: Как же хорош кот в сапогах! Такой галантный, вежливый. Все игрушки рады его приглашению. Удивительно, он предложил и девочке станцевать с ним гавот – старинный французский танец! Отказать ему в танце просто невозможно.
Шекалис Маша исполняет Гавот
Слова: И зайцы, и медведь, мячик, пупс, и даже серьезная кукла Мальвина тоже стараются приободрить девочку и танцуют задорную польку! Сначала тихонько, потом все смелее, задорней, игривей, веселее. От такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки! Ноги сами так и идут в пляс!
Лобанова Оля исполняет Польку.
Слова: Ах! Как же куклы хотят, чтобы их маленькая хозяйка поскорее выздоровела. И они все вместе закружились в волшебном, сказочно красивом вальсе.
Шекалис Маша исполняет Лирический вальс
Слова : Девочка так закружилась, что не заметила как заснула. А утром она проснулась совершенно здоровой! Вот так игрушки вместе с прекрасной музыкой вылечили свою хозяйку.
А мы продолжаем наш концерт и вы вновь услышите выступление учащихся фортепианного отделения.
Выступает Головицкая Ульяна Шостакович танец
Выступает фортепианный ансамбль Выжимова София – Чупряева Виктория
Норвежский композитор Григ «В пещере горного короля»
В заключении выступит форт анс. Шамина П.- Лобанов И. «Приглашение к танцу» Вариации на очень известную мелодию».
Композитор В.Гаврилин Тарантелла. Это подвижный итальянский танец, а название связано с жуком тарантулом, укус его смертелен, чтобы избежать укуса нужно прыгать, кружиться, вращаться,т.е. активно двигаться, тогда жук отступит. Наш концерт окончен. Я надеюсь, что встреча с таким замечательным инструментом – фортепиано – вам запомнится. А кто-то возможно захочет научиться играть на фортепиано! Приходите к нам в детскую школу искусств. Мы ждем вас, ребята!